г. Краснодар |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А63-2834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Прасковея" (ИНН 26248000604, ОГРН 1112651026014) - Сидельниковой М.В. (доверенность от 28.01.2018), Барышникова К.М. (доверенность от 24.09.2015), от заинтересованного лица - администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края - Воробьева Р.А. (доверенность от 29.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Прасковея" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Белов Д.А.) по делу N А63-2834/2018, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Прасковея" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 11.01.2018 N 60, в предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 26:20:000000:4796; 26:20:000000:4797; 26:20:000000:4798; 26:20:000000:4799; возложении на данный орган обязанности по направлению обществу трех экземпляров подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером 26:20:000000:4799 площадью 5 954 813 кв. м, с кадастровым номером 26:20:000000:4796 площадью 4 906 863 кв. м, с кадастровым номером 26:20:000000:4798 площадью 2 000 038 кв. м, с кадастровым номером 26:20:000000:4797 площадью 1 999 953 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО "Терский", по цене, установленной законодательством, действующим на день обращения с заявлением о выкупе.
Решением от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки не подлежат предоставлению в собственность, поскольку в их границы включены части других земельных участков; на спорных участках имеются лесополосы. Согласно части 1 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
В кассационной жалобе общество просит решение от 20.06.2018 и апелляционное постановление от 08.08.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что суды не исследовали вопрос, являются ли границы земельного участка 26:20:000000:4799 установленными в соответствии с требованиями законодательства, имеются ли основания для их уточнения в полном объеме; не выяснили правовой статус земельных участков 26:20:090401:24, 26:20:090101:34, 26:20:090101:24. При наличии противоречий в доказательствах суд не предпринял каких-либо мер для устранения сомнений о наличии либо отсутствии пересечений границ данного земельного участка, отказав в удовлетворении ходатайства общества о вызове специалиста, об истребовании пояснений у кадастровой палаты относительно пересечений, об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств. При осуществлении государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:4799 на основании договора аренды от 30.05.2017 N 20/49 государственный регистратор не мог увидеть пересечение (при его наличии) и приостановить государственную регистрацию. Поскольку приостановки и последующего отказа в государственной регистрации прав на основании договора аренды от 30.05.2017 N 20/49 не было, - пересечение отсутствует либо границы пересекаемых земельных участков являются границами преобразуемого земельного участка, которые должны быть "обрезаны" одновременно с государственной регистрацией прав на вновь образованный земельный участок. То обстоятельство, что орган кадастрового учета допустил недочет при осуществлении регистрационных действий и "не дообрезал" данные земельные участки, не говорит о наличии оснований для уточнения границ выкупаемого земельного участка (кадастровый номер 26:20:000000:4799). Суды не дали оценку тем обстоятельствам, что по данным ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю спорные земельные участки исключены из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), однако, сведения о них содержатся в графических данных ГКН, в связи с чем выписка, формируемая в виде электронного документа, отражает пересечения.
В настоящее время орган кадастрового учета устранил реестровые ошибки, допущенные при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:20:000000:4799, никаких пересечений на публичной кадастровой карте не отражается (подтверждено письмом от 17.08.2018 N 14235/2.15/18). Заключение кадастрового инженера Седых В.Г. от 10.05.2018 не может быть признано надлежащим доказательством наличия на испрашиваемых участках лесополос, поскольку в данном документе не отражены способ определения местоположения границ лесополос, время производства исследования, сведения об использованных приборах, дате их поверки; не приведены координаты лесополос и земельных участков, погрешность в определении границ характерных точек местоположения лесополос и земельных участков. Не исследован вопрос отнесения лесополос, расположенных в границах земельных участков, к собственности Ставропольского края (Министерство имущественных отношений Ставропольского края к участию в деле не привлечено). Вывод судебных инстанций о невозможности предоставления в собственность общества спорных земельных участков из-за нахождения лесополос (которые являются мелиоративной системой общего пользования), основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Лесные насаждения предназначены для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, не препятствуют приватизации. Вывод апелляционной коллегии о незаключенности договора аренды от 05.11.2008 N 87 не основан на представленных в дело доказательствах. Предметом данного договора явились части земельного участка с кадастровым номером 26:20:000000:183 с учетными номерами 57, 58, 59, прошедшие государственный кадастровый учет к моменту его заключения (границы данных учетных частей земельного участка внесены в ГКН 15.10.2008). Закон N 36-кз не препятствует реализации прав отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с нормами федерального законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить в силе обжалуемые судебные акты обеих инстанций, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановлений главы администрации от 08.08.2007 N 255, 06.08.2008 N 288 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 05.11.2008 N 87 аренды частей земельного участка (единое землепользование) сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:20:0:183 (26:20:000000:183) общей площадью 68 465 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО "Терский": 2751 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 57; 2631 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 59; 573 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 58; сроком - по 08.08.2017. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.02.2009 за N 26-26-21/002/2009-234 (т. 1, л. д. 16 - 19).
По итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды (протоколы от 03.10.2007 N 14, 15) администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 10.10.2008 N 24 аренды частей земельного участка (кадастровый номер 26:20:0:0183): 844 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 009; 4063 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 015. Срок данного договора установлен по 04.10.2022, договор зарегистрирован 04.09.2008 за N 26-26-21/009/2008-965.
31 августа 2009 года на основании постановления главы администрации от 01.11.2008 N 361 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 109 аренды частей земельного участка (кадастровый номер 26:20:0:183):
221 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 61; 1779 тыс. кв. м пашни с учетным номером части 62; сроком по 31.10.2023. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.12.2009 за N 26-26-21/020/2009-859 (т. 1, л. д. 22 - 25).
23 октября 2009 года на основании постановления главы администрации от 01.11.2008 N 363 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 112 аренды части площадью 2 млн кв. м земельного участка с кадастровым номером 26:20:0:183 с учетным номером 63; сроком по 31.10.2023. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.12.2009 за N 26-26-21/020/200-860 (т. 1, л. д. 31 - 34).
Постановлением администрации муниципального образования Терского сельсовета от 04.05.2016 N 43-п утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предусматривающая образование 4-х земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 26:20:0:183 с сохранением исходного в измененных границах. С учетом изменений, внесенных постановлением N 49-п от 26.05.2016, площади образуемых земельных участков составили 4 906 863 кв. м;
1 999 953 кв. м; 2 000 038 кв. м; 5 954 813 кв. м.
22 июня 2016 года по заказу администрации, с учетом согласия общества на раздел, подготовлен межевой план по результатам кадастровых работ по образованию земельных участков из состава единого землепользования (26:20:000000:183), на основании которого 27.06.2016 на кадастровый учет поставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения, образованные и земельного участка с кадастровым номером 26:20:000000:183:
26:20:000000:4796 (площадь 4 906 863 кв. м); 26:20:000000:4797 (площадь 1 999 953 кв. м);
26:20:000000:4798 (площадь 2 000 038 кв. м); 26:20:000000:4799 (площадь 5 954 813 кв. м).
12 августа 2016 года администрация Терского сельсовета (арендодатель) и общество (арендатор) заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 31.08.2009 N 109, в пункте 1.1 которого в качестве объекта аренды указали земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:4797; соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 29.08.2016 за N 26-26/004-26/007/202/2016-8144 (т. 1, л. д. 27, 28).
Дополнительным соглашением от 12.08.2016 администрация Терского сельсовета (арендодатель) и общество (арендатор) внесли изменения в договор аренды от 10.10.2007 N 24, указав в пункте 1.1 объект аренды - земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:4796; соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 29.08.2016 за N 26-26/007-26/007/202/2016-8143 (т. 1, л. д. 50, 51).
Дополнительным соглашением от 12.08.2016 администрация Терского сельсовета (арендодатель) и общество (арендатор) внесли изменения в договор аренды от 23.10.2009 N 112, указав в пункте 1.1 объект аренды - земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:4798; соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 29.08.2016 за N 26-26/007-26/007/202/2016-8142 (т. 1, л. д. 36, 37).
Дополнительным соглашением 12.08.2016 администрация Терского сельсовета (арендодатель) и общество (арендатор) внесли изменения в договор аренды от 05.11.2008 N 87, указав в пункте 1.1 объект аренды - земельный участок с кадастровым номером 26:20:000000:4799; соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 29.08.2016 за N 26-26/007-26/007/202/2016-8145.
30 мая 2017 года по заявлению общества от 20.04.2017 (исх. N 152) администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 20/49 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:20:000000:4799 на новый срок (по 30.05.2066); договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке 28.06.2017 за N 26:20:000000:4799-26/003/2017-3.
8 декабря 2017 года общество обратилось в администрацию с заявлением от 07.12.2017 (исх. N 508) о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 26:20:000000:4799; 26:20:000000:4796; 26:20:000000:4798; 26:20:000000:4797, приложив свидетельство о регистрации общества, выписку из ЕГРЮЛ, документы о полномочиях руководителя, договоры аренды с дополнительными соглашениями, письма и акты проверок Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и КЧР, материалы агрохимического обследования земель, бухгалтерскую отчетность, договоры на приобретение семян, средств защиты растений, ГСМ и запасных частей для техники за 2014 - 2016 годы, статистическую отчетность (форма 29-СХ) за 2014 - 2016 годы.
В уведомлении от 11.01.2018 N 60 администрация в выкупе земельных участков заявителю отказала, мотивируя тем, что с момента заключения договоров аренды не прошло трех лет.
Считая отказ органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили).
При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследование и оценка представленных в дело доказательств позволили судам обеих инстанций заключить, что границы земельного участка с кадастровым номером 26:20:000000:4799 не полностью соответствуют границам частей 58 и 59 земельного участка 26:20:000000:183 (указанные части образованы в обособленном участке 26:20:090401:24 единого землепользования). При образовании земельного участка 26:20:000000:4799 в него включена часть территории обособленного участка 26:20:090101:34, входящего в единое землепользование (26:20:000000:183). Кроме того, в границах всех испрашиваемых участков расположены защитные лесные насаждения (полезащитные лесополосы), предназначенные для защиты не только спорных полей, но и смежных (мелиоративные системы общего пользования). Согласно части 1 статьи 30 Закона N 36-кз приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052 (исключение из данного правила, установленное частью 2 статьи 30 Закона N 36-кз, для случаев приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, утратило силу с 07.02.2017), обязанность предоставить в собственность земельные участки возникнет у администрации с 01.01.2052 (аналогичный подход изложен в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
В силу норм главы 35 Кодекса кассационная инстанция не вправе переоценивать установленные судами первой и (или) апелляционной инстанций обстоятельства и исследованные ими доказательства. Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле материалов и сделанных на их основе выводов.
Фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения решения от 20.06.2018 и апелляционного постановления от 08.08.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А63-2834/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.