г. Краснодар |
|
14 декабря 2018 г. |
Дело N А32-10463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - Бжедуховского сельского потребительского общества в лице конкурсного управляющего Бирюкова Евгения Васильевича (ИНН 2303002882, ОГРН 1022300716679) - Бирюкова Е.В. (конкурсный управляющий), в отсутствие истца - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) в лице УФСП Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России", третьих лиц: Территориального управления Росимущества по г. Москве, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Белореченский район, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Бжедуховского сельского потребительского общества в лице конкурсного управляющего Бирюкова Евгения Васильевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2018 (судья Язвенко В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-10463/2018, установил следующее.
ФГУП "Почта России" в лице УФСП Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в суд с иском к Бжедуховскому сельскому потребительскому обществу в лице конкурсного управляющего Бирюкова Е.В. (далее - общество) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения за предприятием на объекты недвижимости - нежилые помещения общей площадью 76,6 кв. м: N 3 площадью 1,9 кв. м, N 4 площадью 12,5 кв. м, N 5 площадью 8,7 кв. м, N 6 площадью 28,5 кв. м, N 11 площадью 14,4 кв. м, N 12 площадью 10,6 кв. м, расположенные по адресу: 352615, Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12 (уточненные требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Белореченский район.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2018, признано право собственности Российской Федерации (федеральной собственности) и право хозяйственного ведения за предприятием на объекты недвижимости - нежилые помещения общей площадью 76,6 кв. м: N 3 площадью 1,9 кв. м, N 4 площадью 12,5 кв. м, N 5 площадью 8,7 кв. м, N 6 площадью 28,5 кв. м, N 11 площадью 14,4 кв. м, N 12 площадью 10,6 кв. м, расположенные по адресу: 352615, Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12.
В удовлетворении ходатайств общества о прекращении производства по делу и оставления искового заявления без рассмотрения отказано. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе общество просит решение от 06.08.2018 и постановление от 04.10.2018 отменить и прекратить производство по делу. Податель жалобы указывает, что предприятие является ненадлежащим истцом. Суды не установили нахождение когда-либо спорного имущества в государственной или муниципальной собственности.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р создано предприятие, имущество за которым закрепляется на праве хозяйственного ведения.
На территории Краснодарского края функционирует Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края - филиал предприятия с 27.01.2004.
Предприятие в лице УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" занимает под отделение почтовой связи нежилые помещения общей площадью 76,6 кв. м: N 3 площадью 1,9 кв. м, N 4 площадью 12,5 кв. м, N 5 площадью 8,7 кв. м, N 6 площадью 28,5 кв. м, N 11 площадью 14,4 кв. м, N 12 площадью 10,6 кв. м, расположенные по адресу: 352615, Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, которая предусматривает объединение всех существующих организаций федеральной почтовой связи и создание предприятия.
Во исполнение Концепции, а также в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации издали совместное Распоряжение от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом", согласно которому Минимущества России и Минсвязи России обязаны обеспечить передачу имущества на баланс предприятия с соблюдением требований гражданского законодательства.
Передача движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ГУ УФПС, в хозяйственное ведение предприятия также была предусмотрена планом мероприятий по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных контрольным управлением Президента Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 24.03.2005 N 33.
По смыслу и буквальному толкованию приведенных актов государственных органов предприятие является правопреемником государственных учреждений Управления федеральной почтовой связи.
Предприятие полагает, что нежилые помещения общей площадью 76,6 кв. м:
N 3 площадью 1,9 кв. м, N 4 площадью 12,5 кв. м, N 5 площадью 8,7 кв. м, N 6 площадью 28,5 кв. м, N 11 площадью 14,4 кв. м, N 12 площадью 10,6 кв. м, расположенные в нежилом здании по адресу: 352615, Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12, являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона и принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" филиал по городу Белореченску по состоянию на 01.06.2012, спорные помещения общей площадью 76,6 кв. м расположены на 1-м этаже здания (литера А) 1975 год постройки, по адресу:
ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРП от 19.03.2018 N 99/2018/88613327 спорное нежилое здание площадью 205,7 кв. м, инвентарный номер 33010, кадастровый номер: 23:39:0503003:990, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12, принадлежит обществу на праве собственности.
Однако факт размещения отделения связи в помещениях с 1978 года по настоящее время подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств:
- справкой ПАО "Ростелеком" от 17.11.2017 N 272, в которой сообщается, что телефонный номер 8 (86155) 61140 установлен с 1990 года в отделении почтовой связи Бжедуховская, расположенному по адресу: ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12. Оплата за услуги связи производится регулярно;
- заявлением гражданки Бублик Н.И. о том, что в период с 1978 года по 2012 год работала в почтовом отделении связи 352615, что подтверждается копиями трудовой книжки Бублик Н.И.;
- заявлением гражданки Подпружниковой Н.В. о том, что в период с 1988 года по 2016 год работала в почтовом отделении связи 352615, что подтверждается копиями трудовой книжки Подпружниковой Н.В.;
- актом обследования нежилых помещений от 12.04.2018, в котором удостоверяется, что отделение почтовой связи Бжедуховская 352615 располагается по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Клубная, д. 12, занимает нежилые помещения общей площадью 76,6 кв. м, а именно помещения N 3 - 6, 11 и 12.
Таким образом, спорные помещения, занимаемые почтовым отделением, как с 1978 года, так и в настоящее время, находятся в пользовании последнего.
Предприятие, полагая, что нежилые помещения должны находиться в федеральной собственности и в силу целевого использования находятся в хозяйственном ведении предприятия, обратилось с иском в суд.
При рассмотрении дела суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
Иск, направленный исключительно на признание права собственности, права хозяйственного ведения, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право, а лишь приведет к правовой неопределенности.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 214 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года средства связи объявлялись государственной собственностью среди прочих видом имущества, необходимого для осуществления задач государства.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий были отнесены исключительно к федеральной собственности.
Разделом IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены объекты предприятий связи.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Средствами почтовой связи являются, здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи. К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения; статья 2 Закона N 176-ФЗ).
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 2/1) судам при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация осуществляется на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимости.
В силу положений пункта 1 постановления N 3020-1, а также раздела IV приложения N 1 к нему, предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Предприятие создано по распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р, а ранее существовавшие управления федеральной почтовой связи по субъектам Федерации было предписано ликвидировать.
Однако из Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, следует, что "все существующие организации федеральной почтовой связи предлагается объединить и создать предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения" (пункт 2 приложения N 1).
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1006-р и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 01.03.2004 N ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом" имущество управления федеральной почтовой связи передано указанному юридическому лицу. Не изменились также его функции, установленные Законом N 176-ФЗ, структура почтовых отделений и почтамтов, выполняемая хозяйственная функция.
Таким образом, имело место преобразование ранее существовавших юридических лиц (слияние с одновременным изменением организационно-правовой формы), предприятие является универсальным правопреемником ранее существовавшего ГУ Управления федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю.
Вещные права на недвижимое имущество при реорганизации юридических лиц возникают в порядке универсального правопреемства и не связаны с моментом регистрации соответствующего права (пункт 11 постановления N 10/22).
Согласно пункту 59 постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
В силу пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения (пункт 6 постановления N 10/22).
В соответствии с пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 предприятия связи были включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Согласно сложившейся судебной практике при разрешении вопроса о разграничении государственной собственности следует исходить из принципа сохранения единства имущественного комплекса, состоящего в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельным государственным учреждением в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим принципом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая организацией в процессе своей деятельности.
В силу статьи 24 Закона N 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
До вступления в силу Закона N 176-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 265 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи" являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации и финансировались из федерального бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена (пункт 2.1.24).
В соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 года объекты недвижимости, в том числе нежилые помещения, созданные до 1991 года (до вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР"), используемые для осуществления задач государства, по общему правилу относятся к государственной собственности, если не будет доказано, что эти объекты принадлежали колхозно-кооперативным или общественным организациям либо их правопреемникам, либо не будет доказано, что эти объекты были отчуждены государством.
Факт размещения отделения связи в вышеуказанных помещениях с 1978 года по настоящее время подтверждается совокупностью вышеуказанных доказательств.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления N 3020-1) предприятие использовало спорные помещения для оказания услуг связи и не утратило владение им (общество не представило доказательств того, что на момент разграничения государственной собственности в спорных помещениях находились какие-либо иные организации, кроме органа почтовой связи), суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод жалобы о том, что предприятие является ненадлежащим истцом, был предметом исследования судов и обоснованно отклонен.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса).
В свою очередь в силу прямого указания закона - постановления N 3020-1 и пункта 6 раздела IV приложения N 1 к нему - предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Суды установили, что предприятие, созданное до 08.12.1994, является обладателем права хозяйственного ведения на используемое в его деятельности имущество, что следует из содержания разъяснения, изложенного в пункте 8 постановления N 2/1.
Права на недвижимое имущество, возникшие до введения государственной регистрации, являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления N 3020-1) предприятие использовало спорные помещения в своей уставной деятельности для оказания услуг связи и не утратило владение ими на момент рассмотрения спора, суд сделал правильный вывод о том, что эти помещения относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательства того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право прекратилось, в материалы дела не представлены. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, в том числе путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Решение суда о признании права собственности является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП в отношении правообладателя (субъекта права), что согласуется с позицией, сформированной в постановлении N 10/22.
Удовлетворение искового заявления лица, в чьем фактическом владении находится спорное помещение, одновременно влечет восстановление нарушенного права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного объекта. Регистрация права хозяйственного ведения на объект недвижимости производится с одновременной регистрацией права федеральной собственности.
Таким образом, предприятие избрало надлежащий способ судебной защиты (пункты 58 и 59 постановления N 10/22).
Довод общества о том, что предприятие является ненадлежащим истцом по заявленному иску, противоречит также сложившейся судебной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 N 1206/05 и от 29.09.2009 N 6478/09).
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
На основании статьи 102 Кодекса определением суда кассационной инстанции от 01.11.2018 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе. Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказано, с заявителя надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 по делу N А32-10463/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Бжедуховского сельского потребительского общества (ИНН 2303002882, ОГРН 1022300716679) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право прекратилось, в материалы дела не представлены. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, в том числе путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Решение суда о признании права собственности является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП в отношении правообладателя (субъекта права), что согласуется с позицией, сформированной в постановлении N 10/22.
Удовлетворение искового заявления лица, в чьем фактическом владении находится спорное помещение, одновременно влечет восстановление нарушенного права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного объекта. Регистрация права хозяйственного ведения на объект недвижимости производится с одновременной регистрацией права федеральной собственности.
Таким образом, предприятие избрало надлежащий способ судебной защиты (пункты 58 и 59 постановления N 10/22).
Довод общества о том, что предприятие является ненадлежащим истцом по заявленному иску, противоречит также сложившейся судебной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 N 1206/05 и от 29.09.2009 N 6478/09)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2018 г. N Ф08-10143/18 по делу N А32-10463/2018