Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 6 июля 2023 г. N 344н
Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психиатрия"
(со сроком освоения 720 академических часа)
I. Общие положения
1.1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психиатрия" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации 1.
Трудоемкость освоения - 720 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель обучения;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов 2.
1.2. Реализация Программы осуществляется организациями, осуществляющими обучение, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.20 Психиатрия, дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия".
На обучение по Программе могут быть зачислены врачи, имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Терапия", "Кардиология", "Гастроэнтерология", "Эндокринология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Гериатрия", "Педиатрия", "Неврология", имеющие действующий сертификат специалиста или пройденную в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" аккредитацию специалиста по соответствующей специальности (далее - обучающиеся).
1.3. Программа разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) 3, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 4.
1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
Программой в учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1) . Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
1.5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.
ОСК состоит из двух компонентов:
1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия".
1.7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 720 академических часов. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 10% от общей трудоемкости Программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.
1.8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
1.9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 5. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия". Содержание стажировки определяется организациями.
1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 6.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
1.11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 7.
1.12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке 8.
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ОПК |
Код и наименование индикатора достижения ОПК |
ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, информационно-коммуникационные технологий. |
ОПК-1.1. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости пациентов психическими расстройствами и расстройствами поведения, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения. ОПК-1.2. Умеет работать в медицинской информационной системе медицинской организации, вести медицинскую документацию в форме электронных документов. ОПК-1.3. Знает основные принципы организации оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, умеет применять их на практике. ОПК-1.4. Знает и умеет использовать в практической деятельности законодательство Российской Федерации, регламентирующее оказание медицинской помощи по профилю "Психиатрия", в том числе несовершеннолетним. ОПК-1.5. Анализирует и оценивает качество оказания медицинской помощи с использованием современных подходов к управлению качеством медицинской помощи и основных медико-статистических показателей. ОПК-1.6. Знает формы диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями. |
ОПК-2. Способен проводить медицинское обследование пациентов. |
ОПК-2.1. Знает и владеет методикой сбора жалоб и анамнеза у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (законных представителей). ОПК-2.2. Знает и владеет методикой оценки соматического и неврологического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. ОПК-2.3. Знает и умеет работать с клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения. ОПК-2.4. Знает патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем. ОПК-2.5. Знает медицинские показания к использованию методов нейрофизиологической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и умеет интерпретировать их результаты. ОПК-2.6. Знает клиническую картину состояний, требующих направления пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения к врачам-специалистам. ОПК-2.7. Знает методы осмотра пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. |
2.2. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ПК |
Код и наименование индикатора достижения ПК |
ПК-1. Диагностика психических расстройств и расстройств поведения. |
ПК-1.1. Знает и умеет использовать принципы оценки психического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациентов, их родственников (законных представителей). ПК-1.2. Знает вопросы общей психопатологии: симптомы и синдромы психических расстройств. ПК-1.3. Знает этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, медицинской реабилитации, осложнений, профилактики психических расстройств и расстройств поведения. ПК-1.4. Знает принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, медицинской реабилитации, профилактики состояний, связанных с неотложными состояниями в психиатрии. ПК-1.5. Знает этические принципы и правила проведения обследования пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения с целью выявления психических расстройств и расстройств проведения. |
ПК-2. Назначение и проведение лечения пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, контроль его эффективности и безопасности. |
ПК-2.1. Знает и умеет разрабатывать и обосновывать тактику применения лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом индивидуальных особенностей пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и общих закономерностей течения психических расстройств и расстройств поведения. ПК-2.2. Знает и умеет применять принципы лечения и профилактики (вторичной и третичной) психических расстройств и расстройств поведения, с учетом возраста пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. ПК-2.3. Знает механизм действия лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в психиатрической практике, медицинские показания и медицинские противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением. ПК-2.4. Знает и умеет применять принципы и методы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения при работе в составе специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи. ПК-2.5. Знает принципы и методы оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия" лицам при медицинской эвакуации. ПК-2.6. Знает и умеет применять принципы терапии и профилактики (вторичной и третичной) состояний, являющихся наиболее тяжелым этапом в развитии психических расстройств и расстройств поведения. ПК-2.7. Знает и умеет применять принципы и методы немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения, побочные эффекты и осложнения немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения, и методы их коррекции. ПК-2.8. Знает и умеет применять основные направления психотерапии. ПК-2.9. Знает и умеет применять основы, принципы и методы психосоциальной реабилитации. ПК-2.10. Знает и умеет применять принципы организации психиатрической помощи, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах. |
ПК-3. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. |
ПК-3.1. Знает и умеет применять методы медицинской реабилитации при психических расстройствах и расстройствах поведения. ПК-3.2. Знает медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. ПК-3.3. Знает механизмы воздействия мероприятий по медицинской реабилитации на организм пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. ПК-3.4. Знает побочные эффекты и осложнения медицинской реабилитации и методы их коррекции. ПК-3.5. Знает и умеет применять основные подходы к оценке характера семейного функционирования. |
ПК-4. Проведение медицинских освидетельствований, медицинских экспертиз и медицинских осмотров. |
ПК-4.1. Знает и умеет определять медицинские показания для направления пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения для прохождения медико-социальной экспертизы. ПК-4.2. Знает и умеет определять признаки временной нетрудоспособности и признаки стойких нарушений у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. ПК-4.3. Умеет выносить медицинские заключения по результатам медицинского (психиатрического) освидетельствования, медицинских осмотров в части наличия и/или отсутствия психических расстройств и расстройств поведения. ПК-4.4. Знает виды, порядки организации и проведения медицинских освидетельствований. ПК-4.5. Знает медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортным средством, заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинские противопоказания к осуществлению иных видов деятельности. ПК-4.6. Знает основы организации и проведения медицинских осмотров, предусмотренных законодательством Российской Федерации. |
ПК-5. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. |
ПК-5.1. Знает и умеет проводить профилактику психических расстройств и расстройств поведения. ПК-5.2. Умеет обучать навыкам здорового образа жизни (для сохранения психического здоровья). ПК-5.3. Умеет проводить санитарно-просветительскую работу среди населения, информировать о возможных рисках заболевания психическими расстройствами и расстройствами поведения. Проводить санитарно-просветительскую работу среди населения, информировать о возможных рисках заболевания психическими расстройствами и расстройствами поведения. ПК-5.4. Умеет содействовать психологической и социальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе взаимодействовать с профильными государственными и общественными организациями. ПК-5.5. Умеет выстраивать коммуникации с родственниками пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, оказывать им психологическую помощь и поддержку, вести разъяснительную работу с родственниками пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. |
ПК-6. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала. |
ПК-6.1. Знает нормативные документы, регламентирующие качество и безопасность медицинской деятельности, санитарно-противоэпидемические правила. ПК-6.2. Знает правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Психиатрия". ПК-6.3. Знает правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". ПК-6.4. Знает должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Психиатрия". ПК-6.5. Умеет обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. ПК-6.6. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости пациентов психическими расстройствами и расстройствами поведения, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения. |
ПК-7. Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения. |
ПК-7.1. Умеет распознавать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме. ПК-7.2. Умеет оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания. ПК-7.3. Знает и умеет применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме. ПК-7.4. Знает и умеет выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации в сочетании с электроимпульсной терапией (дефибрилляцией). |
III. Примерный учебный план
N п/п |
Название учебного модуля, раздела учебного модуля |
Трудоемкость (акад. час) |
Формы организации учебного процесса |
Формируемые компетенции |
Форма контроля |
||||
Лекции |
СЗ 9 |
ПЗ 10 |
ОСК 11 |
С 12 |
|||||
1. |
Учебный модуль "Организационно-правовые основы психиатрии" |
||||||||
1.1 |
Принципы организации здравоохранения в Российской Федерации |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
ОПК-1 |
Т/К 13 |
1.2 |
Организация психиатрической помощи в Российской Федерации |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
ОПК-1 ПК-4 ПК-6 |
Т/К |
1.3 |
Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
ОПК-1 ПК-4 ПК-6 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 1 |
18 |
- |
18 |
- |
- |
- |
|
П/А 14 |
|
2. |
Учебный модуль "Пропедевтика психиатрии" |
||||||||
2.1 |
Клинико-психопатологическое исследование |
8 |
2 |
- |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
2.2 |
Оформление полученных данных в историю болезни |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
2.3 |
Лабораторные, генетические и морфологические методы исследования |
6 |
2 |
- |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 2 |
18 |
6 |
- |
12 |
- |
- |
|
П/А |
|
3. |
Учебный модуль "Общая психопатология" |
||||||||
3.1 |
Нарушения восприятия |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.2 |
Расстройства мышления |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.3 |
Интеллектуально-мнестические нарушения |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.4 |
Эмоциональные расстройства |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.5 |
Волевые нарушения и расстройства влечения |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.6 |
Расстройства сознания |
20 |
2 |
6 |
12 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.7 |
Современная классификация психопатологических синдромов |
24 |
- |
8 |
16 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 3 |
144 |
12 |
44 |
88 |
- |
- |
|
П/А |
|
4. |
Учебный модуль "Частная психиатрия" |
||||||||
4.1 |
Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств |
14 |
2 |
4 |
8 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.2 |
Шизофрения, шизотипическое, шизоаффективное и бредовое расстройства |
18 |
2 |
6 |
10 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.3 |
Органические, включая симптоматические, психические расстройства и расстройства поведения |
18 |
2 |
6 |
10 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.4 |
Расстройства настроения (аффективные расстройства) |
18 |
2 |
6 |
10 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.5 |
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ |
14 |
2 |
6 |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.6 |
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
12 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.7 |
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами |
12 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.8 |
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте |
12 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.9 |
Умственная отсталость |
12 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
4.10 |
Психосоматические расстройства |
14 |
- |
4 |
10 |
- |
- |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 4 |
144 |
10 |
56 |
78 |
- |
- |
|
П/А |
|
5. |
Учебный модуль "Фармакотерапия психических расстройств" |
||||||||
5.1 |
Современные представления о механизме действия и классификации психотропных веществ |
32 |
8 |
8 |
16 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.2 |
Психофармакотерапия при шизофрении, шизотипических, шизоаффективных и бредовых расстройств |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.3 |
Психофармакотерапия аффективных расстройств |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.4 |
Психофармакотерапия невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.5 |
Психофармакотерапия органических, включая симптоматические, психических расстройств и расстройств поведения |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.6 |
Психофармакотерапия расстройств личности и поведения в зрелом возрасте |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
8 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.7 |
Психофармакотерапия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
8 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.8 |
Психофармакотерапия иных психических расстройств и расстройств поведения |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
4 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
5.9 |
Нежелательные явления в процессе психофармакотерапии |
10 |
- |
4 |
6 |
- |
10 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 5 |
90 |
8 |
36 |
46 |
- |
30 |
|
П/А |
|
6. |
Учебный модуль "Детская и подростковая психиатрия" |
||||||||
6.1 |
Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств |
10 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
6.2 |
Дизонтогенез, причины и механизм формирования |
10 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
6.3 |
Расстройства психологического развития |
26 |
2 |
4 |
4 |
- |
16 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
6.4 |
Эмоциональные расстройства, расстройства поведения |
26 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
Трудоемкость рабочего модуля 6 |
72 |
8 |
16 |
16 |
- |
32 |
|
П/А |
|
7. |
Учебный модуль "Геронтопсихиатрия" |
||||||||
7.1 |
Биопсихосоциальные аспекты геронтопсихиатрии |
12 |
4 |
8 |
- |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
7.2 |
Клинико-диагностические аспекты психических расстройств позднего возраста, когнитивных расстройств и деменций |
36 |
2 |
6 |
12 |
- |
16 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
7.3 |
Терапия психических расстройств пожилого и старческого, когнитивных расстройств и деменций |
22 |
2 |
6 |
6 |
- |
10 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 7 |
72 |
8 |
20 |
18 |
- |
26 |
|
П/А |
|
8. |
Учебный модуль "Социальная психиатрия с основами суицидологии" |
||||||||
8.1 |
Социальная психиатрия |
15 |
4 |
6 |
- |
- |
5 |
ОПК-1 ПК-1 |
Т/К |
8.2 |
Основы суицидологии |
21 |
3 |
8 |
- |
- |
10 |
ОПК-1 ПК-1-7 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 8 |
36 |
7 |
14 |
- |
- |
15 |
|
П/А |
|
9. |
Учебный модуль "Неотложные состояния в психиатрии и основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях" |
||||||||
9.1 |
Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение |
6 |
- |
2 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.2 |
Отказ от еды |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.3 |
Делирий |
6 |
- |
2 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.4 |
Эпилептический статус |
8 |
2 |
2 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.5 |
Фебрильная шизофрения |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.6 |
Острые осложнения психофармакотерапии |
10 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.7 |
Основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях |
10 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
9.8 |
Экстренная медицинская помощь |
6 |
- |
- |
- |
6 |
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-7 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 9 |
54 |
6 |
18 |
24 |
6 |
- |
|
П/А |
|
10. |
Учебный модуль "Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация" |
||||||||
10.1 |
Методы немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения |
24 |
2 |
4 |
8 |
- |
10 |
ОПК-2 ПК-2 ПК-4-6 |
Т/К |
10.2 |
Основы психотерапии |
26 |
2 |
4 |
10 |
- |
10 |
ОПК-2 ПК-2 ПК-4-6 |
Т/К |
10.3 |
Психосоциальная реабилитация: подходы и методы |
22 |
2 |
4 |
8 |
- |
8 |
ОПК-2 ПК-2 ПК-4-6 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 10 |
68 |
6 |
12 |
14 |
- |
28 |
|
П/А |
|
Итоговая аттестация |
6 |
- |
- |
6 |
- |
- |
|
Э 15 |
|
Общая трудоемкость Программы |
720 |
71 |
234 |
323 |
6 |
86 |
- |
|
IV. Примерный календарный учебный график
Название учебного модуля |
1 мес. |
2 мес. |
3 мес. |
4 мес. |
5 мес. |
Организационно-правовые основы психиатрии |
18 |
|
|
|
|
Пропедевтика психиатрии |
18 |
|
|
|
|
Общая психопатология |
108 |
36 |
|
|
|
Частная психиатрия |
|
108 |
36 |
|
|
Фармакотерапия психических расстройств |
|
|
90 |
|
|
Детская и подростковая психиатрия |
|
|
18 |
54 |
|
Геронтопсихиатрия |
|
|
|
72 |
|
Социальная психиатрия с основами суицидологии |
|
|
|
18 |
18 |
Неотложные состояния в психиатрия и основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях |
|
|
|
|
54 |
Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация |
|
|
|
|
68 |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
6 |
Общая трудоемкость Программы (720 акад. час.) |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
V. Примерное содержание учебных модулей
Учебный модуль 1 "Организационно-правовые основы психиатрии"
Код |
Наименование разделов, тем |
1.1 |
Принципы организации здравоохранения в Российской Федерации |
1.1.1 |
Теоретические основы организации здравоохранения |
1.1.2 |
Основные направления социальной политики в Российской Федерации |
1.1.3 |
Основные принципы отечественного здравоохранения на этапах его развития |
1.1.4 |
Стратегические походы к формированию и развитию государственной политики здравоохранения |
1.1.5 |
Информационно-коммуникационные технологии в медицине |
1.2 |
Организация психиатрической помощи в Российской Федерации |
1.2.1 |
Организационная структура психиатрической помощи в Российской Федерации |
1.2.2 |
Правила психиатрического освидетельствования |
1.2.3 |
Клинические рекомендации и стандарты по оказанию медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения |
1.2.4 |
Принципы организации оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах с использованием телемедицинских технологий |
1.3 |
Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи |
1.3.1 |
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантии прав ее граждан при ее оказании" |
1.3.2 |
Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения |
1.3.3 |
Использование медицинский информационных систем при оказании медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения |
1.3.4 |
Основы трудового права и вопросы законодательства в области психиатрии |
Учебный модуль 2 "Пропедевтика психиатрии"
Учебный модуль 3 "Общая психопатология"
Учебный модуль 4 "Частная психиатрия"
Учебный модуль 5 "Фармакотерапия психических расстройств"
Учебный модуль 6 "Детская и подростковая психиатрия"
Учебный модуль 7 "Геронтопсихиатрия"
Учебный модуль 8 "Социальная психиатрия с основами суицидологии"
Учебный модуль 9 "Неотложные состояния в психиатрия и основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях"
Код |
Наименование разделов, тем |
9.1 |
Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение |
9.1.1 |
Виды психомоторного возбуждения (галлюцинаторное, дисфорическое, тревожное, депрессивное (депрессивный раптус), маниакальное, аффективно-шоковое, кататоническое, гебефреническое) их особенности |
9.1.2 |
Тактика поведения, купирования |
9.1.3 |
Правила фиксации возбужденного больного |
9.1.4 |
Обеспечение надзора и инструктаж персонала |
9.2 |
Отказ от еды |
9.2.1 |
Основные причины (кататонический синдром, синдром нервной анорексии, бред отравления, запрещающие императивные галлюцинации, тяжелая депрессия с бредом самообвинения и суицидальными тенденциями, дисморфомания, дисморфофобия) |
9.2.2 |
Признаки отказа от еды |
9.2.3 |
Онкологическая настороженность |
9.2.4 |
Особенности у пациентов, употребляющих мочегонные и слабительные средства для похудания |
9.2.5 |
Особенности лечения (коррекция электролитных нарушений, парентеральное питание в условиях реанимации или психо-соматического отделения, после стабилизации соматического состояния, продолжение лечения, в том числе, в недобровольном порядке, в соответствии с пунктами "а" и "в" статьи 29 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании") |
9.3 |
Делирий |
9.3.1 |
Основные причины делирия |
9.3.2 |
Признаки тяжелого течения делирия |
9.3.3 |
Принципы лечения делирия |
9.3.4 |
Особенности лечения тяжелых форм делирия |
9.4 |
Эпилептический статус |
9.4.1 |
Определение, признаки, основные причины эпилептического статуса |
9.4.2 |
Дифференциальная диагностика с коматозными состояниями другой природы (инсульт, асфиксия, остановка сердца, гипогликемия) |
9.4.3 |
Этапы лечебных мероприятий |
9.5 |
Фебрильная шизофрения |
9.5.1 |
Клиническая картина заболевания |
9.5.2 |
Общие принципы лечения |
9.6 |
Острые осложнения психофармакотерапии |
9.6.1 |
Холинолитический делирий |
9.6.2 |
Острая дистония |
9.6.3 |
Злокачественный нейролептический синдром |
9.6.4 |
Острые отравления психотропными веществами |
9.7 |
Основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях |
9.7.1 |
Понятие чрезвычайной ситуации |
9.7.2 |
Особенности психических расстройств при различных видах чрезвычайных ситуаций |
9.7.3 |
Организация психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях |
9.7.4 |
Принципы взаимодействия специалистов медицинских служб, оказывающих помощь, на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации |
9.7.5 |
Современная классификация психических расстройств, связанных с чрезвычайными ситуациями |
9.8 |
Медицинская помощь в экстренной форме |
9.8.1 |
Базовая сердечно-легочная реанимация |
9.8.2 |
Медицинская помощь в экстренной форме при анафилактическом шоке |
9.8.3 |
Медицинская помощь в экстренной форме при тромбоэмболии |
9.8.4 |
Медицинская помощь в экстренной форме при гипогликемии |
9.8.5 |
Медицинская помощь в экстренной форме при гипергликемии |
9.8.6 |
Медицинская помощь в экстренной форме при острой недостаточности мозгового кровообращения |
Учебный модуль 10 "Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация"
VI. Организационно-педагогические условия и иные условия реализации
6.1. При организации и проведении обучения необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- условия для практической подготовки обучающихся 16. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;
- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 6.2 настоящей Программы;
- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.
6.2. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.
На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.
ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:
- тренинг технических навыков;
- клинический сценарий (с возможностью его изменения);
- отработка коммуникативных навыков;
- командный тренинг;
- междисциплинарный тренинг.
Перечень симуляционного оборудования для реализации Программы:
а) манекен с возможностью регистрации (по завершении) следующих показателей (в процентах):
- глубина компрессий;
- положение рук при компрессиях;
- высвобождение рук между компрессиями;
- частота компрессий;
- дыхательный объем;
- скорость вдоха;
б) учебный автоматический наружный дефибриллятор (АНД);
в) полноростовой манекен человека в возрасте старше 8 лет с возможностью имитации следующих показателей:
- имитация дыхательных звуков и шумов;
- визуализация экскурсии грудной клетки;
- имитация пульсации центральных и периферических артерий;
- отображение заданной электрокардиограммы на медицинское оборудование;
- желательно: речевое сопровождение, моргание глаз и изменение просвета зрачков, имитация цианоза, имитация аускультативной картины работы сердца, тонов/шумов сердца, имитация потоотделения, имитация изменения капиллярного наполнения и температуры кожных покровов, имитация показателей сатурации, частоты сердечных сокращений через настоящий пульсоксиметр; имитация показателей артериального давления и температуры тела через симуляционный монитор пациента;
г) монитор пациента, воспроизводящий заданные в сценарии параметры (в случае их измерения);
д) фантом руки с возможностью проведения внутривенных инъекций.
6.3. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 17, и профессиональным стандартам.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
6.4. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 18.
6.5. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании медицинской помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
VII. Формы аттестации
7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
7.2. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
7.3. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-психиатра к профессиональной деятельности по специальности.
7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
VIII. Оценочные материалы
8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. Расстройства сознания. Формы помрачения сознания. Деперсонализация, дереализация.
2. Шизофрения в детском и подростковом возрасте: особенности клиники, диагностики, дифференциальная диагностика.
3. Эпидемиология психических расстройств. Факторы, влияющие на психическое здоровье населения. Распространенность психических расстройств.
4. Шизофрения: основные клинические формы, типы течения.
5. Нейрохимические аспекты психических расстройств. Иммунохимические нарушения у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Генетические исследования в психиатрии.
6. Исключительные состояния. Клиника, типология, судебно-психиатрическая оценка.
7. Расстройства восприятия. Основные синдромы.
8. Умственная отсталость: этиология, систематика, клиническая картина, дифференциальная диагностика.
9. Психотерапия: классификация основных направлений, показания к применению.
10. Расстройства мышления: клинические характеристики при различных психических расстройствах.
11. Органические расстройства личности и поведения: классификация, диагностические критерии.
12. Инструментальные методы исследования функционального состояния головного мозга.
8.2. Примеры заданий, выявляющих уровень практической подготовки обучающихся:
1. Оказание помощи при психомоторном возбуждении. Комплекс мероприятий и необходимые препараты.
2. Осуществление перевода из соматического в психиатрический стационар, показания для перевода.
3. Алгоритм действий при оказании неотложной медицинской помощи при эпилептическом припадке и эпилептическом статусе.
4. Проведение недобровольной госпитализации пациента в психиатрический стационар, показания.
5. Тактика ведения пациента с меланхолическим раптусом.
6. Описание показаний к проведению электросудорожной терапии.
7. Методика проведения сеанса электросудорожной терапии.
8. Выявление признаков суицидального риска при депрессии.
9. Описание клинической картины кататонического ступора и возбуждения, тактика лечения.
10. Коммуникативные навыки взаимодействия с пациентом в режиме реального времени.
8.3. Примеры тестовых заданий:
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Парабулия представляет собой:
A. Объединение несопоставимых, противоречивых идей, обстоятельств, положений, с непроизвольной подменой одних идей другими.
Б. Ответы на поставленные вопросы невпопад, не по существу, возникающие у больных с кататоническими расстройствами.
B. Ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия, впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом.
Г. Извращение волевой активности, проявляющееся неадекватным поведением в виде негативизма, импульсивности, вычурности движений.
Д. Аффект качественно и количественно не соответствующий его причине.
Правильный ответ: Г
2. Парэйдолии представляют собой:
A. Зрительные иллюзии фантастического содержания.
Б. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.
B. Расстройство мышления, сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.
Г. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.
Д. Крайнее обеднение запаса слов.
Правильный ответ: А
3. Персеверация - это:
A. Застревание в сознании какой-либо мысли или представления с монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы, не имеющие отношения к первоначальному.
Б. Мимоговорение, во время которого больной на заданный вопрос отвечает неправильно, хотя по содержанию ответа можно заключить, что вопрос был понят верно.
B. Убежденность больного, что окружающие, родные и знакомые являются совершенно посторонними, неизвестными ему людьми, но загримированными под близких и знакомых.
Г. Расстройство мышления, сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.
Д. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.
Правильный ответ: А
4. Резонерством обозначают:
A. Затруднение ассоциативного процесса, проявляющееся в нечетком оформлении мыслей, непоследовательности, соскальзываниях.
Б. Употребление больным им созданных отдельных слов, языка или особого шифра (криптография).
B. Тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, формальным аналогиям.
Г. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.
Д. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.
Правильный ответ: В
5. Сенестопатиями обозначают:
A. Усиление ощущений кожного чувства.
Б. Разнообразные нарушения со стороны моторной сферы, имеющие субъективный характер и не получающие отражения в данных объективного исследования: чувство потери равновесия, шаткости походки и так далее.
B. Нарушение восприятия "схемы тела" - искаженное восприятие собственного тела, физического (телесного) "Я".
Г. Разнообразные, крайне неприятные тягостные ощущения, исходящие из разных областей тела, отдельных внутренних органов, без реальных соматических причин.
Д. Ощущения ползания по телу насекомых, появления на поверхности тела или под кожей посторонних предметов.
Правильный ответ: Г
8.4. Пример ситуационной задачи:
Ситуация
Елизавета К., 23 лет, обратилась за помощью к психиатру в консультативно-диагностическое отделение в добровольном порядке в сопровождении родителей. |
Жалобы
- апатия; - отсутствие желаний и побуждений; - снижение эмоционального реагирования; - трудности восприятия информации; - продолжительный сон; - снижение трудоспособности; - плохой аппетит. |
Анамнез заболевания
Психическое состояние изменилось 5 месяцев назад. На фоне повышенной нагрузки в университете случился нервный срыв - расплакалась, сказала, что "ничего не может делать". Обращалась за помощью к неврологу. Получала сосудистые препараты, положительного эффекта не отмечала. 4 месяца назад изменилось восприятие - казалось, что тело стало хрупким, ходила осторожно, не могла брать предметы в руки. "Окружающая действительность воспринималась странным образом". Испытывала чувство страха. Жаловалась на тошноту, слабость. Госпитализировалась в психиатрическую больницу. Получала рисперидон. Состояние улучшилось. Вес снизился за время болезни на 9 кг до 49 кг. Не может учиться. Сузился круг общения. |
Анамнез жизни
- Наследственность отягощена - дедушки со стороны отца и матери злоупотребляют алкоголем. - Младшая из 2-х детей. - Беременность у матери протекала с угрозой выкидыша. - В детском возрасте были страхи, спала с матерью. - В школу пошла с 7 лет, училась отлично. Занималась только учебой. - Росла впечатлительной, тревожной. В подростковом возрасте переживала, что у нее маленькая грудь. - В возрасте 10 лет сотрясение головного мозга, лечилась стационарно. - Месячные с 13 лет, нерегулярные. |
Объективный статус
Психический статус: В контакт вступает постепенно. Сознание ясное. Верно ориентирована в месте, времени, собственной личности. Обманы восприятия отрицает, поведением не обнаруживает. Бредовых идей не высказывает. Скована. Сидит в одной позе. Эмоционально снижена. Лицо маскообразное. Смотрит в одну точку. Чувствует себя, "как будто заморожена". На вопросы отвечает односложно. Инициативу в беседе не проявляет. Критика к состоянию неполная. |
Задания
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ | |
ЗАДАНИЕ N 1 |
Для уточнения диагноза пациентке необходимо в первую очередь назначить исследование |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
экспериментально-психологическое |
Обоснование |
Экспериментально-психологическое (патопсихологическое) исследование дает информацию об индивидуально-психологических свойствах и психическом состоянии, которые необходимы для уточнения диагноза и подбора терапевтической тактики. Выделены некоторые обобщающие характеристики познавательной деятельности при шизофренических расстройствах, а именно своеобразная дисгармоничность, отсутствие связности в использовании прошлого опыта и "опора на латентные признаки". |
Дистрактор 1 |
инструментальное |
Дистрактор 2 |
лабораторное |
Дистрактор 3 |
нейрофизиологическое |
ДИАГНОЗ | |
ЗАДАНИЕ N 2 |
У пациентки можно предположить диагноз |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
шизотипического расстройства |
Обоснование |
Диагностические критерии шизотипического расстройства: а) неадекватный или сдержанный аффект; б) поведение или внешний вид - чудаковатые, эксцентричные или странные; в) плохой контакт с другими, с тенденцией к социальной отгороженности; г) странные убеждения или магическое мышление; д) подозрительность или параноидные идеи; е) навязчивые размышления без внутреннего сопротивления, часто с дисморфофобическим, сексуальным или агрессивным содержанием; ж) необычные феномены восприятия, включая соматосенсорные (телесные) или другие иллюзии, деперсонализация или дереализация; з) аморфное, обстоятельное, метафоричное, гипердетализированное или стереотипное мышление, проявляющееся странной, вычурной речью или другим образом, без выраженной разорванности. |
Дистрактор 1 |
органического эмоционально лабильного (астенического) расстройства |
Дистрактор 2 |
неврастении |
Дистрактор 3 |
ипохондрического расстройства |
ЗАДАНИЕ N 3 |
Ведущим синдромом в клинической картине является |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
деперсонализационно-дереализационный |
Обоснование |
В дебюте заболевания преобладают явления невротической деперсонализации в трех основных психических сферах (восприятие, мышление, эмоции): - исчезновение яркости и четкости восприятия окружающего; - обостренное самонаблюдение (рефлексия); - жалобы на потерю "чувственного тона". |
Дистрактор 1 |
ипохондрический |
Дистрактор 2 |
аффективный |
Дистрактор 3 |
обсессивно-фобический |
ЗАДАНИЕ N 4 |
Трудности восприятия информации у пациентки обусловлены синдромом |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
псевдоастеническим |
Обоснование |
На продромальном этапе заболевания превалируют явления гиперестетической астении: интенсивное ощущение утомления, сенсибилизация к нейтральным в норме раздражителям, алгии, нарушения сна. При начальных проявлениях заболевания клиническая картина носит неспецифический характер и выражается в тотальной астении. В дальнейшем характерно преобладание явлений аутохтонной (не связанной с умственными или физическими перегрузками) астении, протекающей с отчуждением самосознания активности. Отмечается повышенная утомляемость: доминируют слабость, разбитость, ощущение утраты мышечного тонуса, необычной физической тяжести, "ватности" во всем теле. Больные жалуются на затруднение, а порой и невозможность восприятия и переработки информации (прежде всего, вербальной), "неулавливание" логической взаимосвязи между отдельными словами или фразами во время прослушивания или чтения, "несхватывание" общего смысла текста, "неспособность" выделить главное из второстепенного, "невозможность" додумать мысль до конца, построить элементарную логическую цепочку. Чаще всего они говорят о том, что не могут "выделить главный смысл из прочитанного", "понимаю часть, но не понимаю целого; или вообще не понимаю прочитанного; задумываюсь, отчего это происходит, после чего понимание становится еще более плохим", "смотришь в книгу - видишь фигу". Больные чувствуют себя поглупевшими или неполноценными. Все это приводит к затруднениям в восприятии и осмыслении учебного материала и, как следствие, - к несостоятельности в учебе. Наряду с идеаторным расстройством наблюдаются утрата автоматизированных навыков, неуверенность при различении положительных и отрицательных эмоциональных стимулов, представлений, восприятий. Общим знаменателем всех этих нарушений является неспособность к подавлению конкурирующих тенденций. При дезавтоматизации повседневные, привычные движения и действия не могут совершиться без фиксации на них внимания и требуют волевых усилий. Иногда на этом фоне обнаруживаются интенциональные расстройства мышления: непроизвольное возникновение посторонних, не относящихся к делу мыслей, воспоминаний (ментизм), часто в виде чувственных ярких представлений, "обрывов", "отключений", "параллельности" мыслей, хаотического их движения вплоть до полного сумбура и даже неспособности к речевому контакту, что некоторые авторы относят к так называемым малым идеаторным автоматизмам. Именно интенциональными расстройствами мышления определяется столь тягостное для этих больных переживание интеллектуальной несостоятельности. В результате в клинической картине этих состояний наблюдаются проявления обоих полюсов эндогенной диады: когнитивные расстройства (отражающиеся в нарушении мышления), с одной стороны, и атипичные аффективные расстройства - с другой. |
Дистрактор 1 |
психоорганическим |
Дистрактор 2 |
обсессивно-фобическим |
Дистрактор 3 |
ипохондрическим |
ЗАДАНИЕ N 5 |
Для данного расстройства не характерны ____________ нарушения |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
галлюцинаторно-бредовые |
Обоснование |
В картине шизотипического расстройства на всем протяжении доминируют неврозоподобные, психопатоподобные и "бедные симптомами" нарушения. Основные проявления, присущие прогредиентным формам шизофрении, остаются неотчетливыми: нет ни выраженного эмоционального оскудения, ни заметного падения активности, ни очевидных, бросающихся в глаза нарушений мышления. Эти симптомы лишь иногда как бы просвечивают через психопатоподобные нарушения поведения или неврозоподобные расстройства, а само заболевание отличается незаметным медленным началом и манифестацией, напоминающими декомпенсацию психопатии или психогенно вызванный затяжной невроз; дебют, чаще всего попадает на старший подростковый или послеподростковый возраст. |
Дистрактор 1 |
неврозоподобные |
Дистрактор 2 |
психопатоподобные |
Дистрактор 3 |
"бедные симптомами" |
ЛЕЧЕНИЕ | |
ЗАДАНИЕ N 6 |
Пациентке необходимо в первую очередь назначить |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
антипсихотический препарат |
Обоснование |
Базовым классом психофармакологических средств, применяемых при шизофрении вот уже более 60 лет, являются антипсихотические средства или нейролептики, которые относятся к лекарственным средствам психолептического действия и способны, прежде всего, редуцировать психотическую (галлюцинаторно-бредовую) симптоматику и психомоторное возбуждение. |
Дистрактор 1 |
антидепрессант |
Дистрактор 2 |
стабилизатор настроения |
Дистрактор 3 |
транквилизатор |
ЗАДАНИЕ N 7 |
Пациентке, наряду с антипсихотическим препаратом, может быть рекомендован прием |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
антидепрессанта |
Обоснование |
Применение многих антидепрессантов (кломипрамина, СИОЗС, СИОЗСН) показывает хорошие результаты не только при депрессиях, но и при тревожных расстройствах, болевых синдромах и др. |
Дистрактор 1 |
стабилизатора настроения |
Дистрактор 2 |
психостимулятора |
Дистрактор 3 |
ноотропа |
ЗАДАНИЕ N 8 |
Наиболее частым побочным эффектом при назначении антипсихотических препаратов второго поколения является |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
увеличение массы тела |
Обоснование |
При применении атипичных антипсихотических препаратов (антипсихотических препаратов второго поколения) нередко наблюдаются увеличение массы тела (особенно при применении клозапина и оланзапина), диабет 2-го типа (инсулинорезистентная гипергликемия), особенно у предрасположенных больных (при применении клозапина и оланзапина). |
Дистрактор 1 |
ортостатическая гипотония |
Дистрактор 2 |
седация |
Дистрактор 3 |
экстрапирамидная симптоматика |
ЗАДАНИЕ N 9 |
Для купирования первичной негативной симптоматики используют |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
антипсихотические препараты второго поколения |
Обоснование |
Некоторые антипсихотические препараты второго поколения имеют преимущество в отношении терапии первичных негативных симптомов (категория доказательности В). Имеются достаточные данные об эффективности амисульприда и оланзапина (категория доказательности А) и некоторые данные об эффективности кветиапина и зипрасидона (категория доказательности В) в терапии негативной (первичной) симптоматики. |
Дистрактор 1 |
антипсихотические препараты первого поколения |
Дистрактор 2 |
антидепрессанты |
Дистрактор 3 |
транквилизаторы |
ВАРИАТИВ | |
ЗАДАНИЕ N 10 |
Данное расстройство ранее не определялось как шизофрения |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
атипичная |
Обоснование |
В прошлом эта группа аутохтонных непсихотических заболеваний обозначалась как латентная шизофрения, амбулаторная шизофрения, оккультная шизофрения, псевдошизофрения, абортивная шизофрения, субклиническая шизофрения, псевдопсихопатическая шизофрения, псевдоневротическая форма шизофрении, шизофренический характер, психопатический характер. |
Дистрактор 1 |
амбулаторная |
Дистрактор 2 |
субклиническая |
Дистрактор 3 |
псевдоневротическая |
ЗАДАНИЕ N И |
Прогноз данного расстройства, как правило, является |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
сомнительным |
Обоснование |
При адекватном многолетнем лечении непсихотические нарушения с годами могут ослабевать и не препятствовать удовлетворительной социальной адаптации, а могут и нарастать, оставаясь все-таки в рамках неврозо/психопатоподобных расстройств, но одновременно обусловливая глубокую социальную дезадаптацию. Отмечаются: а) сужение круга интересов с нарастающей аспонтанностью, стойким снижением способности к деятельности и продуктивной активности; б) постепенное уплощение аффекта и исчезновение желаний при одновременном углублении пассивности, вялости, безразличия; в) появление грубых когнитивных нарушений. В целом, прогноз шизотипического расстройства зависит от психопатологических особенностей клинической картины, соотношения позитивных/негативных проявлений заболевания, комплексности и планомерности предпринимаемых терапевтических усилий (психофармакотерапия, психотерапия, социотерапия) на разных этапах его течения. |
Дистрактор 1 |
благоприятным |
Дистрактор 2 |
неблагоприятным |
Дистрактор 3 |
фатальным |
ЗАДАНИЕ N 12 |
Тип течения данного расстройства в большинстве случаев определяется как |
Количество верных ответов |
1 |
Верный ответ |
непрерывный |
Обоснование |
Шизотипическое расстройство может протекать как непрерывно, так и в форме приступов. Однако типологическое разделение по этому принципу не соответствовало бы клинической реальности, поскольку в большинстве случаев приступы сочетаются с вялым непрерывным течением. |
Дистрактор 1 |
эпизодический с нарастающим дефектом |
Дистрактор 2 |
эпизодический со стабильным дефектом |
Дистрактор 3 |
эпизодический ремитирующий (рекуррентный) |
------------------------------
1Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499).
3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1062 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2014 г., регистрационный N 34491).
4Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499.
5Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
6Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
7Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
8Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
9 Семинарские занятия.
10 Практические занятия.
11 Обучающий симуляционный курс.
12 Стажировка.
13 Текущий контроль.
14 Промежуточная аттестация.
15 Экзамен
16Пункты 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.
17Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г. регистрационный N 72453).
18Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".