г. Краснодар |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А32-18159/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Камаизоляция" (ИНН 1651064790, ОГРН 11116510078808), ответчика - саморегулируемой организации союз "Строительное региональное объединение" (ИНН 2308157872, ОГРН 1092300001485), третьего лица - саморегулируемой организации ассоциации "Первое поволжское строительное объединение", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камаизоляция" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2018 (судья Черножуков М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-18159/2017, установил следующее.
ООО "Камаизоляция" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к саморегулируемой организации союз "Строительное региональное объединение" (далее - организация) о возложении обязанности перечислить на расчетный счет саморегулируемой организации ассоциации "Первое поволжское строительное объединение" (далее - ассоциация) денежные средства компенсационного фонда в размере 546 877 рублей.
Организация обратилась со встречным иском к обществу о взыскании 546 877 рублей задолженности, образовавшейся в результате невнесения дополнительных взносов в гарантийный фонд организации в соответствии с решением общего собрания организации, принятому до выхода общества.
Решением суда от 29.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2018, первоначальные и встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление в части удовлетворения встречных исковых требований. По мнению заявителя, отсутствуют какие-либо основания для внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд, организация избрала ненадлежащий способ защиты (встречный иск о взыскании дополнительных взносов), так как у нее отсутствует право удержания взносов, внесенных в компенсационный фонд, решение общего собрания членов организации от 24.10.2016 является ничтожным, поскольку противоречит основам нравственности и правопорядка, суды не учли, что организация исключена из реестра саморегулируемых организаций 20.06.2018, и не определили надлежащего ответчика (истца по встречному иску).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
12 декабря 2018 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 19.12.2018, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество являлось членом организации.
Местом нахождения общества является Республика Татарстан и в соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации общество подало уведомление в организацию о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации и переходе в другую саморегулируемую организацию.
Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 28.12.2016 членство общества в организации прекращено. Общество принято в члены ассоциации.
Общество обратилось в организацию с заявлением о перечислении денежных средств, внесенных ранее заявителем в компенсационный фонд, в размере 1 млн рублей.
Заявленные истцом требования мотивированы наличием обязанности ответчика перечислить ранее уплаченный взнос в компенсационный фонд в адрес ассоциации в связи с переходом истца в эту саморегулируемую организацию по месту нахождения общества.
Встречные требования основаны на следующих обстоятельствах.
24 октября 2016 года проведено внеочередное общее собрание членов организации в форме очного голосования. На собрании организации присутствовало 655 членов из 1289, что составляет 50,81 % от общего числа членов.
Решением, принятым на внеочередном общем собрании членов организации от 24.10.2016 по вопросу N 5 повестки дня (протокол от 24.10.2016 N 18), на переходящих членов саморегулируемой организации возложена обязанность довнести взносы в компенсационный фонд в размере, необходимом для его увеличения до минимально необходимого, не позднее даты выхода такого члена.
Порядок определения суммы взноса установлен названным протоколом: "размер доплаты каждого отдельного члена рассчитать по формуле: сумма ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации, деленная на сумму минимально необходимого компенсационного фонда и умноженная на размер общей доплаты, установленный решением совета директоров организации. Определить, что сумма общей доплаты рассчитывается в размере разницы между минимальным размером компенсационного фонда, рассчитанным исходя из количества действующих членов саморегулируемой организации, числящихся в реестре на день принятия решения о внесении дополнительных взносов в компенсационный фонд, и сумм, уплаченных ими в качестве взносов в компенсационный фонд, и размером компенсационного фонда, не размещенного в российских кредитных организациях, лишившихся лицензии и находящихся в стадии банкротства".
При неисполнении членом саморегулируемой организации (бывшим членом саморегулируемой организации) названной обязанности по доплате решение собрания постановило: "осуществлять перевод (выплату) денежных средств в объеме, равном взносу в компенсационный фонд, уплаченному таким членом при вступлении в организацию за минусом необходимой суммы доплаты".
Указанным решением общего собрания определено следующее, что "при окончании процедуры банкротства российской кредитной организации, в которой у организации размещены средства компенсационного фонда, в случае возврата ранее размещенных денежных средств, установить, что ранее перешедшие члены на равных правах с действующими членами имеют право на компенсацию ранее затраченных денежных средств на взнос в саморегулируемую организацию или на произведение соответствующей доплаты соразмерно своей доле в возвращенных денежных средствах".
На основании уведомления истца о добровольном прекращении членства с последующим переходом в саморегулируемую организацию по месту регистрации членство общества в организации прекращено.
Общество принято в ассоциацию. Общество передало организации заявление о перечислении ранее внесенного взноса в компенсационный фонд в ассоциацию. Общество обратилось в организацию с заявлением о перечислении денежных средств, внесенных ранее в компенсационный фонд. Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения в суд с первоначальным иском.
Организация уведомила общество о необходимости доплатить в компенсационный фонд 546 877 рублей.
27 марта 2017 года общим собранием членов организации принято решение о произведении доплат в компенсационный фонд в отношении всех без исключения членов саморегулируемой организации, с указанием, что, в случае, если член саморегулируемой организации выполнил обязанность по доплате, установленную решением общего собрания от 24.10.2016, данные денежные средства засчитываются в качестве надлежащего исполнения обязанности по доплате, предусмотренной решением общего собрания членов от 27.03.2017.
Общество не исполнило обязательство по доплате средств в компенсационный фонд организации, это послужило поводом для обращения со встречным иском.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Согласно статье 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В силу части 1 статьи 26 Закона о некоммерческих организациях и пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о саморегулируемых организациях источниками формирования имущества некоммерческой (саморегулируемой) организации являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов саморегулируемой организации) - вступительные, членские и целевые взносы.
В порядке пунктов 9 и 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2005 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным в частях 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в этой части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что денежные средства, ранее внесенные в качестве взносов в компенсационный фонд некоммерческой организации, должны остаться в компенсационном фонде.
В части 13 статьи 13 Закона о саморегулируемых организациях установлен запрет на осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В частях 4 и 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации.
По общему правилу, вытекающему из приведенных норм права, денежные средства, внесенные в качестве взносов в компенсационный фонд некоммерческой организации, возврату не подлежат. Исключение составляют случаи, предусмотренные в частях 4 и 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частями 6 - 9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, какие мероприятия должна произвести саморегулируемая организация, в случае уменьшения компенсационных фондов.
Саморегулируемая организация должна подсчитать минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации, рассчитанный исходя из фактического количества действующих членов саморегулируемой организации и заявленных ими уровней ответственности с целью определить необходимость осуществления доплат со стороны действующих членов саморегулируемой организации.
В случае, если компенсационный фонд после выплаты стал меньше, чем минимальный размер компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации обязаны внести взносы (доплатить) в соответствующий компенсационный фонд в целях его увеличения до размера, установленного внутренними документами саморегулируемой организации.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, пришли к выводам о том, что организация приняла решение о доплатах в целях увеличения размера компенсационного фонда до минимально необходимого размера, установленного нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, и приведения деятельности саморегулируемой организации в соответствие с требованиями действующего законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции и ремонта объектов капитального строительства.
Суды установили, что согласно выписке из протокола от 24.10.2016 N 18 кворум, для решения вопросов, поставленных на голосование общим собранием, на собрании от 24.10.2016 - имелся. За утверждение вопроса N 5 предложенной повестки дня проголосовало - 100% от участвующих в собрании членов. Кроме того, вопрос недействительности решения принятого на собрании был предметом рассмотрения судов в деле N А32-22722/2017, в рамках которого суды установили истечение сроков на оспаривание указанного решения.
Однако вопросы формирования имущества, в том числе денежных средств, имеющих особый правовой режим (например, компенсационных фондов некоммерческих организаций со статусом саморегулируемых организаций это вопросы, прежде всего, гражданско-правового характера, и правоотношения по формированию, сохранению, расходованию и восстановлению компенсационных фондов должны охватываться в том числе нормами гражданского права.
Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Порядок восстановления компенсационного фонда, утраченного вследствие несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в которой он был размещен, должен быть аналогичным порядку восстановления, при любом другом уменьшении компенсационного фонда ниже установленного уровня.
Данным обстоятельствам суды надлежащей оценки не дали.
Кроме того, суды не учли, что Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, указанные в части 14 названной статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16.1 Кодекса.
Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 17 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации права на средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов.
При исключении саморегулируемых организаций из государственного реестра саморегулируемых организаций права на средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. В этом случае кредитная организация по требованию такого Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, переводит средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) такой некоммерческой организации на специальный банковский счет (счета) такого Национального объединения саморегулируемых организаций.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что общество перестало являться участником организации с 28.12.2016, а также с учетом того, что 21.06.2018 организация исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций (уведомление от 21.06.2018 N 00-07-05/932), суды не привлекли в дело приемника организации общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство". Сведения об исключении организации из государственного реестра находятся в общем доступе, кроме того, на указанный факт неоднократно ссылалось общество в ходе рассмотрения дела.
Частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской предусмотрен исчерпывающий перечень безусловных оснований для отмены судебных актов. Согласно пункту 4 части 4 статьи 288 указанного Кодекса основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Суд кассационной инстанции считает, что указанные обстоятельства являются существенными и влияют на правильность принятых судебных актов, однако не могут быть устранены судом кассационной инстанции, с учетом его процессуальных полномочий.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с частью 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, учесть доводы сторон и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение по делу.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А32-18159/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.