Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 февраля 2003 г. N КА-А41/285-03
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее МОФОМС) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации г. Троицка Московской области о взыскании 3156988,01 рублей, составляющих недоимку по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения в сумме 1546800 рублей и пени на эту сумму в размере 1610188 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Троицкое финансовое управление Минфина Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.02 в иске отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". МОФОМС считает неправомерными выводы суда о том, что взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения взыскиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, так как взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения не являются налоговыми платежами и уплачиваются в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
В судебном заседании представители МОФОМС поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы как необоснованной, отзыв на жалобу не представили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением арбитражным судом первой инстанции норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в арбитражный суд за взысканием с Администрации г. Троицка Московской области 3156988,01 рублей недоимки по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения за период с 01.11.95 по 31.12.00 и пени на указанную сумму.
При принятии решения, арбитражный суд исходил из того, что платежи на обязательное социальное страхование неработающего населения представляют собой налоговые платежи, на взыскание которых распространяются требования налогового законодательства, в том числе о сроках обращения налогового органа за их взысканием в судебном порядке. В связи с пропуском МОФОМС установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки в иске отказано.
С указанными выводами суда первой инстанции согласится нельзя.
Как следует из абз. 7 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" перечень налоговых платежей определен в ст. 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Страховые взносы на обязательное социальное страхование неработающего населения в перечне налоговых платежей, указанных в этом законе, отсутствуют.
Делая вывод о том, что МОФОМС является участником регулируемых налоговым законодательством отношений, в связи с чем на него распространяются требования п. 3 ст. 48 НК РФ, суд не принял во внимание, что органы внебюджетных фондов наделяются правами и обязанностями налоговых органов только в случае, прямо предусмотренном федеральным законом (ст. 34.1 НК РФ).
Вместе с тем, п. 10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее Положение), регулирующий спорные правоотношения, не устанавливает, что при взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование неработающего населения органы фонда имеют права и обязанности налоговых органов.
Арбитражный суд отношения, сложившиеся между сторонами по делу, с учетом указанных требований закона не исследовал и правовой оценки им не дал.
В соответствии со ст.ст. 167, 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд обязан установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вместе с тем, арбитражный суд не проверил наличие предусмотренных Положением оснований уплаты взносов, обоснованность размера взыскиваемой суммы.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо правильно определить взаимоотношения между сторонами по делу, проверить наличие у администрации установленной Положением основания уплачивать взносы, обоснованность размера взыскиваемой суммы.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2002 г. по делу N А41-К2-13504/02 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2003 г. N КА-А41/285-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании