г. Краснодар |
|
14 декабря 2018 г. |
Дело N А61-2078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соляником К.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Северная Осетия - Алания, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (ИНН 1513000015, ОГРН 1101516001575) - Газдаровой М.Т. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие заявителя - акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" (открытое акционерное общество) лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ИНН 1500000240, ОГРН 1021500000202), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Промэкобезопасность", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13.07.2018 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А61-2078/2018, установил следующее.
Акционерный коммерческий банк "Банк развития региона" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - инспекция) по внесению 26.02.2016 записи за государственным регистрационным номером 2161513083389 об исключении ООО "Промэкобезопасность" (далее - общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - реестр) и возложении обязанности внести в реестр сведения об обществе как о действующем юридическом лице.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2018, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что инспекцией не соблюден порядок опубликования сведений о порядке и сроке направления заявлений лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение из реестра. У общества имеются неисполненные обязательства перед банком, срок обращения с требованием о взыскании не пропущен. Инспекция не осуществила проверку должника на предмет наличия предъявленных к нему требований, в целях недопущения исключения и реестра имеющего признаки недействующего юридического лица, в отношении которого суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, в отношении общества не введена процедура банкротства, в связи с чем выводы суда являются не верными, банк может удовлетворить свои требования из имущества юридического лица, признанного не действующим, либо путем привлечения к ответственности соответствующих лиц общества. Порядок исключения общества из реестра как недействующего соблюден, решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 23.09.2015. Суды оставили без внимания пропуск срока, установленный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В судебном заседании представитель инспекция поддержала доводы жалобы, просила суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что инспекция приняла решение о предстоящем исключении общества из реестра от 18.09.2015 N 2073 в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ опубликовало решение в органе печати "Вестник государственной регистрации" от 23.09.2015/668 журнал N 37 (549).
Основанием к принятию решения послужили сведения, отраженные в справках инспекции N 54678/1 и 4678 о наличии признаков недействующего юридического лица, а также то, что у общества отсутствовало движение по единственному банковскому счету в течение 12 месяцев, и о непредставлении им в течение последних 12 месяцев отчетности.
26 февраля 2016 года инспекция внесла в реестр запись за государственным регистрационным номером 2161513083389 о прекращении деятельности общества и исключении его из реестра, как действующее юридическое лицо, на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 27.12.2013 по делу N А61-4046/2013 банк признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
На момент внесения оспариваемой записи и по настоящее время общество имеет неисполненные денежные обязательства перед банком, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами.
Полагая, что решение налогового органа незаконно, нарушает права и интересы банка, последний обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность
Суды установили, что общество в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не представляло, и в течение последних 12 месяцев движение денежных средств по банковским счетам общества отсутствовало.
Таким образом, общество обладает одновременно всеми указанными в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаками недействующего юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 названной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Процедура исключения недействующего юридического лица из реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Решение об исключении недействующего юридического является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными правовыми нормами.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как верно установили суды, решение инспекции от 18.09.2015 N 2073 о предстоящем исключении общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 23.09.2015 N 37 (549).
Вместе с тем, согласно данным с информационного ресурса "Вестник государственной регистрации" (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/), в публикации отсутствуют сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Установив названные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о нарушении прав и законных интересов банка и верно удовлетворили заявленные требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.201 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра.
Таким образом, исключение общества из реестра препятствует разрешению вопросов об удовлетворении банком своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Довод заявителя жалобы о том, что порядок исключения общества из реестра как недействующего соблюден, решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 23.09.2015, был предметом надлежащей оценки судов обеих инстанций. Порядок исключения из реестра юридического лица, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Закон N 129-ФЗ. В приказе Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в реестре и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Состав сведений, публикуемых в названном журнале, определен в приложении N 2 к данному приказу. В частности, подлежат отражению: наименование регистрирующего органа и его адрес; полное наименование юридического лица; основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия основного государственного регистрационного номера): регистрационный номер и дата регистрации; идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (при наличии); дата и номер решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра. Из содержания приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из реестра. Процедура исключения недействующего юридического лица из реестра предусматривает четыре этапа: принятие решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра; публикация соответствующих сведений о предстоящем исключении; принятие решения об исключении недействующего юридического лица из реестра; внесение в реестр записи об исключении недействующего юридического лица. Юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной процедуры, несоблюдение которой влечет нарушение прав и законных интересов как данного лица, так и третьих лиц. Суды установили наличие в порядке публикации сведений о принятом решении, вместе с тем в журнале "Вестник государственной регистрации" не опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением общества из реестра, что является нарушением требований пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Доказательства обратного инспекция, в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представила. Ссылка на пропуск срока исковой давности, установленный пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, не принимается во внимание, поскольку соответствующих заявлений о пропуске срока в суде первой инстанции инспекция не делала, что ей не оспаривается.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А61-2078/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.