г. Краснодар |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А32-49337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчиков - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556) - Верхотуровой А.Ю. (доверенность от 09.06.2018), Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737, ОГРН 1037700029620) - Верхотуровой А.Ю. (доверенность от 09.06.2018), в отсутствие истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения ""Противотуберкулезный диспансер N 7" министерства здравоохранения Краснодарского края" (ИНН 2331010437, ОГРН 1022303857289), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2018 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (судьи Нарышкина Н.В., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-49337/2017, установил следующее.
ГБУЗ ""Противотуберкулезный диспансер N 7" министерства здравоохранения Краснодарского края" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению МВД РФ по Краснодарскому краю (далее - управление), МВД РФ (далее - министерство) о взыскании 207 326 рублей задолженности за оказанные услуги.
Решением от 08.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.2018, иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице министерства за счет средств федеральной казны в пользу учреждения взыскано 207 326 рублей задолженности. В иске к управлению отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, договорные отношения между истцом и ответчиком в спорный период отсутствовали, период оказания услуг выходит за пределы финансового года, а значит, услуги не оказывались в рамках государственного контракта, обязательства по оплате оказанных услуг министерству не передавались. Истец не представил доказательства, подтверждающие факт оказания услуг, а именно направления УФМС России по Краснодарскому краю и заключения по результатам освидетельствования граждан Украины.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчиков, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФМС России по Краснодарскому краю и учреждение заключили государственный контракт от 01.07.2015 N 34 п/у на оказание услуг по обязательному медицинскому освидетельствованию граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации для получения временного убежища.
В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.07.2014 N 389н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища", постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке", приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 11.09.2015 N 5184 "Об утверждении перечня медицинских организаций, осуществляющих на территории Краснодарского края обязательное медицинское освидетельствование граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Краснодарского края в поисках убежища" учреждение в 2015 - 2016 годах оказало УФМС России по Краснодарскому краю платные медицинские услуги по обязательному медицинскому освидетельствованию граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации для получения временного убежища, а также прибывших с ними в поисках убежища членов их семей, на сумму 207 326 рублей согласно списку граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации для получения временного убежища, проходящих обязательное медицинское освидетельствование (июль 2015 года - апрель 2016 года включительно).
В подтверждение факта оказания услуг истец представил подписанный в двустороннем порядке без замечаний и разногласий акт оказания услуг от 20.12.2016 N ТД000135. Претензий по объему, срокам и качеству оказываемых услуг учреждению не поступало.
29 июня 2017 года истец направил УФМС России по Краснодарскому краю письмо N 918, в котором указал на наличие задолженности и предложил ее уплатить. Претензия оставлена без удовлетворения.
Неоплата задолженности за оказанные услуги явилась основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск за счет Российской Федерации в лице министерства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Судами установлено, что факт оказания услуг истцом подтверждается подписанным актом оказанных услуг от 20.12.2016 N ТД000135 на сумму 207 326 рублей, который оценен судами на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признан надлежащим доказательством по делу, в достаточной степени подтверждающим обоснованность требований истца.
Подлежит отклонению ссылка заявителя жалобы на отсутствие договорных отношений между сторонами в качестве основания к неоплате оказанных истцом услуг.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Оказание платных медицинских услуг учреждением соответствует сделке по возмездному оказанию услуг, где количество, объем, цена и сумма оказанных услуг согласованы в момент их принятия УФМС России по Краснодарскому краю по акту об оказании услуг от 20.12.2016 N ТД000135.
В соответствии с названным актом услуги выполнены учреждением полностью и в срок, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг заказчик не имеет.
Подписание указанного акта свидетельствует о потребительской ценности для УФМС России по Краснодарскому краю полученного результата, желании им воспользоваться и устанавливает обязанность оплатить оказанные услуги.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156) Федеральная миграционная служба упразднена. Функции и полномочия Федеральной миграционной службы переданы министерству.
Пунктом 3 Указа N 156 установлено, что министерство является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы (подпункт "б" названного пункта).
Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с названным Указом (подпункт "б" пункта 6 Указа N 156), а министерству - обеспечить непрерывность осуществления передаваемых ему функций и полномочий (подпункт "а" пункта 7 Указа N 156).
Пунктом 5 Указа N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, до 01.06.2016.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и размещенных в открытом доступе на сайте налогового органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, следует, что УФМС России по Краснодарскому краю 20.10.2017 исключено из ЕГРЮЛ.
Из правовых позиций, сформированных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 10166/06, от 31.01.2006 N 10348/05, следует, что фактически в данном случае речь идет о распределении компетенции между государственными органами, приобретающими и осуществляющими имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени Российской Федерации (пункт 1 статьи 125 Кодекса).
Перераспределение собственником имущества полномочий по распоряжению этим имуществом не затрагивает установленных с его участием гражданских правоотношений и не лишает новое лицо, представляющее собственника, реализации всех имеющихся у него прав и обязанностей.
В данном же случае имущественные права и обязанности перешли к министерству, которое представляет федеральную казну.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости взыскания задолженности за оказанные услуги с Российской Федерации в лице министерства.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А32-49337/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Указа N 156 установлено, что министерство является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы (подпункт "б" названного пункта).
Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с названным Указом (подпункт "б" пункта 6 Указа N 156), а министерству - обеспечить непрерывность осуществления передаваемых ему функций и полномочий (подпункт "а" пункта 7 Указа N 156).
Пунктом 5 Указа N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, до 01.06.2016.
...
Из правовых позиций, сформированных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 10166/06, от 31.01.2006 N 10348/05, следует, что фактически в данном случае речь идет о распределении компетенции между государственными органами, приобретающими и осуществляющими имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени Российской Федерации (пункт 1 статьи 125 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф08-10735/18 по делу N А32-49337/2017