г. Краснодар |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А32-54018/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474) - Копысов А.С. (доверенность от 05.12.2017), в отсутствие ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в г. Сочи", Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-54018/2017, установил следующее.
СПАО "Ингосстрах" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о признании права собственности на нежилое здание площадью 713,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, просп. Олимпийский, участок N 17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в г. Сочи" (далее - комитет), МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением от 29.05.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2018, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок выделен обществу для размещения временных выставочных павильонов, которые подлежали демонтажу после проведения Олимпийских игр, а не для строительства капитального объекта.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель не согласен с выводами судов об отсутствии у спорной постройки признаков объекта недвижимого имущества. Выставочные павильоны возведены на основании договора о партнерстве от 28.02.2011 N MAR/11/02/28-1 и соглашения.
При рассмотрении дела суды не ставили вопрос, касающийся капитальности строения. Согласно техническому паспорту спорный объект определен как нежилое здание, и имеет 5-ю группу капитальности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в период подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи комитет и общество заключили договор о партнерстве от 28.02.2011 N MAR/11/02/28-1, по условиям которого обществу предоставлялись права партнера Олимпийской команды России.
Согласно пункту 41 приложения D1 к договору, общество получило право на организацию выставочных павильонов партнера на период проведения Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
В соответствии с пунктом 4.3.5 соглашения, владелец активностей обязуется демонтировать временную инфраструктуру, возведенную в Олимпийском парке, а также очистить территорию размещения временной инфраструктуры и привести территорию в состояние, в котором она находилась до ее предоставления владельцу активностей, в течение 40 (сорока) календарных дней с даты проведения церемонии закрытия Паралимпийских игр или ранее по согласованию с оргкомитетом.
В пункте 1.8 соглашения определено, что активности - выставки и иные мероприятия, которые будут проводиться владельцем активностей в выставочном павильоне, возведенном владельцем активностей в зоне общего доступа Олимпийского парка.
Общество (заказчик) и ООО "Новый дом" (подрядчик) заключили договор подряда от 09.12.2013 N 2694117/13, на основании которого с 09.12.2013 по 08.01.2014 на части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:1525 по адресу: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, Имеретинская низменность, возведен выставочный павильон площадью 713,2 кв. м.
По условиям пункта 1.1 договора подряда от 09.12.2013 N 269411/13 подрядчик принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по возведению здания, приспособленного для проведения выставочных мероприятий, направленных на передачу информации о страховых услугах общества широкому кругу потенциальных страхователей - посетителей Олимпийского парка XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:1525 выделен земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 23:49:0402041:2962, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, просп. Олимпийский, участок N 17.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:2962 перешел в собственность муниципального образования г. Сочи 06.06.2017 (выписка из ЕГРН от 21.06.2017).
Ссылаясь на невозможность оформления права собственности на возведенный объект в административном порядке, общество обратилось в суд.
Согласно пункту 13 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию выдавали федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации при утверждении Программы строительства.
Вопрос безопасности возведенного объекта и возможности его легализации определяется специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными специальными нормативно-правовыми актами.
Суды установили, что функции и права комитета сводились к организации игр и осуществлению координационных действии; он не отвечал за строительство объектов на территории проведения игр, не согласовывал их размещение и строительство.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, в том числе фотоматериал, заключение кадастрового инженера от 05.04.2018 N 08/18-закл., технический паспорт объекта по состоянию на 03.07.2017, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что спорный объект не может быть отнесен к категории недвижимого имущества, и пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении иска. Суды обоснованно исходили из того, что комитет предоставлял обществу возможность для размещения временной инфраструктуры, которая подлежала демонтажу после проведения Олимпийских игр. Воля комитета при заключении партнерского договора и соглашения с обществом не была направлена на предоставление земельного участка для размещения объекта, отвечающего признакам недвижимости.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А32-54018/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.