г. Краснодар |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А32-52503/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Рябич А.М. (доверенность от 25.12.2017) и Сергеевой В.С. (доверенность от 14.08.2018), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-52503/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0111000:5, имеющий местоположение: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский р-н, 18-й км дороги на х. Аджановка (балка Камянского), за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем, оформленное уведомлением от 15.10.2017 N 23/153/001/600/20-17-6550;
- обязать произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0111000:5, имеющий местоположение: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский р-н, 18-й км дороги на х. Аджановка (балка Камянского), за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем в установленный законом срок.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьях 1, 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), статьях 3, 18, 77, 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Заявление мотивировано незаконностью решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), Кубанское бассейновое водное управление (далее - бассейновое управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что в целях разграничения государственной собственности на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:25:0111000:5, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, 18-й км дороги на х. Аджановка (балка Камянского), департаментом в Управление Росреестра подано заявление о проведении государственной регистрации права собственности на данный объект за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем. К заявлению от 06.09.2017 прилагались доверенность и выписка из Реестра земельных участков от 06.09.2017, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию. Уведомлением управления Росреестра о приостановлении осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 31.05.2017 N 23/001/001/809/2017-9051 регистрация права собственности за субъектом Российской Федерации приостановлена ввиду отсутствия оснований возникновения права в силу закона. Впоследствии регистрирующим органом принято решение от 15.10.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра, нарушающего права (интересы) представителя публичного собственника земли, департамент оспорил его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 1, 27, 29, 41 Закона N 218-ФЗ, статьями 1, 5, 8, 31 Водного кодекса. Суды исходили из того, что 15.09.2017 при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлен факт нахождения в границах земельного участка водного объекта - лимана Головного. На основании пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" направлены запросы в территориальное управление и бассейновое управление с целью исключения возможности принадлежности представленного на регистрацию имущества к федеральной собственности. От территориального управления 26.09.2017 получен ответ, из содержания которого следует, что лиман Головной (равно как и Балка Камянского) не являются искусственными водными объектами (прудами). Они являются незаконно приватизированными водными объектами, что подтверждено решением Приморско-Ахтарского районного суда от 29.07.2014 и апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 17.09.2015 по делу N 33-18609/15. Проанализировав представленные в дело документы применительно к нормам Водного кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что объект, представленный на государственную регистрацию прав, представляет собой поверхностный водный объект, который в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности. Государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) на земельный участок, в состав границ которого включен федеральный водный объект, недопустима. Судами общей юрисдикции по делу N 2-604/2014 установлено, что по сведениям, представленных бассейновым управлением, сведения о водных объектах Балка Камянского, лиман Головной в гидрологической изученности отсутствуют. Однако на официальных топографических картах обозначены сооружения прудового комплекса, а также водные объекты - Ахтарские соленые озера, балка Камянского. Учтены судами также правовые выводы, содержащиеся в постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2015 по делу N А63-6060/2014 (по вопросу о принадлежности прудов, находящихся в балке (водотоке рек), к федеральной собственности). Довод департамента об отсутствии сведений о водных объектах в государственном водном регистре, судами отклонен, которые указали, что отсутствие соответствующей информации не лишает суд возможности определить его принадлежность и другие характеристики с использованием сведений, содержащихся в иных источниках, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств. Согласно ответу бассейнового управления, имеющемуся в материалах дела, в границах земельного участка находятся водные объекты - Ахтарские соленые озера, балка Камянского. Судом также исследован реестр зарегистрированных в реестре зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических объектов Краснодарского края, находящийся в свободном доступе. Так, в указанный реестр внесена балка Камянского (лист 129). Поскольку материалы дела подтверждают, что в границах спорного земельного участка расположен поверхностный водный объект (балка Камянского), который в силу норм водного законодательства относится исключительно к федеральной собственности, управление Росреестра правомерно отказало департаменту в регистрации права собственности на данный участок за Краснодарским краем. В этой связи заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды необоснованно сослались на правовые выводы, содержащиеся в постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2015 по делу N А63-6060/2014, а также выводы судов общей юрисдикции по делу, непосредственно не исследованные в судебных заседаниях. Суд самостоятельно собрал и оценил не исследованные в судебных заседаниях доказательства, в частности реестр зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических объектов Краснодарского края, результаты оценки, которого судом первой инстанции приведены в решении. При этом судебный акт суда первой инстанции не содержит результатов исследования и оценки постановления главы администрации Приморско-Ахтарского района Краснодарского края от 03.04.2001 N 200 "Об изъятии земельных участков у АОЗТ "Голубая Нива" и передаче их в земли фонда перераспределения района". На искусственное происхождение земельного участка указывается также в судебных актах по делу N А32-43489/2015. При разрешении спора по названному делу апелляционный суд установил, что нагульный пруд N 1 (как и полносистемное прудовое хозяйство, образованное гидротехническими сооружениями на землях сельскохозяйственного назначения) не относится к водным объектам федеральной собственности, а представляет собой искусственное сооружение, не имеющее прямой гидрологической связи с природными водными объектами. Забор воды в нагульный пруд осуществляется из Кирпильского лимана (водного объекта федеральной собственности) по магистральному обводному каналу машинной подачей насосными станциями на соответствующие производственные участки, включая наполнение указанного пруда. Согласно представленному в материалы дела письму Кубанского бассейнового водного управления от 04.04.2018 N 01-07/2351 сведения о водных объектах в государственном водном реестре отсутствуют. Заявитель обращает также внимание на пункт 7 Рекомендаций по правовым вопросам, рассмотренным на заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Кавказского округа 01.06.2018. В нем указано на законную возможность нахождения земельных участков с размещенными мелиоративными системами в собственности субъекта Российской Федерации. Из приведенных департаментом доказательств, ввиду отсутствия зарегистрированных прав на земельный участок площадью 774,2891 га с кадастровым номером 23:25:0111000:5, следует вывод об отнесении данного объекта к краевому уровню собственности.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы кассационной жалобы, которую просили удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в целях разграничения государственной собственности на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:25:0111000:5, расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, 18-й км дороги на х. Аджановка (балка Камянского) департаментом подано заявление о проведении государственной регистрации права собственности на данный участок за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем.
К заявлению о государственной регистрации права департаментом приложены доверенность представителя и выписка из Реестра земельных участков от 06.09.2017, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Уведомлением управления Росреестра о приостановлении осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 31.05.2017 N 23/001/001/809/2017-9051 регистрация права собственности за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем приостановлена ввиду наличия у государственного регистратора сомнений в правомерности оснований возникновения у субъекта Российской Федерации прав на земельный участок в силу закона.
В ходе проведения правовой экспертизы государственной регистратором на основании пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" направлены запросы в территориальное управление и бассейновое управление с целью исключения факта принадлежности земельного участка к федеральной собственности.
26 сентября 2017 года получен ответ территориального управления, из содержания которого следует, что лиман Головной (равно и Балка Камянского) не являются прудами. Данные объекты являются незаконно приватизированными федеральными водными объектами, что подтверждено решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 29.07.2014 и апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 17.09.2015 по делу N 33-18609/15.
Впоследствии государственным регистратором принято решение от 15.10.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0111000:5.
Указывая на незаконность решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, нарушающий права представителя публичного собственника (Краснодарского края), департамент оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в следующих случаях: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) мотивирован наличием в границах земельного участка с кадастровым номером 23:25:0111000:5 поверхностного водного объекта, являющегося федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса в собственности в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
На основании статьи 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Под прудами в юридической литературе понимаются небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но могущие составлять каскады. Для пруда характерен слабый уклон дна, достаточно крутые берега, устойчивое к размыву ложе, ярко выраженная литораль (полоса берега, заливаемая в паводок и обсыхающая в межень). Пруды обычно сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках, карьерах. Пруды на водотоках имеют плотины. Пруды могут возникать также путем создания искусственных выемок в земле (копани). Как правило, представляют собой водоемы площадью не более 1 кв. км.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса).
Исследовав предоставленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, с учетом обстоятельств, установленных ранее судами общей юрисдикции в рамках дела N 2-604/2014, судебные инстанции признали, что в границах спорного земельного участка расположен поверхностный водный объект (балка Камянского), являющийся федеральной собственностью. Из ответа бассейнового управления также следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:25:0111000:5 находятся водные объекты - Ахтарские соленые озера, балка Камянского. В реестре зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических объектов Краснодарского края, находящемся в свободном доступе, также поименована балка Камянского (лист 129). Учитывая, что расположенный в границах земельного участка поверхностный водный объект (балка Камянского) не подпадает под часть 2 статьи 8 Водного кодекса, то такой объект в силу прямого указания закона относится к собственности Российской Федерации. Регистрация права собственности за субъектом Российской Федерации на земельный участок с включенным в него поверхностным водным объектом, не являющимся прудом (обводненным карьером), будет противоречить нормам действующего законодательства. С учетом приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций отказали департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе департамент приводит доводы о необоснованности выводов судебных инстанций о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:25:0111000:5 поверхностного водного объекта, относящегося к федеральному уровню собственности. Заявитель полагает, что право собственности на спорный участок подлежит государственной регистрации за Краснодарским краем на основании части 2 статьи 8 Водного кодекса (в связи с нахождением на нем пруда), либо на основании абзаца четвертого пункта 2 статьи 18 Земельного кодекса (в редакции до 01.07.2006) как на земли фонда перераспределения. Данные доводы окружным судом отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим о том, что земельный участок, право собственности на который просит зарегистрировать за собой субъект Российской Федерации (Краснодарский край), по существу представляет собой часть балки Камянского, граничащей с лиманом Головным. Это с очевидностью следует из сопоставления представленных в дело графических материалов: чертежа (схемы) земельного участка с кадастровым номером 23:25:0111000:5 (раздел 3 выписки из ЕГРН; т. 1, л. д. 7); государственного акта N 21 на право пользования землей, выданного 05.11.1979 Приморско-Ахтарскому рыбкомбинату (т. 1, л. д. 72, 73); карты-схемы, представленной по запросу главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район управлением Росреестра (т. 1, л. д. 215, 216). Данное обстоятельство также следует из информации (ответа бассейнового) управления и данных из реестра зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических объектов Краснодарского края.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 по делу N А32-52503/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.