г. Краснодар |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А53-7146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Лавренова К.В. (доверенность от 06.12.2018), от третьего лица - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Мещеряковой О.В. (доверенность от 02.11.2017), в отсутствие истца - товарищества собственников жилья "Справедливость" (ИНН 2361009291, ОГРН 1122361001620), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при ведении протокола помощником судьи Дудник А.Г., рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2018 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 (судьи Ковалева Н.В., Нарышкина Н.В., Ванин В.В.) по делу N А53-7146/2018, установил следующее.
ТСЖ "Справедливость" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании 13 149 рублей 84 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт и 1599 рублей 13 копеек неустойки, а также 10 тыс. рублей судебных расходов по оплате услуг представителя, 420 рублей расходов на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), 538 рублей 88 копеек почтовых расходов и 2265 рублей расходов на оплату справки из БТИ (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение).
Решением от 20.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2018, с Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества взыскано 13 149 рублей 84 копейки задолженности, 1599 рублей 13 копеек неустойки, 10 тыс. рублей судебных расходов по оплате услуг представителя, 420 рублей расходов на получение выписки из ЕГРН и 538 рублей 88 копеек почтовых расходов, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ответчик не выполнил обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт. Расходы на получение справки из БТИ не являются необходимыми для целей рассмотрения настоящего дела.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, именно собственник, а не владелец жилых помещений обязан нести спорные расходы. Право собственности возникают лишь в результате государственной регистрации. В отсутствие государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на жилое помещение у министерства не возникло обязательств по несению бремени содержания имущества. Истец избрал ненадлежащий способ защиты. Министерство по долгам Российской Федерации не отвечает, в данном случае надлежащим ответчиком является Министерство финансов Российской Федерации, которое к участию в деле не привлечено. Расчет неустойки произведен неверно. Сумма судебных расходов является чрезмерной. Представитель третьего лица поддержал жалобу.
В отзыве товарищество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, товарищество создано на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Центральная, 64/4, (далее - МКД N 64/4), о чем свидетельствует протокол от 16.11.2012 N 16.
В соответствии с протоколом от 07.04.2014 N 3 общего собрания собственниками помещений МКД N 64/4 принято решение об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта, владельцем которого избрано товарищество; минимальный взнос установлен в размере 5 рублей 32 копейки с 1 кв. м в месяц.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы" (далее - региональная программа).
В региональную программу включены все многоквартирные дома (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением домов, указанных в пункте 1 части 2 статьи 169 названного Кодекса.
Поскольку в региональную программу вошел и МКД N 64/4, у собственников помещений данного дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с ноября 2014 года.
В силу статьи 9 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ) минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2014 - 2016 годы установлен в размере 5 рублей 32 копеек с 1 кв. м помещения.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в 2017, 2018 годах также определен в размере 5 рублей 32 копеек с 1 кв. м помещения (пункты 1 приказов Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 23.01.2017 N 15 и от 12.01.2018 N 8).
Согласно договору социального найма жилого помещения от 2009 года N 57/09 квартира N 57 в МКД N 64/4 передана Ейской квартирно-эксплуатационной части района (далее - Ейская КЭЧ), действующей от имени Российской Федерации, во владение и пользование для временного проживания в ней на основании решения о предоставлении жилого помещения от 18.03.2008 N 4 гражданину Гавриченко А.А. и членам его семьи - Гавриченко М.А., Гавриченко Ю.А.
Поскольку за собственником указанной квартиры образовался долг по взносам на капитальный ремонт, истец в письме от 01.06.2017 обратился к министерству с просьбой в досудебном порядке погасить его.
В письме от 26.06.2017 N 141/УГ-34597/3558 министерство сообщило товариществу, что учреждению дано поручение от 26.06.2017 N 141УГ-34597/3557 о проведении выверки помещений по данным ЕГРН на предмет нахождения имущества в собственности третьих лиц для дальнейшего информирования истца о собственниках помещений.
В дальнейшем в адрес истца поступило письмо от 17.07.2017 N 141/3/10-9147 от учреждения, в котором указано, что на бюджетном учете организации состоит 22 квартиры в МКД N 64/4, в связи с чем третье лицо просило предоставить копию протокола общего собрания собственников помещений о создании специального счета на капитальный ремонт в данном доме.
Истец направил в адрес учреждения письмо от 16.09.2017 N 79 с копией запрашиваемого протокола.
В письме от 28.09.2017 N 141/3/1012778 учреждение сообщило, что согласно протоколу от 19.08.2016 совещания под руководством временно исполняющего обязанности директора Департамента имущественных отношений министерства Федорова К.В. будет организована работа по уточнению площадей помещений, а также нахождения этих помещений в собственности третьих лиц по данным ЕГРН с целью формирования дополнительных бюджетных средств.
Ссылаясь на то, что задолженность ответчика по настоящее время не погашена, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Как установили суды, заказчиком при строительстве спорного многоквартирного дома выступало Управление контрактного строительства и инвестиций министерства, что следует из акта от 21.04.2008 ввода в эксплуатацию законченного строительством 180-квартирного жилого комплекса и акта о приемке-передаче заказчиком здания (сооружения) Ейской КЭЧ. В сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом (www.rosim.ru) в свободном доступе размещена информация по спорному помещению о том, что квартира N 57 в МКД N 64/4 является федеральным имуществом и ей присвоен реестровый номер федерального имущества (РНФИ) В13240002598.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что спорный объект принадлежит Российской Федерации в силу закона и сохраняет статус такой принадлежности по настоящее время. В связи с этим не является значимым факт отсутствия регистрации права собственности за Российской Федерацией.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, и статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе на осуществление управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за ним в соответствии с его назначением.
Таким образом, министерство в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации является органом государственной власти, представляющим Российскую Федерацию в правоотношениях, связанных с исполнением обязанностей собственника по содержанию принадлежащего ему имущества (статья 210 Кодекса).
Суды верно отметили, что принятие мер к регистрации своего владельческого титула лежит на министерстве, в связи с чем фактическое уклонение от совершения таких действий не может являться основанием, освобождавшим от платежа. Доказательства передачи вещного титула на спорный объект иному лицу не представлены.
Установив факт нарушения министерством обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, суды правомерно удовлетворили иск. Размеры взносов не оспорены.
Расчет пеней проверен судами и признан верным.
Контррасчет пеней ответчик не представил, их несоразмерность не обосновал.
Довод о чрезмерности судебных расходов оценен и обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судами. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 по делу N А53-7146/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.