Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 3. Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психотерапия" (со сроком освоения 576 академических часа)

Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 6 июля 2023 г. N 344н

 

Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психотерапия"
(со сроком освоения 576 академических часа)

 

I. Общие положения

 

1.1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психотерапия" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации 1.

Трудоемкость освоения - 576 академических часов.

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения, включающие цель обучения;

- планируемые результаты обучения;

- примерный учебный план;

- примерный календарный учебный график;

- примерное содержание учебных модулей программы;

- организационно-педагогические и иные условия реализации;

- требования к аттестации;

- примеры оценочных материалов 2.

1.2. Реализация Программы осуществляется организациями, осуществляющими обучение, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.22 Психотерапия, дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Психотерапия".

На обучение по Программе могут быть зачислены врачи, имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) по одной из специальностей: "Психиатрия- наркология", "Психиатрия", "Сексология", "Судебно-психиатрическая экспертиза", имеющие действующий сертификат специалиста или пройденную в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" аккредитацию специалиста по соответствующей специальности (далее - обучающиеся).

1.3. Программа разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.22 Психотерапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) 3, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 4.

1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.

Программой в учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.

1.5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.

ОСК состоит из двух компонентов:

1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психотерапия".

1.7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 576 академических часов. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 10% от общей трудоемкости Программы.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.

1.8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;

б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;

в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;

г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;

д) кадровое обеспечение;

е) финансовое обеспечение.

1.9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 5. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психотерапия". Содержание стажировки определяется организациями.

1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 6.

Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.

Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.

1.11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 7.

1.12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке 8.

 

II. Планируемые результаты обучения

 

2.1. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:

 

Код и наименование ОПК

Код и наименование индикатора достижения ОПК

ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, информационно-коммуникационные технологий.

ОПК-1.1. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости пациентов психическими расстройствами и расстройствами поведения, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения.

ОПК-1.2. Умеет работать в медицинской информационной системе медицинской организации, вести медицинскую документацию в форме электронных документов.

ОПК-1.3. Знает основные принципы организации оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, умеет применять их на практике.

ОПК-1.4. Знает и умеет использовать в практической деятельности законодательство Российской Федерации, регламентирующее оказание медицинской помощи по профилю "Психотерапия", в том числе несовершеннолетним.

ОПК-1.5. Анализирует и оценивает качество оказания медицинской помощи с использованием современных подходов к управлению качеством медицинской помощи и основных медикостатистических показателей.

ОПК-1.6. Знает формы диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями.

ОПК-2. Способен проводить медицинское обследование пациентов.

ОПК-2.1. Знает и владеет методикой сбора жалоб и анамнеза у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (законных представителей).

ОПК-2.2. Знает и владеет методикой оценки соматического и неврологического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ОПК-2.3. Знает и умеет работать с клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.

ОПК-2.4. Знает патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

ОПК-2.5. Знает медицинские показания к использованию методов нейрофизиологической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и умеет интерпретировать их результаты.

ОПК-2.6. Знает клиническую картину состояний, требующих направления пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения к врачам-специалистам.

ОПК-2.7. Знает методы осмотра пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

 

2.2. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:

 

Код и наименование ПК

Код и наименование индикатора достижения ПК

ПК-1. Диагностика психических расстройств и расстройств поведения и определение показаний к психотерапии.

ПК-1.1. Знает и умеет собирать клинико-анамнестические данные с целью выявления психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-1.2. Умеет проводить клиническое психопатологическое обследование пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и интерпретировать их результаты.

ПК-1.3. Умеет выявлять диагностические признаки, анализировать и обобщать полученные клинические данные на основе биопсихосоциального подхода.

ПК-1.4. Умеет описывать психическое состояние пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения - физическим насилием или его угрозой.

ПК-1.5 Знает и умеет проводить дифференциальную диагностику психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-1.6 Умеет организовывать и проводить диагностику с целью определения медицинских показаний и медицинских противопоказаний к психотерапии.

ПК-1.7 Знает и умеет выявлять психотерапевтические мишени различного уровня, интерпретировать результаты клинического, клинико-психологического и экспериментально-психологического обследования.

ПК-1.8. Знает особенности оказания медицинской помощи по профилю "Психотерапия" при различных психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе психосоматических расстройствах, соматопсихических расстройствах.

ПК-1.9. Знает показания и противопоказания к применению методов в рамках различных направлений психотерапии - психодинамического, когнитивно-поведенческого, экзистенциально-гуманистического, вспомогательных психотерапевтических методов и техник, форм психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой, средовой), моделей (консультативной, симптом-центрированной, социо-центрированной, личностно-центрированной, суппортивной), условий оказания медицинской помощи по профилю "Психотерапия".

ПК-1.10 Знает основные принципы и приемы, направленные на установление продуктивного психотерапевтического контакта (альянса) для формирования доверительных отношений.

ПК-1.11. Знает этические принципы и правила проведения обследования пациентов с целью установления диагноза и определения показаний к психотерапии.

ПК-2. Назначение и проведение психотерапии пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения и контроль ее эффективности и безопасности.

ПК-2.1. Знает основные формы психотерапии.

ПК-2.2. Знает и умеет применять принципы лечения и профилактики (вторичной и третичной) психических расстройств и расстройств поведения, с учетом возраста пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-2.3. Знает принципы определения этапов медицинской помощи по профилю "Психотерапия", содержания их, методы, техники и приемы, характерные для каждого этапа.

ПК-2.4. Знает принципы и приемы формирования и поддержания устойчивого психотерапевтического контакта.

ПК-2.5. Знает особенности защитно-ресурсных механизмов (психологических защит и копинг-механизмов, стратегий проблемно-решающего поведения).

ПК-2.6. Знает принципы оценки эффективности проводимой психотерапии у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения всех возрастных групп.

ПК-2.7. Знает принципы оценки и коррекции нежелательных явлений психотерапии у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения всех возрастных групп.

ПК-2.8. Знает функциональные задачи медицинского психолога, основные подходы в организации деятельности психолога в полипрофессиональной бригаде.

ПК-2.9. Знает и умеет применять методики проведения психотерапии, применение основных методов в рамках различных направлений психотерапии (психодинамического, когнитивно-поведенческого, экзистенциально-гуманистического), вспомогательных психотерапевтических методов и техник, приемов в рамках различных направлений и форм (индивидуальной, семейной, групповой, средовой) психотерапии, моделей (консультативной, симптом-центрированной, социо-центрированной, личностно-центрированной, суппортивной), условий медицинской помощи по профилю "Психотерапия".

ПК-2.10. Знает механизм действия основных лекарственных средств и медицинских изделий, медицинские показания и противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением.

ПК-3. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения с использованием психотерапии, психосоциальной реабилитации, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

ПК-3.1. Знает и умеет применять методы медицинской реабилитации при психических расстройствах и расстройствах поведения.

ПК-3.2. Знает медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-3.3. Знает механизмы воздействия мероприятий по медицинской реабилитации на организм пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-3.4. Знает побочные эффекты и осложнения медицинской реабилитации и методы их коррекции.

ПК-3.5. Знает и умеет применять основные подходы к оценке характера семейного функционирования.

ПК-3.6 Знает и умеет применять этические принципы и правила поведения при проведении и контроле эффективности медицинской реабилитации пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-4. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящихся в распоряжении медицинских работников.

ПК-4.1. Знает правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Психотерапия".

ПК-4.2. Знает должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях по профилю "Психотерапия".

ПК-4.3. Знает этические принципы и правила поведения при проведении анализа медико-статистической информации, ведении медицинской документации, организации деятельности находящихся в распоряжении медицинских работников.

ПК-4.4. Умеет вести медицинскую документацию, в том числе в электронном виде, и контролировать качество ее ведения.

ПК-4.5. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей по профилю "Психотерапия".

 

III. Примерный учебный план

 

п/п

Название учебного модуля, раздела учебного модуля

Трудоемкость (акад. час)

Формы организации учебного процесса

Формируемые

компетенции

Форма контроля

Лекции

СЗ 9

ПЗ 10

ОСК 11

С 12

1.

Учебный модуль "Диагностика и фармакотерапия психических расстройств"

1.1

Организационно-правовые основы психиатрии

18

2

16

-

-

-

ОПК-1

Т/К 13

1.2

Частная психиатрия

26

4

12

10

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

1.3

Психофармакотерапия психических расстройств

28

4

12

12

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 1

72

10

40

22

-

-

 

П/А 14

2.

Учебный модуль "Основы медицинской (клинической) психологии и биоэтики"

2.1

Основы клинической психологии

12

2

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

2.2

Этические основы психотерапии и психологического консультирования

12

-

4

8

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

2.3

Экспериментальнопсихологическая диагностика в психотерапии

12

-

4

8

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 2

36

2

12

22

-

-

 

П/А

3.

Учебный модуль "Терапевтический сеттинг и механизмы действия психотерапии"

3.1

Сеттинг в психотерапии

24

2

8

6

-

8

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.2

Специфические и неспецифические механизмы действия психотерапии

24

2

8

6

-

8

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.3

Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии

24

2

8

6

-

8

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 3

72

6

24

18

-

24

 

П/А

4.

Учебный модуль "Основные направления и методы психотерапии"

4.1

Основные формы психотерапии

18

2

4

4

-

8

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.2

Супервизия и балинтовские группы в психотерапии

18

2

4

4

-

8

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.3

Суггестивная психотерапия

16

2

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.4

Когнитивно-поведенческая психотерапия

16

2

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.5

Динамическая психотерапия

16

2

2

6

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.6

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

16

2

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.7

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия

16

2

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.8

Интегративная психотерапия

14

-

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

4.9

Экспрессивные методы психотерапии (арт-терапия, театротерапия, музыкотерапия и другие)

14

-

4

4

-

6

ОПК-1

ПК-1

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 4

144

14

34

38

 

58

 

П/А

5.

Учебный модуль "Научные основы и современные исследования в области психотерапии"

5.1

Физиологические основы психотерапии

4

2

2

-

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.2

История исследований психотерапии

4

-

4

-

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.3

Доказательная медицина и психотерапия

4

2

2

-

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.4

Клиническая и психологическая эффективность психотерапии

6

-

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.5

Нежелательные явления в процессе психотерапии

6

-

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.6

Соотношение психотерапии и фармакотерапии

6

-

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

5.7

Использование новых технологий в психотерапии

6

-

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 5

36

4

16

16

-

-

 

П/А

6.

Учебный модуль "Психотерапия в других областях медицины"

6.1

Психотерапия в психиатрии

24

4

4

8

-

8

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-4

Т/К

6.2

Психотерапия психосоматических заболеваний

10

2

-

4

-

4

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1-4

Т/К

6.3

Психотерапия лиц пожилого возраста

10

2

-

4

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-4

Т/К

6.4

Психотерапия в наркологии

10

-

2

4

-

4

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1-4

Т/К

6.5

Психотерапия в сексопатологии

10

-

2

4

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-4

Т/К

6.6

Психотерапия в соматической медицине

8

-

2

2

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-4

Т/К

Трудоемкость рабочего модуля 6

72

8

10

26

-

28

 

П/А

7.

Учебный модуль "Некоторые специальные вопросы психотерапии"

7.1

Психотерапия и психологическая помощь при ЧС

12

-

4

8

-

-

ОПК-1

ПК-1-4

Т/К

7.2

Кризисная психотерапия

12

-

4

8

-

-

ОПК-1 ПК-1-4

Т/К

7.3

Психотерапия и психосоциальная реабилитация

12

2

4

6

-

-

ОПК-1

ПК-1-4

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 7

36

2

12

22

-

-

 

П/А

8.

Учебный модуль "Детская и подростковая психотерапия"

8.1

Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств

8

-

2

6

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

8.2

Дизонтогенез, причины и механизм формирования

8

-

2

6

-

-

ОПК-1

ПК-1-4

Т/К

8.3

Возрастные особенности клинических проявлений отдельных нозологических форм психических расстройств. Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками

20

4

2

4

-

10

ОПК-1

ПК-1-4

 

Трудоемкость учебного модуля 8

36

4

6

16

-

10

 

П/А

9.

Учебный модуль "Неотложные состояния в психиатрии"

9.1

Психомоторное поведение

4

-

2

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.2

Отказ от еды

4

-

2

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.3

Делирий

4

-

2

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.4

Эпилептический статус

4

-

2

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.5

Фебрильная шизофрения

4

-

2

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.6

Острые осложнения психофармакотерапии

8

2

-

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

9.7

Экстренная медицинская помощь

8

-

2

-

6

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 9

36

2

12

16

6

-

 

П/А

10.

Учебный модуль "Психотерапия суицидального поведения"

10.1

Дефиниции и эпидемиология суицидального поведения

12

2

4

6

-

-

ОПК-2

ПК-2

ПК-4

Т/К

10.2

Факторы суицидального риска. Диагностика

12

2

4

6

-

-

ОПК-2

ПК-2

ПК-4

Т/К

10.3

Психотерапия пациентов с суицидальным поведением

12

-

4

8

-

-

ОПК-2

ПК-2

ПК-4

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 10

30

4

12

14

-

-

 

П/А

Итоговая аттестация

6

-

-

6

-

-

 

Э 15

Общая трудоемкость Программы

576

56

178

216

6

120

-

 

 

IV. Примерный календарный учебный график

 

Название учебного модуля

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

Диагностика и психофармакотерапия психических расстройств

72

 

 

 

Основы медицинской (клинической) психологии и биоэтики

36

 

 

 

Терапевтический сеттинг и механизмы действия психотерапии

36

36

 

 

Основные направления и методы психотерапии

 

108

36

 

Научные основы и современные исследования в области психотерапии

 

 

36

 

Психотерапия в других областях медицины

 

 

72

 

Некоторые специальные вопросы психотерапии

 

 

 

36

Детская и подростковая психотерапия

 

 

 

36

Неотложные состояния в психиатрии

 

 

 

36

Психотерапия суицидального поведения

 

 

 

30

Итоговая аттестация

 

 

 

6

Общая трудоемкость Программы (576 акад. час.)

144

144

144

144

 

V. Примерное содержание учебных модулей

 

Учебный модуль 1 "Диагностика и фармакотерапия психических расстройств"

 

Код

Наименование разделов, тем

1.1

Организационно-правовые основы психиатрии

1.1.1

Организационная структура психиатрической помощи в Российской Федерации

1.1.2

Правила психиатрического освидетельствования

1.1.3

Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.1.4

Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.1.5

Основные принципы использования информационно-коммуникационных технологий при оказании медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.2

Частная психиатрия

1.2.1

Этиология и патогенез психических расстройств

1.2.2

Классификация психических расстройств

1.3

Психофармакотерапия психических расстройств

1.3.1

Современные представления о механизме действия и классификации психотропных средств

1.3.2

Психофармакотерапия при шизофрении, шизотипических, шизоаффективных и бредовых расстройств

1.3.3

Психофармакотерапия аффективных расстройств

1.3.4

Психофармакотерапия невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

1.3.5

Психофармакотерапия органических, включая симптоматические, психических расстройств и расстройств поведения

1.3.6

Психофармакотерапия расстройств личности и поведения в зрелом возрасте

1.3.7

Психофармакотерапия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ

1.3.8

Психофармакотерапия иных психических расстройств и расстройств поведения

1.3.9

Нежелательные явления в процессе психофармакотерапии

 

Учебный модуль 2 "Основы медицинской (клинической) психологии и биоэтики"

 

Код

Наименование разделов, тем

2.1

Основы клинической психологии

2.1.1

Предмет и основные понятия клинической психологии

2.1.2

Клинико-психологические аспекты познавательной деятельности

2.1.3

Клинико-психологические аспекты эмоционально-волевой и мотивационной сферы

2.1.4

Клинико-психологические аспекты сознания

2.1.5

Психическая индивидуальность и психология личности

2.1.6

Патопсихологическая диагностика и ее роль в психотерапии

2.1.7

Психосоматические взаимоотношения

2.1.8

Реакции личности на болезнь

2.2

Медицинская деонтология и биоэтика

2.2.1

Взаимоотношения врач-медицинский персонал-пациент

 

Учебный модуль 3 "Терапевтический сеттинг и механизмы действия психотерапии"

 

Код

Наименование разделов, тем

3.1

Сеттинг в психотерапии

3.1.1

Взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом

3.2

Специфические и неспецифические механизмы действия психотерапии

3.2.1

Специфические и неспецифические механизмы действия психотерапии

3.3

Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии

3.3.1

Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии

 

Учебный модуль 4 "Основные направления и методы психотерапии"

 

Код

Наименование разделов, тем

4.1

Суггестивная психотерапия

4.1.1

История учения о гипнозе и внушении

4.1.2

Природа гипноза и внушения (прямая и косвенная суггестия, плацебо-терапия)

4.1.3

Показания и противопоказания к гипносуггестивной психотерапии

4.1.4

Техники гипнотизации, теория и практика

4.1.5

Индивидуальная и групповая гипносуггестивная психотерапия

4.1.6

Недирективный гипноз М. Эриксона

4.1.7

Методы аутосуггестии (метод Э. Куэ, аутогенная тренировка И. Шульца, прогрессивная мышечная релаксация по Э. Джекобсону, медитативные техники)

4.1.8

Нежелательные явления в процессе гипносуггестивной психотерапии

4.2

Когнитивно-поведенческая психотерапия

4.2.1

История когнитивно-поведенческого направления психотерапии

4.2.2

Методология и ключевые понятия когнитивно-поведенческой психотерапии

4.2.3

Техники и методики когнитивно-поведенческой психотерапии

4.2.4

Современные методы когнитивной психотерапии (метакогнитивная, диалектическая бихевиоральная (поведенческая), схема-терапия, психотерапия эмоциональных схем Р.Лихи, терапия принятия ответственности)

4.2.5

Варианты когнитивно-поведенческой психотерапии: когнитивная терапия депрессий А. Бэка, рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, интерперсональная психотерапия

4.2.6

Терапевтическая метафора и ее виды в структуре когнитивно-поведенческой психотерапии

4.3

Психоанализ и динамические методы психотерапии

4.3.1

История психоанализа и психоаналитической психотерапии

4.3.2

Психический онтогенез: фазы развития человека

4.3.3

Пропедевтика психоаналитической патопсихологии и психотерапии

4.3.4

Групповой психоанализ

4.3.5

Психоаналитическая психотерапия семьи

4.3.6

Психоаналитическая психодрама

4.3.7

Психоаналитическая теория неврозов

4.3.8

Патопсихология и психотерапия пограничных состояний и перверсий

4.3.9

Патопсихология и психотерапия психосоматических заболеваний

4.3.10

Патопсихология и психотерапия детей и подростков

4.3.11

Терапия на основе ментализации

4.3.12

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия

4.4

Другие связанные с психоанализом виды психотерапии

4.4.1

Аналитическая психология и психотерапия К. Юнга

4.4.2

Индивидуальная психология и психотерапия А. Адлера

4.4.3

Телесно-ориентированная психотерапия (А. Лоуэн, В. Райх, Л. Бурбо)

4.4.4

Трансактный анализ Э. Берна

4.4.5

Трансперсональная психотерапия и психосинтез

4.5

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

4.5.1

Основные принципы гуманистической психотерапии

4.5.2

Понятие невроза и выздоровления в гуманистической психотерапии

4.5.3

Логотерапия В. Франкла

4.5.4

Экзистенциальный психоанализ по Л. Бинсвангеру

4.5.5

Психотерапия А. Маслоу, понятие самоактуализации, иерархия потребностей

4.5.6

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

4.5.7

Гештальт-психология и гештальт-терапия Ф. Перлза

4.5.8

Экзистенциальная психотерапия (И. Ялом, Д. Бьюдженталь)

4.6

Экспрессивные методики психотерапии (арт-терапия, музыкотерапия, танцтерапия, театротерапия)

4.6.1

Экспрессивные методики психотерапии (арт-терапия, музыкотерапия, танцтерапия, театротерапия)

 

Учебный модуль 5 "Научные основы и современные исследования в области психотерапии"

 

Код

Наименование разделов, тем

5.1

Физиологические основы психотерапии

5.1.1

Физиологические основы психотерапии

5.2

История исследований психотерапии

5.2.1

История исследований психотерапии

5.3

Доказательная медицина и психотерапия

5.3.1

Доказательная медицина и психотерапия

5.4

Клиническая и психологическая эффективность психотерапии

5.4.1

Клиническая и психологическая эффективность психотерапии

5.5

Нежелательные явления в процессе психотерапии

5.5.1

Нежелательные явления в процессе психотерапии

5.6

Психотерапия и психофармакотерапия

5.6.1

Психотерапия и психофармакотерапия

 

Учебный модуль 6 "Психотерапия в других областях медицины"

 

Код

Наименование разделов, тем

6.1

Психотерапия в психиатрии

6.1.1

Психотерапия при шизофрении

6.1.2

Психотерапия при депрессиях

6.1.3

Психотерапия при эпилепсии

6.1.4

Психотерапия в клинике пограничных состояний

6.1.5

Психотерапия пожилых лиц

6.2

Психотерапия в наркологии

6.2.1

Психотерапия при зависимости от алкоголя

6.2.2

Психотерапия при зависимостях от психоактивных веществ

6.2.3

Психотерапия аддиктивных расстройств

6.3

Психотерапия в сексопатологии

6.3.1

Психотерапия в неврологии, клинике внутренних болезней, хирургии, акушерстве и гинекологии, онкологии

6.4

Психотерапия психосоматических заболеваний

6.4.1

Психотерапия психосоматических заболеваний

 

Учебный модуль 7 "Некоторые специальные вопросы психотерапии"

 

Код

Наименование разделов, тем

7.1

Психотерапия и психологическая помощь при ЧС

7.1.1

Психотерапия и психологическая помощь при ЧС

7.2

Кризисная психотерапия

7.2.1

Кризисная психотерапия

7.3

Психотерапия и психосоциальная реабилитация

7.3.1

Психотерапия и психосоциальная реабилитация

 

Учебный модуль 8 "Детская и подростковая психотерапия"

 

Код

Наименование разделов, тем

8.1

Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств

8.1.1

Психологические особенности развития в детском и подростковом возрасте

8.1.2

Понятие психологического возраста и норм психического развития в разных возрастах

8.1.3

Психическое и личностное развитие в подростковом возрасте

8.1.4

Диагностика в детской и подростковой психиатрии

8.1.5

Принципы многоосевой классификации психических расстройств в детско-подростковом возрасте

8.2.

Дизонтогенез, причины и механизм формирования

8.2.1

Клиническая специфика нарушений психического развития в детско-подростковом возрасте

8.2.2

Подростковые психопатологические синдромы и патологические состояния, систематика

8.2.3

Возрастные особенности клинических проявлений отдельных нозологических форм психических расстройств

8.3

Возрастные особенности клинических проявлений отдельных нозологических форм психических расстройств. Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками

8.3.1

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

8.3.2

Расстройства аутистического спектра

8.3.3

Обсессивно-компульсивные расстройства у детей и подростков

8.3.4

Пищевые расстройства в подростковом возрасте

8.3.5

Невротические расстройства детского и подросткового возраста

8.3.6

Умственная отсталость

8.3.7

Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками

 

Учебный модуль 9 "Неотложные состояния в психиатрии"

 

Код

Наименование разделов, тем

9.1

Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение

9.1.1

Виды психомоторного возбуждения (галлюцинаторное, дисфорическое, тревожное, депрессивное (депрессивный раптус), маниакальное, аффективно-шоковое, кататоническое, гебефреническое) их особенности

9.1.2

Тактика поведения, купирования. Обеспечение надзора и инструктаж персонала

9.2

Отказ от еды

9.2.1

Основные причины (кататонический синдром, синдром нервной анорексии, бред отравления, запрещающие императивные галлюцинации, тяжелая депрессия с бредом самообвинения и суицидальными тенденциями, дисморфомания, дисморфофобия)

9.2.2

Признаки отказа от еды. Онкологическая настороженность

9.2.3

Особенности лечения (коррекция электролитных нарушений, парентеральное питание в условиях реанимации или психо-соматического отделения, после стабилизации соматического состояния, продолжение лечения, в том числе, в недобровольном порядке, в соответствии с пунктами "а" и "в" статьи 29 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании")

9.3

Делирий

9.3.1

Основные причины делирия

9.3.2

Признаки тяжелого течения делирия

9.3.3

Принципы лечения (тщательное обследование, динамическая оценка состояния, последовательность лечения). Особенности лечения тяжелых форм делирия

9.4

Эпилептический статус

9.4.1

Определение, признаки, основные причины

9.4.2

Дифференциальная диагностика с коматозными состояниями другой природы (инсульт, асфиксия, остановка сердца, гипогликемия)

9.4.3

Этапы лечебных мероприятий

9.5

Фебрильная шизофрения

9.5.1

Клиническая картина

9.5.2

Общие принципы лечения

9.6

Острые осложнения психофармакотерапии

9.6.1

Холинолитический делирий

9.6.2

Острая дистония

9.6.3

Злокачественный нейролептический синдром

9.6.4

Острые отравления психотропными препаратами

9.7

Основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

9.7.1

Понятие чрезвычайной ситуации Особенности психических расстройств у пострадавших при различных видах чрезвычайных ситуаций и их современная классификация

9.7.2

Организация психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

9.7.3

Принципы взаимодействия специалистов медицинских служб, оказывающих помощь, на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации

9.8

Медицинская помощь в экстренной форме

9.8.1

Базовая сердечно-легочная реанимация

9.8.2

Медицинская помощь в экстренной форме при анафилактическом шоке

9.8.3

Медицинская помощь в экстренной форме при тромбоэмболии

9.8.4

Медицинская помощь в экстренной форме при гипогликемии и гипергликемии

9.8.5

Медицинская помощь в экстренной форме при острой недостаточности мозгового кровообращения

 

Учебный модуль 10 "Психотерапия суицидального поведения"

 

Код

Наименование разделов, тем

10.1

Дефиниции и эпидемиология суицидального поведения

10.1.1

Суицид как биопсихосоциальный феномен

10.1.2

Определения, классификации, современные концепции суицидального поведения

10.2.

Факторы суицидального риска. Диагностика

10.2.1

Клинические, биологические, социальные и психологические факторы суицидального риска

10.2.2

Оценка суицидального риска

10.2.3

Клинический и экспериментально-психологические методы оценки суицидального риска

10.3

Психотерапия пациентов с суицидальным поведением

10.3.1

Особенности проведения психотерапии лиц с суицидальным поведением

10.3.2

Психотерапия, ориентированная на клинико-психологический тип суицидального поведения

10.3.3

Методики психотерапии лиц с суицидальным поведением

 

VI. Организационно-педагогические и иные условия реализации

 

6.1. При организации и проведении обучения необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- условия для практической подготовки обучающихся 16. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;.

- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 6.2 настоящей Программы;

- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;

- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.

6.2. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.

На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.

ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:

- тренинг технических навыков;

- клинический сценарий (с возможностью его изменения);

- отработка коммуникативных навыков;

- командный тренинг;

- междисциплинарный тренинг.

Перечень симуляционного оборудования для реализации Программы:

а) манекен с возможностью регистрации (по завершении) следующих показателей (в процентах):

- глубина компрессий;

- положение рук при компрессиях;

- высвобождение рук между компрессиями;

- частота компрессий;

- дыхательный объем;

- скорость вдоха;

б) учебный автоматический наружный дефибриллятор (АНД);

в) полноростовой манекен человека в возрасте старше 8 лет с возможностью имитации следующих показателей:

- имитация дыхательных звуков и шумов;

- визуализация экскурсии грудной клетки;

- имитация пульсации центральных и периферических артерий;

- отображение заданной электрокардиограммы на медицинское оборудование;

- желательно: речевое сопровождение, моргание глаз и изменение просвета зрачков, имитация цианоза, имитация аускультативной картины работы сердца, тонов/шумов сердца, имитация потоотделения, имитация изменения капиллярного наполнения и температуры кожных покровов, имитация показателей сатурации, частоты сердечных сокращений через настоящий пульсоксиметр, имитация показателей артериального давления и температуры тела через симуляционный монитор пациента;

г) монитор пациента, воспроизводящий заданные в сценарии параметры (в случае их измерения);

д) фантом руки с возможностью проведения внутривенных инъекций.

6.3. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 17, и профессиональным стандартам.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.

Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.

6.4. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 18.

6.5. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании медицинской помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.

 

VII. Формы аттестации

 

7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.

7.2. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.

7.3. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-психотерапевта к профессиональной деятельности по специальности.

7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.

 

VIII. Оценочные материалы

 

8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:

1. Место психотерапии в системе доказательной медицины и в общей системе здравоохранения.

2. Основные тенденции динамики распространенности психических расстройств и факторы, влияющие на них.

3. Законодательные и нормативные акты в здравоохранении при охране психического здоровья.

4. Организация психотерапевтической помощи в России, ее юридические основы.

5. Место психотерапевтической помощи в общей системе здравоохранения, социального обеспечения и образования.

6. Порядок госпитализации, содержания и выписки больных из психотерапевтического стационара.

7. Основы этики и деонтологии в психотерапии.

8. История развития психотерапии.

9. Понятие внутренней картины болезни.

10. Учение о соотношении биологического и социального в человеке.

11. Учение о личности (характер, темперамент, система ценностей).

12. Законы развития общества и их влияние на формирование личности.

13. Исторический анализ формирования взглядов на бессознательное.

14. Сознание и бессознательное и их отношение к психотерапии.

15. Психофизиологические основы психотерапии.

16. Теория стресса.

17. Эмоциональный стресс и его фазы.

18. Основы психотерапевтической диагностики.

19. Терапевтические отношения как базовый лечебный фактор психотерапии.

20. Терапевтический контракт, его клиническое значение, структура.

8.2. Примеры умений, выявляющих уровень практической подготовки обучающегося:

1. Диагностирование неотложных и угрожающих жизни пациента и окружающих состояний.

2. Проведение диагностического психотерапевтического интервью и сбора необходимой информации о пациенте и его близких.

3. Осуществление психотерапевтической диагностики и выявление диагностических признаков психических расстройств.

4. Проведение клинико-психометрического исследования с применением клинических и скрининговых шкал для уточнения диагноза и ответа на терапию.

5. Создание алгоритма терапии в соответствии с поставленным диагнозом и выбором психотерапевтических и /или иных методов лечения.

6. Определение целей и задач психотерапии, разработка плана лечения, выбор адекватной методики.

7. Проведение оценки результатов психотерапевтической работы, ее эффективности.

8. Осуществление психотерапевтической работы в индивидуальном, групповом и семейном формате.

9. Коммуникативные навыки взаимодействия с пациентом в режиме реального времени.

8.3. Примеры тестовых заданий:

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Механизмы психологической защиты у здорового человека:

A. Помогают повысить уровень психической адаптации.

Б. Формируют мотивацию к саморазвитию.

B. Обеспечивают реализацию базовых психологических потребностей.

Г. Способствуют сознательному, конструктивному разрешению конфликта.

Правильный ответ: А

2. При развитии психической патологии система психологических защит личности:

A. Поддерживает и усиливает дезадаптацию.

Б. Расширяет спектр адаптационных возможностей.

B. Обеспечивает осознанное совладение с болезнью.

Г. Помогает справляться с конфликтными ситуациями.

Правильный ответ: А

3. Для диагностики системы психологических защит клинический психолог чаще всего использует методику:

A. "Индекс жизненного стиля" (Р. Плутчик, X. Келлерман, Х.Р. Конте).

Б. "Уровень субъективного контроля" (Дж. Роттер).

B. "Индикатор стратегий преодоления стресса" (Дж. Амирхан).

Г. "Прогрессивные матрицы Равена" (Дж. Равен, K. Пенроуз).

Правильный ответ: А

4. При развитии невротического расстройства ведущие психологические защиты личности становятся:

A. Ригидными.

Б. Лабильными.

B. Гибкими.

Г. Устойчивыми.

Правильный ответ: А

5. Поведение по типу "ухода в детство" у людей с чертами психического инфантилизма обеспечивает психозащитный механизм:

A. Регрессии.

Б. Вытеснения.

B. Отрицания.

Г. Формирования реакции.

Правильный ответ: А

6. Основой формирования бессознательного Зигмунд Фрейд считал психозащитный механизм:

A. Вытеснения.

Б. Регрессии.

B. Обесценивания.

Г. Сублимации.

Правильный ответ: А

7. Неприемлемые переживания удаляются из сознания и удерживаются в бессознательном путем:

А. Вытеснения.

Б. Регрессии.

В. Проекции.

Г. Изоляции.

Правильный ответ: А

8.4. Пример ситуационной задачи:

 

Ситуация

 

К психотерапевту обратилась женщина 25 лет.

 

Жалобы

 

На приступы тревоги, возникающие часто, нарастающих в течение короткого времени; данное состояние сопровождается тахикардией, ощущением трудности вдоха, "ватности" ног, потоотделением, страхом смерти; данное состояние проходит в течение короткого времени, но из-за возникновения данных приступов перестала ездить в метро, бывать в людных местах, реже выходит из дома; постоянное чувство напряженности, непривлекательности, отсутствие близких людей рядом, одиночество, слишком высокую ответственность на работе.

 

Анамнез заболевания

 

Отец пациентки - гипертимный, артист хореографического коллектива, всю жизнь ездил с концертами со своим танцевальным коллективом, дома редко появлялся, вероятно, изменял жене. Отец стал злоупотреблять алкоголем, во время запоев становился опасным. Дочь (пациентка) навещает отца, он проживет сейчас один.

Мать учитель музыки, склонная к гипотимии и ипохондрии, в конце жизни - депрессивной. Официального развода не было, но и вместе очень редко были. Мать умерла от рака, когда пациентке исполнилось 20 лет.

Пациентка рождена в срок, с детства гиперопекаемая, в детский сад ее не водили, воспитывали дома. Росла тревожной, неуверенной в себе. Общаться любила, но редко становилась инициатором знакомств. После школы пошла работать на фирму, так как думала, что не сможет поступить в вуз. Работала хорошо, быстро выросла по службе. Считала, что это случайно получилось. Тяжело перенесла смерть матери, но не плакала на похоронах, так как занималась организацией. Позже стала грустить, скучать по матери, чувствовала себя виноватой в ее смерти. Постепенно настроение улучшилось, но стала больше тревожиться за отца, за его жизнь, а у него после смерти жены произошло ухудшение - дважды медики спасли ему жизнь. Но лечиться систематически от алкоголизма он не хотел, дочь во время запоев на порог дома не пускал. В этот период возникли приступы паники, сопровождающиеся страхом смерти. Перестала ездить на метро, стала вызывать такси. Реже стала выходить из дома. В качестве самопомощи стала посещать уроки рисования для взрослых, делала успехи там, в этой ситуации не боялась группы, задавала вопросы преподавателю. На фоне проблем с отцом стала задерживаться на работе. Когда работала с документами, это очень нравилось. Тревога возникала лишь в контексте (и даже ожидания) общения с людьми (чаще с заказчиками) или критики ее работы. В эти моменты возникали либо паники, либо вегетативные симптомы. В выходные старалась съездить к отцу, узнать, жив ли, отвезти ему продукты. Отец не всегда ее пускал на порог дома. Остальное время занималась какими-то домашними делами, редко встречалась с подругами. По совету близкой подруги обращается за помощью к психотерапевту.

 

Анамнез жизни

 

Образование среднее, работает старшим менеджером в небольшой фирме, не замужем, проживает отдельно от отца.

 

Объективный статус

 

Соматический статус. Жалоб нет. Кожные покровы чистые, обычной окраски. Аллергии отрицает. Дыхание свободное. Живот мягкий, безболезненный.

Неврологический статус. Без особенностей. Жалоб нет. Пробы выполняет удовлетворительно, рефлексы симметричные. ЧМТ отрицает.

Психический статус. Одета скромно, аккуратно. Немного пользуется декоративной косметикой, но неброско. Дистанцию соблюдает. Мышление последовательное, логичное.

Жалобы на приступы тревоги, возникающие часто, нарастающих в течение короткого времени; данное состояние сопровождается тахикардией, ощущением трудности вдоха, "ватности" ног, потоотделением, страхом смерти; данное состояние проходит в течение короткого времени, но из-за возникновения данных приступов перестала ездить в метро, бывать в людных местах, реже выходит из дома. Боится, что ей не окажут помощь, что не сможет выбраться. Жалуется на постоянное чувство напряженности, непривлекательности, отсутствие близких людей рядом, одиночество, слишком высокую ответственность на работе. С людьми сходится лишь с теми, которые понимают и принимают ее. Боится, что ошибется с выбором мужа, как мать. Считает их брак неудачным. Повышено чувствительна к критике от других людей, считает, что они всегда правы, когда критикуют. Поэтому мало посещает какие-то компании. Настроение немного снижено, но оно "такое в течение всей жизни", светлых промежутков практически нет. Суточной динамики нет. Сон хороший. Аппетит достаточный. Продуктивной симптоматики, суицидальных мыслей нет.

 

Задания

 

ДИАГНОЗ

ЗАДАНИЕ N 1

Учитывая жалобы на приступы страха, ее тенденцию избегать данных ситуаций, можно поставить диагноз расстройства

Количество верных ответов

1

Верный ответ

фобического тревожного расстройства

Обоснование

Группа расстройств, в клинической картине которых преобладает боязнь определенных ситуаций или объектов (внешних по отношению к субъекту), не представляющих реальной опасности. В результате больной избегает таких ситуаций или переносит их, преодолевая чувство страха.

Основные критерии диагностики тревожно-фобических расстройств:

1. Тревога, обусловленная вполне определенными ситуациями, которые объективно не опасны.

2. Эти ситуации вызывают их избегание или страх.

3. Тревога может варьировать от легкой степени до ужаса.

4. Появление вегетативных симптомов, обусловливающих вторичные страхи.

5. Субъективная тревога не зависит от объективной оценки окружающих.

6. Тревога предшествует ситуации, способной вызвать страх.

7. Страх заболевания, если он связан с конкретной ситуацией, но не страх заражения (нозофобия) или уродства (дисморфофобия) - тогда он относится к ипохондрическому расстройству (F 45.2).

Дистрактор 1

рекуррентного депрессивного

Дистрактор 2

шизоаффективного депрессивного

Дистрактор 3

биполярного смешанного

ЗАДАНИЕ N 2

Страх выйти из дома, избегание метро, что ей не окажут помощь - это симптомы

Количество верных ответов

1

Верный ответ

агорафобии

Обоснование

A. Тревога по поводу попадания в места или ситуации, из которых может быть затруднительно выбраться или в которых помощь не может быть оказана вовремя в случае неожиданного или ситуационно спровоцированного развития панических симптомов. Агорафобические страхи обычно происходят в типичных ситуациях, которые включают в себя страх выходить из дома одному, страх толпы или очередей, страх мостов, поездок в автобусе, поезде или автомобиле. Примечание: при избегании какой-либо одной ситуации диагностируется специфическая (простая) фобия, при избегании социальных ситуаций - социальная фобия.

Б. Ситуации избегаются (например, поездки ограничиваются) или сопровождаются значительными переживаниями и тревогой по поводу возможности развития симптомов паники. Ситуации могут преодолеваться в присутствии кого-либо.

B. Тревога или фобическое избегание не соответствуют больше критериям другого психического расстройства, как, например, "социальная фобия" (избегание определенных социальных ситуаций по причине страха или стеснения), "специфическая фобия" (например, избегание таких конкретных ситуаций, как поездка в лифте), "обсессивно-компульсивное расстройство" (например, избегание грязи в случае страха загрязнения), "посттравматическое стрессовое расстройство" (избегание ситуаций, напоминающих о стрессовом событии) или "тревожное расстройство разлуки" (например, избегание расставания с домом и родственниками).

Дистрактор 1

специфической фобии

Дистрактор 2

неврастении

Дистрактор 3

обсессивно-компульсивного расстройства

ЗАДАНИЕ N 3

Коморбидным в данном случае является расстройство

Количество верных ответов

1

Верный ответ

личности

Обоснование

Состояние, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга, или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая несколько сфер функционирования: аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления возникли в детстве и продолжают свое существование в периоде зрелости;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу;

е) расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Дистрактор 1

шизофрении

Дистрактор 2

соматоформного

Дистрактор 3

генерализованного тревожного

ЗАДАНИЕ N 4

В данном случае речь идет о расстройстве личности

Количество верных ответов

1

Верный ответ

тревожном

Обоснование

Расстройство личности, характеризующееся:

а) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями;

б) представления о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;

в) повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;

г) нежелание вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;

д) ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;

е) уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения.

Дополнительные признаки могут включать гиперсенситивность в отношении отвержения и критики.

Дистрактор 1

шизоидном

Дистрактор 2

ананкастном

Дистрактор 3

зависимом

ЗАДАНИЕ N 5

Для уточнения диагноза личностного расстройства медицинскому психологу необходимо провести с данной пациенткой методику оценки личностных черт

Количество верных ответов

1

Верный ответ

MMPI

Обоснование

Клинические рекомендации. Диагностика и лечение расстройств личности

Дистрактор 1

PANSS

Дистрактор 2

Монтгомери-Айсберга

Дистрактор 3

Гамильтона

ЗАДАНИЕ N 8

Из проективных методик для оценки личностных особенностей психолог может использовать метод

Количество верных ответов

1

Верный ответ

Рошаха

Обоснование

Клинические рекомендации. Диагностика и лечение расстройств личности

Дистрактор 1

Гамильтона

Дистрактор 2

Янга

Дистрактор 3

Кови

ЗАДАНИЕ N 9

Долгосрочная когнитивная психотерапия пациентке показана как минимум сеансов

Количество верных ответов

1

Верный ответ

10-40

Обоснование

Клинические рекомендации. Диагностика и лечение расстройств личности

Дистрактор 1

5-8

Дистрактор 2

50-100

Дистрактор 3

80

ЗАДАНИЕ N 10

Долгосрочную психоаналитическую психотерапию пациентке следует посещать в неделю как минимум раз

Количество верных ответов

1

Верный ответ

1-2

Обоснование

Клинические рекомендации. Диагностика и лечение расстройств личности

Дистрактор 1

3-5

Дистрактор 2

2-4

Дистрактор 3

4-5

 

------------------------------

1Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499).

3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1064 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.22 Психотерапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2014 г., регистрационный N 34492).

4Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499.

5Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

6Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.

7Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.

8Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

9 Семинарские занятия.

10 Практические занятия.

11 Обучающий симуляционный курс.

12 Стажировка.

13 Текущий контроль.

14 Промежуточная аттестация.

15 Экзамен.

16Пункты 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.

17Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г. регистрационный N 72453).

18Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".