г. Краснодар |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А15-1878/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального района "Цумадинский район" Республики Дагестан (ИНН 0537002531, ОГРН 1020500562697), ответчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (ИНН 0562067892, ОГРН 1070562001950), третьих лиц - Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального района "Цумадинский район" Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.06.2018 (судья Магомедов Т.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Жуков Е.В.) по делу N А15-1878/2018, установил следующее.
Администрация муниципального района "Цумадинский район" Республики Дагестан (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство) о взыскании 1 108 408 рублей 28 копеек убытков в порядке регресса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан (далее - правительство) и Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин).
Решением от 27.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.09.2018, в удовлетворении иска отказано ввиду недоказанности факта причинения вреда, противоправности поведения ответчика, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, взысканные в рамках дела N А15-3348/2018 с истца денежные средства являются убытками администрации, возникшими в связи с неисполнением ответчиком обязательств, принятых в рамках соглашения о софинансировании. Истец выполнил все условия, предусмотренные соглашением, заключенным сторонами в целях реализации постановления правительства от 30.07.2010 N 276 "О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан" (далее - постановление N 276). Факт отсутствия нормативно-правового акта, на основании которого должны быть выделены субсидии, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В отзыве министерство просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 25.08.2015 администрация и министерство заключили соглашение о подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) сельских поселений, входящих в состав муниципального района "Цумадинский район" (далее - соглашение), на условиях софинансирования из бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местного бюджета на 2015 год.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения министерство осуществляет организационно-методическую помощь при подготовке и утверждении генпланов и финансирование разработки генпланов поселений за счет средств республиканского бюджета в объеме 80% от всей стоимости работ по контракту по мере поступления средств на счет министерства, а администрация осуществляет финансирование работ в объеме 20%.
В силу пункта 1.4 соглашения администрация и администрация сельского поселения "Сельсовет "Тиндинский"" подписали соглашение о передаче полномочий по вопросам подготовки, согласования проекта генерального плана поселения и проекта правил землепользования и застройки.
В целях исполнения указанных соглашений ООО НИИ "Земля и город" (исполнитель) и администрация (заказчик) заключили муниципальный контракт от 19.10.2015 N 01/2015к (далее - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по разработке комплексного проекта развития территории муниципального района "Цумадинский район" Республики Дагестан, в том числе генеральных планов, правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Тиндинский"" муниципального района "Цумадинский район" Республики Дагестан, и своевременно сдать их результаты заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить работы.
Состав работ, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены в техническом задании, который является неотъемлемой частью контракта.
Стоимость работ установлена в сумме 990 тыс. рублей. Сроки выполнения работ - в соответствии с календарным планом (приложение N 2 к контракту).
Согласно пунктам 3.3 - 3.6 и 3.9 контракта заказчик в течение 10 рабочих дней после его заключения перечисляет (при условии перечисления министерством своей части денежных средств согласно пункту 12 части II Информационной карты конкурса) на расчетный счет исполнителя авансовый платеж в размере 20% от цены контракта.
По завершению этапа работ исполнитель предоставляет заказчику акт сдачи-приемки этапа работ, подписанный уполномоченным лицом.
Заказчик в течение 5 рабочих дней возвращает исполнителю подписанный акт сдачи-приемки этапа работ либо направляет мотивированный отказ от подписания акта в письменной форме.
Датой выполнения исполнителем этапа работ считается дата подписания сторонами акта по этапу (без претензий) в соответствии с разделом 5 контракта.
Финансирование контракта осуществляется следующим образом: 20% - местный (районный) бюджет, 80% - республиканский бюджет.
Администрация выполнила свою часть соглашения и уплатила за выполненные работы по контракту 198 тыс. рублей, что подтверждается платежным поручением от 11.11.2015 N 346284.
В связи с неоплатой стоимости работ в полном объеме ООО НИИ "Земля и город" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о взыскании 792 тыс. рублей основной задолженности, 56 794 рублей 98 копеек неустойки, а также неустойки, начиная с 03.11.2015 по день фактического исполнения обязательства по контракту.
В рамках дела N А15-3348/2016 решением от 04.09.2017 исковые требования ООО НИИ "Земля и город" к администрации удовлетворены. Определением от 04.12.2017 с администрации в пользу ООО НИИ "Земля и город" взыскано 100 489 рублей 90 копеек судебных расходов.
Указанные судебные акты администрацией полностью исполнены, общая сумма перечисленных денежных средств составила 1 108 408 рублей 28 копеек.
Полагая, что неисполнение министерством соглашения о выделении денежных средств явилось основанием для возникновения у истца убытков, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. Отсутствие какого-либо из названных элементов является основанием для отказа в иске.
В соответствии со статьями 16, 1069 Кодекса убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Администрация в подтверждение противоправного поведения ссылается на неисполнение министерством соглашения.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно не приняли во внимание данный довод.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным кодексом.
Статья 6 Бюджетного кодекса содержит понятие бюджета - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 41 Бюджетного кодекса межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями в доход соответствующего бюджета. Межбюджетные трансферты предоставляются в виде: дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в части федерального бюджета), законами субъектов Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Исходя из пункта 3 названной статьи, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для предоставления субсидий из республиканского бюджета на софинансирование полномочий органов местного самоуправления по подготовке документов территориального планирования поселений требовалось принятие нормативного правового акта, устанавливающего: цели и условия предоставления субсидии, их расходования, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, методику распределения субсидий между муниципальными образованиями, включающую определение уровня софинансирования со стороны муниципальных образований, порядок оценки эффективности использования субсидий, включающий индикаторы, характеризующие достижение поставленных целей и методики их оценки, сроки и порядок предоставления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий, основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципального образования при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидий, в том числе порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий.
Из материалов дела следует, что соглашение заключено на основании постановления N 276, которым предоставление субсидий из республиканского бюджета не предусматривалось, следовательно, финансирование должно было регулироваться отдельным нормативным правовым актом, который принят не был.
Кроме того, факт отсутствия нормативного правового акта, на основании которого должны были быть выделены субсидии, подтвержден и отсутствием самого финансирования.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что постановление N 276 не могло служить основанием для заключения сторонами соглашения.
Таким образом, соглашение, заключенное администрацией и министерством, не соответствует требованиям действующего законодательства и в силу статьи 85 Бюджетного кодекса не является основанием возникновения расходных обязательств Республики Дагестан по предоставлению межбюджетных субсидий.
В свою очередь, орган местного самоуправления в отсутствие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий и их распределение, самостоятельно определил необходимый объем финансирования из республиканского бюджета, что противоречит положениям статьи 31 Бюджетного кодекса.
При таких установленных по делу обстоятельствах суды обоснованно отказали в иске ввиду отсутствия оснований считать министерство лицом, обязанным софинансировать работы.
Отсутствие элементов, доказывающих убытки, является основанием для отказа в их взыскании.
Приведенные заявителем доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, выражают несогласие с оценкой доказательств по делу и по существу направлены на ее переоценку, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А15-1878/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.