г. Краснодар |
|
14 декабря 2018 г. |
Дело N А32-13027/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - непубличного акционерного общества "Краснодарский дом книги" (ИНН 2308173835, ОГРН 230801001) - Юрчак С.Л. (доверенность от 20.02.2018), в отсутствие истца - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу непубличного акционерного общества "Краснодарский дом книги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 (судья Язвенко В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Баранова Ю.И., Новик В.Л., Шапкин П.В.) по делу N А32-13027/2018, установил следующее.
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с иском к НАО "Краснодарский дом книги" (далее - общество) о взыскании 829 052 рублей 79 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества нежилых помещений многоквартирного дома.
Решением от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.09.2018, иск удовлетворен. С общества в пользу организации взыскано 829 052 рубля 79 копеек задолженности и 19 581 рубль расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Красная/ул. им. Гоголя, 41, 43, 45/64, в состав которого входит ответчик, не включен в региональную программу, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы" (далее - региональная программа). В региональную программу включены три многоквартирных дома (ул. Красная, 41, ул. Красная, 43, и ул. Гоголя, 64). Обществу принадлежат на праве собственности нежилые помещения именно в комплексе зданий, а не в отдельно стоящем многоквартирном доме (ул. Красная, 41). Идентификация ответчика с адресом: г. Краснодар, ул. Красная, 41 противоречит правоустанавливающим документам общества. Заявитель также указывает, что до получения претензии платежные документы по уплату взносов на капитальный ремонт ответчику не поступали.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, организация создана на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 N 767-р.
Истец является региональным оператором и действует на основании Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ).
Организация является исполнителем региональной программы.
Из материалов дела видно, что общество является собственником помещений N 1, 9, 11, 13 - 16, 17/1, 18 - 24, 27 - 28, 30 - 39, 42 - 59, 67, 68, 71 - 73, 46/1 подвала N 1 здания литера А; N 19, 39 - 43, 48 - 53, 53/1, 53/2, 54, 55, 55/1, 56 - 60, 72, 72/1, 76, 76/1, 101 - 103, 114 1-го этажа здания литера А; N 44, 44/1, 45 - 50, 50/1, 50/2, 50/3, 50/4, 68 - 72 2-го этажа здания литера А, общей площадью 3800,9 кв. м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 41. Данный многоквартирный дом включен в региональную программу (пункт 3472 Перечня многоквартирных домов).
С ноября 2014 года по март 2018 года ответчик не уплачивал взносы на капитальный ремонт общего имущества в спорном многоквартирном доме, в связи с чем образовалась задолженность в размере 829 052 рублей 79 копеек.
29 января 2018 года организация направила обществу претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия оставлена без удовлетворения.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса предусмотрено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяются на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (пункт 2 статьи 166 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанной нормы, у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Участие каждого собственника в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса установлены два способа формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса).
Суды установили и из материалов дела видно, что размер платы по взносам на капитальный ремонт равен минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, установленного Законом N 2735-КЗ, и составляет 5 рублей 32 копейки за 1 кв. м.
Согласно расчету истца с ноября 2014 года по март 2018 года включительно за ответчиком образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на сумму 829 052 рубля 79 копеек.
Представленный истцом расчет задолженности судами проверен и признан верным, поскольку начисление платы за капитальный ремонт общего имущества произведено региональным оператором в соответствии с действующим законодательством, исходя из установленного Законом N 2735-КЗ тарифа.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования истца.
Довод общества о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Красная/ул. им. Гоголя, 41,43, 45/64, не относится к региональной программе, обоснованно отклонен судами.
Согласно письму МКУ МО город Краснодар "Горжилхоз" от 21.12.2017 N 112/6760 спорный многоквартирный дом входит в ансамбль зданий, расположенных вдоль ул. Красной, между ул. Гимназической и ул. им. Гоголя, состоящих из трех девятиэтажных точечных жилых домов, объединенных протяженным горизонтальным объемом.
Кроме того, сведения из учетной карточки здания, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Красная, 41 - 45, также подтверждают, что многоквартирный дом является ансамблем зданий. Факт присвоения спорному многоквартирному дому статуса единого неделимого комплекса зданий с адресом: ул. Красная, 41, установлен вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Краснодар от 02.09.2015 по делу N 2-9854/15, оставленным без изменения определением Краснодарского краевого суда от 26.11.2015, а также судебными актами по делам N А32-11779/2015 (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2016), N А32-11028/2015 (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2016), N А32-13698/2015 (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016), N А32-26947/2016 (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017).
В то же время ответчик в материалы дела представил документы, подтверждающие несение расходов на оплату ремонта общедомового имущества, а именно копии договора от 14.05.2013 N 130514-01 и дополнительного соглашения от 14.05.2013 N 1, а также копии платежных документов на общую сумму 3 791 543 рубля 81 копейка.
По общему правилу, закрепленному в статье 249 Гражданского кодекса, несение одним из сособственников расходов на содержание общего имущества является основанием для компенсации соответствующих расходов иными сособственниками. При этом иные сособственники вправе оспаривать необходимость и разумность соответствующих расходов.
Кроме того, законом ввиду специфики отношений сособственников определенного имущества могут быть установлены особые правила, определяющие правомерность несения таких расходов в отсутствие согласия иных сособственников, как это установлено правилами Жилищного кодекса для общего имущества многоквартирного дома.
Истец не является собственником спорного многоквартирного дома, ввиду чего положения статей 210, 249 Гражданского кодекса не создают для него бремени содержания общего имущества соответствующего здания. Фактически организация создана для решения общих задач собственников помещений здания, осуществляет деятельность за их счет.
Кроме того, как указал истец, в случае несения указанных расходов ответчиком такие расходы учитываются при расчете оплаты за услуги по содержанию общедомового имущества, оплата по которым уменьшается соразмерно понесенным расходам.
Довод общества о том, что ответчику не направлялись платежные документы, подлежит отклонению, поскольку обязанность любого собственника (титульного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, возникает в силу наличия права собственности на помещение в данном многоквартирном доме независимо от наличия договорных отношений, либо актов выполненных работ и счетов-фактур.
Частями 1 и 3 статьи 158, частью 1 статьи 169 и частями 1 и 2 статьи 181 Жилищного кодекса регламентировано, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Общество не могло не знать о наличии соответствующей обязанности; ответчик должен был принимать все необходимые меры для установления ее размера и своевременной оплаты.
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела ненаправление истцом ответчику счетов на оплату задолженности не может являться основанием для освобождения ответчика от уплаты образовавшейся задолженности.
Ответчик для исполнения своей обязанности по оплате услуг, действуя добросовестно, мог сам обратиться к истцу за получением соответствующих платежных документов.
Более того, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец пояснил, что ФГУП "Почта России" ежемесячно осуществляет доставку платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А32-13027/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.