г. Краснодар |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А32-18155/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар"" (ИНН 2357005456, ОГРН 1042331957183), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица - администрации муниципального образования Успенский район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2018 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-18155/2017, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Агросахар"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным содержащийся в письме от 20.04.2017 N 5211421/17-32-20 отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 113,86 га с кадастровым номером 23:34:0401000:0126, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское", участок N 40;
- возложить на департамент обязанность в десятидневный срок направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район (далее - администрация).
Решением от 17.05.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.08.2018, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность. Заявитель надлежащим образом использовал земельный участок. Возражая против заявленных требований, департамент документально не подтвердил обстоятельства, препятствующие предоставлению в собственность общества спорного земельного участка.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что у общества отсутствует право на приобретение спорного земельного участка в собственность ввиду ничтожности договоров аренды от 19.07.2005 и 18.06.2015. Опубликованное в средствах массовой информации сообщение о предстоящей передаче в аренду спорного участка содержит указание на площадь земельного участка, однако информация о кадастровом номере земельного участка отсутствует. Представленная в материалы дела публикация не содержит признаков, идентифицирующих спорный земельный участок, что свидетельствует о ничтожности договоров аренды.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.08.2017 земельный участок площадью 1 138 600 +/ - 9 328 кв. м с кадастровым номером 23:34:0401000:126, расположенный по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, Успенский район, с/о Маламинский, земли СПК "Кубань", участок N 40, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (запись от 09.08.2004 N 23-01/00167/2004-456).
19 июля 2005 года департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 0000001069 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 113,86 га с кадастровым номером 23:34:0401000:0126, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Маламинский с/о, в границах земель СПК "Кубань", участок N 40, для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (до 19.07.2015). Договор зарегистрирован в установленном порядке 30.09.2005.
На основании постановления администрации от 18.06.2015 N 581 "О прекращении права аренды и о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 18.06.2015 N 8834000330 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 138 600 кв. м с кадастровым номером 23:34:0401000:0126, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Маламинский с/о, в границах земель СПК "Кубань", участок N 40, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), сроком на 10 лет (до 17.06.2025). Договор зарегистрирован в установленном порядке 04.08.2017.
29 декабря 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:34:0401000:0126 в собственность. К заявлению общество приложило копию паспорта, копию решения от 24.02.2016 N 02-02/2016 и копии договоров от 18.06.2015 и 23.05.2005.
Письмом от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении без проведения торгов в собственность спорного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что договоры от 19.07.2005, от 18.06.2015 имеют признаки недействительных (ничтожных) сделок (т. 1, л. д. 63 - 70).
Общество, полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса закреплено, что продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 Земельного кодекса приведены основания для отказа в предоставлении публичного земельного участка, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции установили, что общество с 2005 года использовало земельный участок с кадастровым номером 23:34:0401000:126, в рамках заключенных договоров аренды. Договор аренды от 19.07.2005 N 0000001069 заключен с соблюдением публичной процедуры (сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 113,86 га из фонда перераспределения земель Краснодарского края опубликовано в газете "Кубанские новости" от 09.04.2005 N 51 (3578)), а договор аренды от 18.06.2015 - в порядке преимущественного права. Общество надлежащим образом использует указанный земельный участок согласно его целевому назначению на основании договора аренды, и не допускает нарушений при его использовании. Ссылки департамента на то, что у общества отсутствует право на приобретение спорного земельного участка в собственность ввиду ничтожности договоров аренды от 19.07.2005 и 18.06.2015; опубликованное в средствах массовой информации сообщение о предстоящей передаче в аренду спорного участка, содержит указание на площадь земельного участка, однако информация о кадастровом номере земельного участка отсутствует; публикация не содержит признаков, идентифицирующих спорный участок, что свидетельствует о ничтожности договоров аренды, рассмотрены и отклонены судами.
В то же время судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Как следует из материалов дела, обществу как по договору от 19.07.2005 N 0000001069, так и по договору от 18.06.2015 N 8834000330 предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 113,86 га с кадастровым номером 23:34:0401000:0126, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Маламинский с/о, в границах земель СПК "Кубань", участок N 40 (т. 1, л. д. 43 - 51).
Согласно кадастровому паспорту от 19.06.2015 указанный земельный участок имеет ограничения (обременения) прав площадью 22 тыс. кв. м (2,2 га; т. 1, л. д. 52 - 53).
Из представленной в дело копии газеты "Кубанские новости" от 09.04.2005 N 51 (3578) видно, что земельный участок площадью 113,86 га с кадастровым номером 23:34:0401000:0126 включает в себя 111,66 га пашни и 2,2 га лесополос (т. 1, л. д. 82).
Названные документы судебные инстанции надлежащим образом не оценили. Обстоятельства формирования с включением в состав испрашиваемого земельного участка полезащитных лесных полос, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (лесополосы), не установили. Однако исследование и оценка названных обстоятельств необходима в целях установления наличия у общества оснований для приобретения в собственность земельного участка площадью 113,86 га.
При таких обстоятельствах решение от 17.05.2018 и апелляционное постановление от 16.08.2018 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
С учетом изложенного решение от 17.05.2018 и апелляционное постановление от 16.08.2018 следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, исследовать вопрос о нахождении на спорном земельном участке лесных полос, при необходимости рассмотреть вопрос о проведении по делу экспертизы, установить все обстоятельства, необходимые для рассмотрения заявления, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А32-18155/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.