г. Краснодар |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А32-16105/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании истца - администрация муниципального образования Выселковский район (ИНН 2328009030, ОГРН 1022303557209), ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Расторгуева Бориса Андреевича (ИНН 232800262934, ОГРНИП 310232828100033), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Алексеева Дмитрия Станиславовича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 (судьи Баранова Ю.И. Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А32-16105/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования Выселковский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 301 256 кв. м (кадастровый номер 23:05:0601000:87), расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 4,4 км от станицы Выселки по направлению на северо-восток.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018, исковое заявление удовлетворено. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:87. Судебные акты мотивированы отсутствием в деле доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к федеральной собственности. Избранный администрацией, уполномоченной распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, способ защиты права не противоречит нормам гражданского законодательства. Судебные инстанции указали, что материалы регистрационного дела не содержат оснований для регистрации в отношении спорного участка права собственности Российской Федерации.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:87 подтверждено выпиской из ЕГРН от 12.07.2017 N 23/001/073/2017-5496. Истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Муниципальное образование не является лицом, которое вправе претендовать на приобретение права собственности на спорный земельный участок в процессе разграничения государственной собственности.
В отзыве администрация указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Стороны и иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представителей в суд округа не направили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены решения и постановления апелляционного суда отсутствуют.
Как видно из материалов дела, 28.07.2003 комитет по управлению имуществом администрации Выселковского района (арендодатель) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Кобзарь" Оробец С.Г. (арендатор) заключили договор N 0500001612 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 30,0 га (кадастровый номер 23:05:06:01 0003 0087), расположенного по адресу: примерно в 4,4 км от станицы Выселки по направлению на северо-восток (т.1, л. д. 12 - 17). Срок действия договора установлен с 19.02.2002 по 19.02.2012.
08 сентября 2010 года на основании протокола внеочередного собрания главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Кобзарь" избран Расторгуев Б.А. (т. 1, л. д. 21)
Земельный участок 18.08.2003 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 23:05:0601000:87; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (запись о государственной регистрации права N 23-01.41-20.2003-61; т. 1, л. д. 26).
20 февраля 2012 года отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район и предприниматель заключили дополнительное соглашение N 2223 к договору от 28.07.2003 N 0500001612 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения года, согласно которому срок действия договора аренды продлен на 10 лет до 12.01.2022.
10 февраля 2017 года предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0601000:87 (т. 1, л. д. 29).
По делу установлено, что предоставление в собственность данного земельного участка невозможно, поскольку при государственной регистрации договора аренды от 28.07.2003 регистрирующий орган внес запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект (от 28.11.2003 N 23-01.41-20.2003-061).
Администрация, полагая, что запись о праве собственности Российской Федерации в отношении спорного участка внесена в отсутствие предусмотренных законом оснований, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, названными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В пунктах 52, 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), а с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Статьями 17 и 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления его в силу актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми (за изъятиями) предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3, 3.1 Закона N 137-ФЗ).
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:87 находится в собственности Российской Федерации с 2003 года, а также в аренде предпринимателя по договору аренды от 28.07.2013 N 0500001612 (т. 1, л. д. 31).
Сведения о нахождении на данном участке объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют; участок предназначен для сельскохозяйственного использования и передан в аренду в соответствии с распорядительными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с применимой редакцией статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Доказательства, свидетельствующие о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано при наличии к тому предусмотренных законом оснований, отсутствуют, о чем верно указали суды в обжалуемых судебных актах.
В письме от 05.04.2018 управление Росреестра указало, что регистрация права собственности Российской Федерации произведена государственным регистратором отдела при регистрации договора аренды на спорный земельный участок в связи с тем, что устаревшая версия программного продукта межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не позволяла осуществить регистрацию ограничения (обременения) на земельные участки без первичной регистрации права собственности. Таким образом, при поступлении заявлений от физических и юридических лиц о государственной регистрации права аренды, на указанные земельные участки, одновременно проводилась государственная регистрация права собственности за Российской Федерации без каких-либо заявлений уполномоченных лиц на осуществление регистрационных действий в отношении имущественных прав Российской Федерации и без соответствующих правоустанавливающих документов на земельные участки (т. 3, л. д. 2).
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили требования администрации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы территориального управления об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права суд округа отклоняет. Судами при разрешении спора установлено отсутствие правовых оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:87 по правилам разграничения публичных земель. Спорный участок относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления. Поэтому законный интерес администрации подлежит защите путем признания права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим. При этом администрация владение спорным участком не утратила.
В определении от 03.06.2016 N 305-ЭС15-16496 (по иску органов местного самоуправления о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок) Верховный Суд Российской Федерации указал следующее. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по распоряжению землями на территории муниципального образования, право государственной собственности на которые не разграничено, в том числе правом сдавать их в аренду и получать арендную плату. Регистрация права федеральной собственности на земельный участок, расположенный в муниципальном образовании, осуществленная с нарушением закона, нарушает публичные интересы при условии отсутствия оснований, по которым земельный участок мог быть отнесен к федеральной собственности в силу положений закона, регламентирующих правила разграничения публичных земель.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 07.06.2018 и постановления от 24.08.2018 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 по делу А32-16105/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
...
В соответствии с применимой редакцией статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2018 г. N Ф08-8848/18 по делу N А32-16105/2017