Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психиатрия" (со сроком освоения 432 академических часа)

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 6 июля 2023 г. N 344н

 

Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психиатрия"
(со сроком освоения 432 академических часа)

 

I. Общие положения

 

1.1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Психиатрия" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации 1.

Трудоемкость освоения - 432 академических часов.

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения, включающие цель обучения;

- планируемые результаты обучения;

- примерный учебный план;

- примерный календарный учебный график;

- примерное содержание учебных модулей программы;

- организационно-педагогические и иные условия реализации;

- требования к аттестации;

- примеры оценочных материалов 2.

1.2. Реализация Программы осуществляется организациями, осуществляющими обучение, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.20 Психиатрия, дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия".

На обучение по Программе могут быть зачислены врачи, имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) по одной из специальностей: "Психиатрия- наркология", "Психотерапия", "Сексология", "Судебно-психиатрическая экспертиза", имеющие действующий сертификат специалиста или пройденную в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" аккредитацию специалиста по соответствующей специальности (далее - обучающиеся).

1.3. Программа разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) 3, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 4.

1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.

Программой в учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1) . Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.

1.5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.

ОСК состоит из двух компонентов:

1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия".

1.7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 432 академических часов. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 10% от общей трудоемкости Программы.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.

1.8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;

б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;

в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;

г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;

д) кадровое обеспечение;

е) финансовое обеспечение.

1.9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 5. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Психиатрия". Содержание стажировки определяется организациями.

1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 6.

Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.

Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.

1.11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 7.

1.12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке 8.

 

II. Планируемые результаты обучения

 

2.1. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:

 

Код и наименование ОПК

Код и наименование индикатора достижения ОПК

ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, информационно-коммуникационные технологий.

ОПК-1.1. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости пациентов психическими расстройствами и расстройствами поведения, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения.

ОПК-1.2. Умеет работать в медицинской информационной системе медицинской организации, вести медицинскую документацию в форме электронных документов.

ОПК-1.3. Знает основные принципы организации оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, умеет применять их на практике.

ОПК-1.4. Знает и умеет использовать в практической деятельности законодательство Российской Федерации, регламентирующее оказание медицинской помощи по профилю "Психиатрия", в том числе несовершеннолетним.

ОПК-1.5. Анализирует и оценивает качество оказания медицинской помощи с использованием современных подходов к управлению качеством медицинской помощи и основных медико-статистических показателей.

ОПК-1.6. Знает формы диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями.

ОПК-2. Способен проводить медицинское обследование пациентов.

ОПК-2.1. Знает и владеет методикой сбора жалоб и анамнеза у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (законных представителей).

ОПК-2.2. Знает и владеет методикой оценки соматического и неврологического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ОПК-2.3. Знает и умеет работать с клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.

ОПК-2.4. Знает патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

ОПК-2.5. Знает медицинские показания к использованию методов нейрофизиологической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и умеет интерпретировать их результаты.

ОПК-2.6. Знает клиническую картину состояний, требующих направления пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения к врачам-специалистам.

ОПК-2.7. Знает методы осмотра пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

 

2.2. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:

 

Код и наименование ПК

Код и наименование индикатора достижения ПК

ПК-1. Диагностика психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-1.1. Знает и умеет использовать принципы оценки психического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациентов, их родственников (законных представителей).

ПК-1.2. Знает вопросы общей психопатологии: симптомы и синдромы психических расстройств.

ПК-1.3. Знает этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, медицинской реабилитации, осложнений, профилактики психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-1.4. Знает принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, медицинской реабилитации, профилактики состояний, связанных с неотложными состояниями в психиатрии.

ПК-1.5. Знает этические принципы и правила проведения обследования пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения с целью выявления психических расстройств и расстройств проведения.

ПК-2. Назначение и проведение лечения пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, контроль его эффективности и безопасности.

ПК-2.1. Знает и умеет разрабатывать и обосновывать тактику применения лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом индивидуальных особенностей пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и общих закономерностей течения психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-2.2. Знает и умеет применять принципы лечения и профилактики (вторичной и третичной) психических расстройств и расстройств поведения, с учетом возраста пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-2.3. Знает механизм действия лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в психиатрической практике, медицинские показания и медицинские противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением.

ПК-2.4. Знает и умеет применять принципы и методы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения при работе в составе специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи.

ПК-2.5. Знает принципы и методы оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия" лицам при медицинской эвакуации.

ПК-2.6. Знает и умеет применять принципы терапии и профилактики (вторичной и третичной) состояний, являющихся наиболее тяжелым этапом в развитии психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-2.7. Знает и умеет применять принципы и методы немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения, побочные эффекты и осложнения немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения, и методы их коррекции.

ПК-2.8. Знает и умеет применять основные направления психотерапии.

ПК-2.9. Знает и умеет применять основы, принципы и методы психосоциальной реабилитации.

ПК-2.10. Знает и умеет применять принципы организации психиатрической помощи, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах.

ПК-3. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

ПК-3.1. Знает и умеет применять методы медицинской реабилитации при психических расстройствах и расстройствах поведения.

ПК-3.2. Знает медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-3.3. Знает механизмы воздействия мероприятий по медицинской реабилитации на организм пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-3.4. Знает побочные эффекты и осложнения медицинской реабилитации и методы их коррекции.

ПК-3.5. Знает и умеет применять основные подходы к оценке характера семейного функционирования.

ПК-4. Проведение медицинских освидетельствований, медицинских экспертиз и медицинских осмотров.

ПК-4.1. Знает и умеет определять медицинские показания для направления пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения для прохождения медико-социальной экспертизы.

ПК-4.2. Знает и умеет определять признаки временной нетрудоспособности и признаки стойких нарушений у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-4.3. Умеет выносить медицинские заключения по результатам медицинского (психиатрического) освидетельствования, медицинских осмотров в части наличия и/или отсутствия психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-4.4. Знает виды, порядки организации и проведения медицинских освидетельствований.

ПК-4.5. Знает медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортным средством, заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинские противопоказания к осуществлению иных видов деятельности.

ПК-4.6. Знает основы организации и проведения медицинских осмотров, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ПК-5. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

ПК-5.1. Знает и умеет проводить профилактику психических расстройств и расстройств поведения.

ПК-5.2. Умеет обучать навыкам здорового образа жизни (для сохранения психического здоровья).

ПК-5.3. Умеет проводить санитарно-просветительскую работу среди населения, информировать о возможных рисках заболевания психическими расстройствами и расстройствами поведения. Проводить санитарно-просветительскую работу среди населения, информировать о возможных рисках заболевания психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-5.4. Умеет содействовать психологической и социальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе взаимодействовать с профильными государственными и общественными организациями.

ПК-5.5. Умеет выстраивать коммуникации с родственниками пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, оказывать им психологическую помощь и поддержку, вести разъяснительную работу с родственниками пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-6. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

ПК-6.1. Знает нормативные документы, регламентирующие качество и безопасность медицинской деятельности, санитарно-противоэпидемические правила.

ПК-6.2. Знает правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Психиатрия".

ПК-6.3. Знает правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

ПК-6.4. Знает должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Психиатрия".

ПК-6.5. Умеет обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК-6.6. Умеет проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости пациентов психическими расстройствами и расстройствами поведения, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения.

ПК-7. Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

ПК-7.1. Умеет распознавать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме.

ПК-7.2. Умеет оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания.

ПК-7.3. Знает и умеет применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

ПК-7.4. Знает и умеет выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации в сочетании с электроимпульсной терапией (дефибрилляцией).

 

III. Примерный учебный план

 

п/п

Название учебного модуля, раздела учебного модуля

Трудоемкость (акад. час)

Формы организации учебного процесса

Формируемые

компетенции

Форма контроля

Лекции

СЗ 9

ПЗ 10

ОСК 11

С 12

1.

Учебный модуль "Организационно-правовые основы психиатрии"

1.1

Принципы организации здравоохранения в Российской Федерации

6

-

6

-

-

-

ОПК-1

Т/К 13

1.2

Организация психиатрической помощи в Российской Федерации

6

-

6

-

-

-

ОПК-1

ПК-4

ПК-6

Т/К

1.3

Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи

6

-

6

-

-

-

ОПК-1

ПК-4

ПК-6

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 1

18

-

18

-

-

-

 

П/А 14

2.

Учебный модуль "Пропедевтика психиатрии"

2.1

Клинико-психопатологическое исследование

6

-2

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

2.2

Оформление полученных данных в историю болезни

6

-2

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

2.3

Лабораторные, генетические и морфологические методы исследования

6

-2

2

4

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 2

18

6

-

12

-

-

 

П/А

3.

Учебный модуль "Общая психопатология"

3.1

Нарушения восприятия

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.2

Расстройства мышления

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.3

Интеллектуально-мнестические нарушения

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.4

Эмоциональные расстройства

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.5

Волевые нарушения и расстройства влечения

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.6

Расстройства сознания

10

-

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

3.7

Современная классификация психопатологических синдромов

12

2

4

6

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 3

72

2

28

42

-

-

 

П/А

4.

Учебный модуль "Частная психиатрия"

4.1

Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств

6

4

2

-

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.2

Шизофрения, шизотипическое, шизоаффективное и бредовое расстройства

10

-

6

4

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.3

Органические, включая симптоматические, психические расстройства и расстройства поведения

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.4

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.5

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.6

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

6

-

6

2

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.7

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

6

-

6

2

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.8

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.9

Умственная отсталость

6

-

6

2

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

4.10

Психосоматические расстройства

6

-

6

2

-

-

ОПК-1

ПК-1

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 4

72

4

40

28

-

-

 

П/А

5.

Учебный модуль "Фармакотерапия психических расстройств"

5.1

Современные представления о механизме действия и классификации психотропных веществ

8

8

-

-

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.2

Психофармакотерапия при шизофрении, шизотипических, шизоаффективных и бредовых расстройств

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.3

Психофармакотерапия аффективных расстройств

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.4

Психофармакотерапия невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.5

Психофармакотерапия органических, включая симптоматические, психических расстройств и расстройств поведения

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.6

Психофармакотерапия расстройств личности и поведения в зрелом возрасте

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.7

Психофармакотерапия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.8

Психофармакотерапия иных психических расстройств и расстройств поведения

8

-

4

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

5.9

Нежелательные явления в процессе психофармакотерапии

8

2

2

4

-

-

ОПК-1

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 5

72

10

30

32

-

-

 

П/А

6.

Учебный модуль "Детская и подростковая психиатрия"

6.1

Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств

6

2

2

2

-

-

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

6.2

Дизонтогенез, причины и механизм формирования

6

2

2

2

-

-

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

6.3

Расстройства психологического развития

12

2

2

2

-

6

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

6.4

Эмоциональные расстройства, расстройства поведения

12

2

2

2

-

6

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

Трудоемкость рабочего модуля 6

36

8

8

8

-

12

 

П/А

7.

Учебный модуль "Геронтопсихиатрия"

7.1

Биопсихосоциальные аспекты геронтопсихиатрии

14

2

4

4

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

7.2

Клинико-диагностические аспекты психических расстройств позднего возраста, когнитивных расстройств и деменций

12

4

2

2

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

7.3

Терапия психических расстройств пожилого и старческого, когнитивных расстройств и деменций

10

2

2

2

-

4

ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-6

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 7

36

8

8

8

-

12

 

П/А

8.

Учебный модуль "Социальная психиатрия с основами суицидологии"

8.1

Социальная психиатрия

8

-

2

2

-

4

ОПК-1

ПК-1

Т/К

8.2

Основы суицидологии

10

2

2

2

-

4

ОПК-1

ПК-1-7

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 8

18

2

4

4

-

8

 

П/А

9.

Учебный модуль "Неотложные состояния в психиатрии и основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях"

9.1

Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение

8

-

2

4

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.2

Отказ от еды

8

-

2

4

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.3

Делирий

8

-

2

4

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.4

Эпилептический статус

8

-

2

4

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.5

Фебрильная шизофрения

6

-

2

2

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.6

Острые осложнения психофармакотерапии

4

2

 

2

-

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.7

Основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

6

2

-

2

-

2

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

9.8

Экстренная медицинская помощь

6

-

-

-

6

-

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-7

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 9

54

4

10

22

6

12

 

П/А

10.

Учебный модуль "Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация"

10.1

Методы немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения

14

2

2

4

-

6

ОПК-2

ПК-2

ПК-4-6

Т/К

10.2

Основы психотерапии

8

2

2

4

-

-

ОПК-2

ПК-2

ПК-4-6

Т/К

10.3

Психосоциальная реабилитация: подходы и методы

14

-

4

4

-

6

ОПК-2

ПК-2

ПК-4-6

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 10

30

4

8

6

-

12

 

П/А

Итоговая аттестация

6

-

-

6

-

-

 

Э 15

Общая трудоемкость Программы

432

42

160

168

6

56

-

 

 

IV. Примерный календарный учебный график

 

Название учебного модуля

1 мес.

2 мес.

3 мес.

Организационно-правовые основы психиатрии

18

 

 

Пропедевтика психиатрии

18

 

 

Общая психопатология

72

 

 

Частная психиатрия

36

36

 

Фармакотерапия психических расстройств

 

72

 

Детская и подростковая психиатрия

 

36

 

Геронтопсихиатрия

 

 

36

Социальная психиатрия с основами суицидологии

 

 

18

Неотложные состояния в психиатрия и основы психологопсихиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

 

 

54

Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация

 

 

30

Итоговая аттестация

 

 

6

Общая трудоемкость Программы (432 акад. час.)

144

144

144

 

V. Примерное содержание учебных модулей

 

Учебный модуль 1 "Организационно-правовые основы психиатрии"

 

Код

Наименование разделов, тем

1.1

Принципы организации здравоохранения в Российской Федерации

1.1.1

Теоретические основы организации здравоохранения

1.1.2

Основные направления социальной политики в Российской Федерации

1.1.3

Основные принципы отечественного здравоохранения на этапах его развития

1.1.4

Стратегические походы к формированию и развитию государственной политики здравоохранения

1.1.5

Информационно-коммуникационные технологии в медицине

1.2

Организация психиатрической помощи в Российской Федерации

1.2.1

Организационная структура психиатрической помощи в Российской Федерации

1.2.2

Правила психиатрического освидетельствования

1.2.3

Клинические рекомендации и стандарты по оказанию медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.2.4

Принципы организации оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах с использованием телемедицинских технологий

1.3

Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи

1.3.1

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантии прав ее граждан при ее оказании"

1.3.2

Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.3.3

Использование медицинский информационных систем при оказании медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

1.3.4

Основы трудового права и вопросы законодательства в области психиатрии

 

Учебный модуль 2 "Пропедевтика психиатрии"

 

Код

Наименование разделов, тем

2.1

Клинико-психопатологическое исследование

2.1.1

Клинико-психопатологическое исследование

2.2

Оформление полученных данных в историю болезни

2.2.1

Оформление полученных данных в историю болезни

2.3

Лабораторные, генетические и морфологические методы исследования

2.3.1

Лабораторные, генетические и морфологические методы исследования

 

Учебный модуль 3 "Общая психопатология"

 

Код

Наименование разделов, тем

3.1

Нарушения восприятия

3.1.1

Нарушения восприятия

3.2

Расстройства мышления

3.2.1

Расстройства мышления

3.3

Интеллектуально-мнестические нарушения

3.3.1

Интеллектуально-мнестические нарушения

3.4

Эмоциональные расстройства

3.4.1

Эмоциональные расстройства

3.5

Волевые нарушения и расстройства влечения

3.5.1

Волевые нарушения и расстройства влечения

3.6

Расстройства сознания

3.6.1

Расстройства сознания

3.7

Современная классификация психопатологических синдромов

3.7.1

Астенический синдром

3.7.2

Аффективные синдромы

3.7.3

Невротические синдромы

3.7.4

Бредовые и галлюцинарные синдромы

3.7.5

Кататонические и гебефренные синдромы

3.7.6

Синдромы помрачения сознания

3.7.7

Пароксизмальные синдромы

3.7.8

Амнестический синдром

3.7.9

Психоорганический синдром

3.7.10

Синдромы слабоумия

 

Учебный модуль 4 "Частная психиатрия"

 

Код

Наименование разделов, тем

4.1

Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств

4.1.1

Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств

4.2

Шизофрения, шизотипическое, шизоаффективное и бредовое расстройства

4.2.1

История развития учения о шизофрении, современные концепции шизофрении, эпидемиология шизофрении, этиология и патогенез шизофрении

4.2.2

Клинические формы шизофрении, продуктивные и негативные психопатологические расстройства, типы течения шизофрении, ремиссии при шизофрении, шизофренический дефект

4.2.3

Клинические особенности шизофрении в различные возрастные периоды

4.2.4

Шизотипическое расстройство

4.2.5

Хронические бредовые расстройства

4.2.6

Шизоаффективное расстройство

4.3

Органические, включая симптоматические, психические расстройства и расстройства поведения

4.3.1

Органические психические расстройства

4.3.2

Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга

4.3.3

Психические расстройства при черепно-мозговых травмах, опухолях головного мозга, поражениях головного мозга инфекционной природы

4.3.4

Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга

4.4

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

4.4.1

Биполярное аффективное расстройство

4.4.2

Рекуррентное депрессивное расстройство

4.4.3

Другие расстройства настроения (циклотимия, дистимия)

4.5

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

4.5.1

Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя

4.5.2

Психические и поведенческие расстройства, вызванные с употреблением психоактивных веществ

4.5.3

Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением табака

4.5.4

Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей

4.6

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

4.6.1

Фобические тревожные расстройства

4.6.2

Обсессивно-компульсивное расстройство

4.6.3

Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

4.6.4

Диссоциативные расстройства

4.6.5

Соматоформные расстройства

4.6.6

Другие невротические расстройства (неврастения, синдром деперсонализации-дереализации)

4.7

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

4.7.1

Расстройства приема пищи

4.7.2

Расстройства сна

4.7.3

Другие поведенческие синдромы (сексуальная дисфункция, связанная с послеродовым периодом)

4.8

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

4.8.1

Специфические расстройства личности

4.8.2

Смешанные расстройства личности

4.8.3

Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга

4.9.

Умственная отсталость

4.9.1

Умственная отсталость легкой степени

4.9.2

Умственная отсталость умеренная

4.9.3

Умственная отсталость тяжелая

4.9.4

Умственная отсталость глубокая

4.10

Психосоматические расстройства

4.10.1

История развития и современная концепция психосоматической медицины

4.10.2

Классификация психосоматических расстройств

4.10.3

Основные формы психосоматических расстройств

 

Учебный модуль 5 "Фармакотерапия психических расстройств"

 

Код

Наименование разделов, тем

5.1

Современные представления о механизме действия и классификации психотропных веществ

5.1.1

Психофармакология антипсихотических препаратов

5.1.2

Психофармакология антидепрессантов и нормотимиков

5.1.3

Психофармакология транквилизаторов и ноотропов

5.1.4

Злоупотребление психотропными веществами

5.2

Психофармакотерапия при шизофрении, шизотипических, шизоаффективных и бредовых расстройств

5.2.1

Психофармакотерапия при шизофрении, шизотипических, шизоаффективных и бредовых расстройств

5.3

Психофармакотерапия аффективных расстройств

5.3.1

Психофармакотерапия аффективных расстройств

5.4

Психофармакотерапия невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

5.4.1

Психофармакотерапия невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

5.5

Психофармакотерапия органических, включая симптоматические, психических расстройств и расстройств поведения

5.5.1

Психофармакотерапия органических, включая симптоматические, психических расстройств и расстройств поведения

5.6

Психофармакотерапия расстройств личности и поведения в зрелом возрасте

5.6.1

Психофармакотерапия расстройств личности и поведения в зрелом возрасте

5.7

Психофармакотерапия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ

5.7.1

Психофармакотерапия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ

5.8

Психофармакотерапия иных психических расстройств и расстройств поведения

5.8.1

Психофармакотерапия иных психических расстройств и расстройств поведения

5.9

Нежелательные явления в процессе психофармакотерапии

5.9.1

Нежелательные явления в процессе психофармакотерапии

 

Учебный модуль 6 "Детская и подростковая психиатрия"

 

Код

Наименование разделов, тем

6.1

Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств

6.1.1

Роль возрастного фактора в формировании психических расстройств

6.2

Дизонтогенез, причины и механизм формирования

6.2.1

Дизонтогенез, причины и механизм формирования

6.3

Расстройства психологического развития

6.3.1

Специфические расстройства развития речи и языка

6.3.2

Специфические расстройства развития учебных навыков

6.3.3

Специфические расстройства развития моторной функции

6.3.4

Смешанные специфические расстройства психологического развития

6.4

Эмоциональные расстройства, расстройства поведения

6.4.1

Гиперкинетические расстройства

6.4.2

Расстройства поведения

6.4.3

Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

6.4.4

Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста

6.4.5

Тики

6.4.6

Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (энурез, энкопрез, стереотипные двигательные расстройства и другие)

 

Учебный модуль 7 "Геронтопсихиатрия"

 

Код

Наименование разделов, тем

7.1

Биопсихосоциальные аспекты геронтопсихиатрии

7.1.1

Социальные аспекты геронтопсихиатрии

7.1.2

Психические расстройства пожилого и старческого возраста

7.1.3

Классификации психических расстройств пожилого и старческого возраста

7.2

Клинико-диагностические аспекты психических расстройств пожилого и старческого возраста, когнитивных расстройств и деменций

7.2.1

Диагностика и клиника когнитивных расстройств

7.2.2

Диагностика и клиника деменций

7.2.3

Диагностика и клиника других психических расстройств пожилого и старческого возраста

7.3

Терапия психических расстройств пожилого и старческого возраста, когнитивных расстройств и деменций

7.3.1

Принципы терапии психических расстройств пожилого и старческого возраста, когнитивных расстройств и деменций

7.3.2

Холинергическая и глутаматэргическая терапия когнитивных расстройств и деменций

7.3.3

Нейротрофическая и нейропротективная терапия когнитивных расстройств и деменций

 

Учебный модуль 8 "Социальная психиатрия с основами суицидологии"

 

Код

Наименование разделов, тем

8.1

Социальная психиатрия

8.1.1

История, предмет, цель, задачи, перспективы развития

8.1.2

Этнокультуральные факторы и психические расстройства

8.1.3

Экологическая психиатрия

8.2

Основы суицидологии

8.2.1

Понятие аутоагрессивного (суицидального) поведения

8.2.2

Группы риска суицидального поведения

8.2.3

Терапия и профилактика суицидоопасных состояний

 

Учебный модуль 9 "Неотложные состояния в психиатрия и основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях"

 

Код

Наименование разделов, тем

9.1

Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение

9.1.1

Виды психомоторного возбуждения (галлюцинаторное, дисфорическое, тревожное, депрессивное (депрессивный раптус), маниакальное, аффективно-шоковое, кататоническое, гебефреническое) их особенности

9.1.2

Тактика поведения, купирования

9.1.3

Правила фиксации возбужденного больного

9.1.4

Обеспечение надзора и инструктаж персонала

9.2

Отказ от еды

9.2.1

Основные причины (кататонический синдром, синдром нервной анорексии, бред отравления, запрещающие императивные галлюцинации, тяжелая депрессия с бредом самообвинения и суицидальными тенденциями, дисморфомания, дисморфофобия)

9.2.2

Признаки отказа от еды

9.2.3

Онкологическая настороженность

9.2.4

Особенности у пациентов, употребляющих мочегонные и слабительные средства для похудания

9.2.5

Особенности лечения (коррекция электролитных нарушений, парентеральное питание в условиях реанимации или психо-соматического отделения, после стабилизации соматического состояния, продолжение лечения, в том числе, в недобровольном порядке, в соответствии с пунктами "а" и "в" статьи 29 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании")

9.3

Делирий

9.3.1

Основные причины делирия

9.3.2

Признаки тяжелого течения делирия

9.3.3

Принципы лечения делирия

9.3.4

Особенности лечения тяжелых форм делирия

9.4

Эпилептический статус

9.4.1

Определение, признаки, основные причины эпилептического статуса

9.4.2

Дифференциальная диагностика с коматозными состояниями другой природы (инсульт, асфиксия, остановка сердца, гипогликемия)

9.4.3

Этапы лечебных мероприятий

9.5

Фебрильная шизофрения

9.5.1

Клиническая картина заболевания

9.5.2

Общие принципы лечения

9.6

Острые осложнения психофармакотерапии

9.6.1

Холинолитический делирий

9.6.2

Острая дистония

9.6.3

Злокачественный нейролептический синдром

9.6.4

Острые отравления психотропными веществами

9.7

Основы психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

9.7.1

Понятие чрезвычайной ситуации

9.7.2

Особенности психических расстройств при различных видах чрезвычайных ситуаций

9.7.3

Организация психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

9.7.4

Принципы взаимодействия специалистов медицинских служб, оказывающих помощь, на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации

9.7.5

Современная классификация психических расстройств, связанных с чрезвычайными ситуациями

9.8

Медицинская помощь в экстренной форме

9.8.1

Базовая сердечно-легочная реанимация

9.8.2

Медицинская помощь в экстренной форме при анафилактическом шоке

9.8.3

Медицинская помощь в экстренной форме при тромбоэмболии

9.8.4

Медицинская помощь в экстренной форме при гипогликемии

9.8.5

Медицинская помощь в экстренной форме при гипергликемии

9.8.6

Медицинская помощь в экстренной форме при острой недостаточности мозгового кровообращения

 

Учебный модуль 10 "Психотерапия психических расстройств и психосоциальная реабилитация"

 

Код

Наименование разделов, тем

10.1

Методы немедикаментозной терапии психических расстройств и расстройств поведения

10.1.1

Электросудорожная терапия

10.1.2

Инсулинокоматозная терапия

10.1.3

Немедикаментозные методы биологической терапии в психиатрии

10.1.4

Другие немедикаментозные методы лечения психических расстройств (рефлексотерапия, гипербарическая оксигенация, электростимуляция мозга)

10.2

Основы психотерапии

10.2.1

Основные направления и методы

10.2.2

Общие особенности применения психотерапии при различных психических расстройствах

10.3

Психосоциальная реабилитация: подходы и методы

10.3.1

Психообразование для пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения и их родственников

10.3.2

Основные направления психосоциальной реабилитации. Основы деятельности полипрофессиональных бригад

 

VI. Организационно-педагогические условия и иные условия реализации

 

6.1. При организации и проведении обучения необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- условия для практической подготовки обучающихся 16. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;

- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 6.2 настоящей Программы;

- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;

- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.

6.2. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.

На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.

ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:

- тренинг технических навыков;

- клинический сценарий (с возможностью его изменения);

- отработка коммуникативных навыков;

- командный тренинг;

- междисциплинарный тренинг.

Перечень симуляционного оборудования для реализации Программы:

а) манекен с возможностью регистрации (по завершении) следующих показателей (в процентах):

- глубина компрессий;

- положение рук при компрессиях;

- высвобождение рук между компрессиями;

- частота компрессий;

- дыхательный объем;

- скорость вдоха;

б) учебный автоматический наружный дефибриллятор (АНД);

в) полноростовой манекен человека в возрасте старше 8 лет с возможностью имитации следующих показателей:

- имитация дыхательных звуков и шумов;

- визуализация экскурсии грудной клетки;

- имитация пульсации центральных и периферических артерий;

- отображение заданной электрокардиограммы на медицинское оборудование;

- желательно: речевое сопровождение, моргание глаз и изменение просвета зрачков, имитация цианоза, имитация аускультативной картины работы сердца, тонов/шумов сердца, имитация потоотделения, имитация изменения капиллярного наполнения и температуры кожных покровов, имитация показателей сатурации, частоты сердечных сокращений через настоящий пульсоксиметр; имитация показателей артериального давления и температуры тела через симуляционный монитор пациента;

г) монитор пациента, воспроизводящий заданные в сценарии параметры (в случае их измерения);

д) фантом руки с возможностью проведения внутривенных инъекций.

6.3. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 17, и профессиональным стандартам.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.

Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.

6.4. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 18.

6.5. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании медицинской помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.

 

VII. Формы аттестации

 

7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.

7.2. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.

7.3. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-психиатра к профессиональной деятельности по специальности.

7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.

 

VIII. Оценочные материалы

 

8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:

1. Расстройства сознания. Формы помрачения сознания. Деперсонализация, дереализация.

2. Шизофрения в детском и подростковом возрасте: особенности клиники, диагностики, дифференциальная диагностика.

3. Эпидемиология психических расстройств. Факторы, влияющие на психическое здоровье населения. Распространенность психических расстройств.

4. Шизофрения: основные клинические формы, типы течения.

5. Нейрохимические аспекты психических расстройств. Иммунохимические нарушения у пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Генетические исследования в психиатрии.

6. Исключительные состояния. Клиника, типология, судебно-психиатрическая оценка.

7. Расстройства восприятия. Основные синдромы.

8. Умственная отсталость: этиология, систематика, клиническая картина, дифференциальная диагностика.

9. Психотерапия: классификация основных направлений, показания к применению.

10. Расстройства мышления: клинические характеристики при различных психических расстройствах.

11. Органические расстройства личности и поведения: классификация, диагностические критерии.

12. Инструментальные методы исследования функционального состояния головного мозга.

8.2. Примеры заданий, выявляющих уровень практической подготовки обучающихся:

1. Оказание помощи при психомоторном возбуждении. Комплекс мероприятий и необходимые препараты.

2. Осуществление перевода из соматического в психиатрический стационар, показания для перевода.

3. Алгоритм действий при оказании неотложной медицинской помощи при эпилептическом припадке и эпилептическом статусе.

4. Проведение недобровольной госпитализации пациента в психиатрический стационар, показания.

5. Тактика ведения пациента с меланхолическим раптусом.

6. Описание показаний к проведению электросудорожной терапии.

7. Методика проведения сеанса электросудорожной терапии.

8. Выявление признаков суицидального риска при депрессии.

9. Описание клинической картины кататонического ступора и возбуждения, тактика лечения.

10. Коммуникативные навыки взаимодействия с пациентом в режиме реального времени.

8.3. Примеры тестовых заданий:

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Парабулия представляет собой:

A. Объединение несопоставимых, противоречивых идей, обстоятельств, положений, с непроизвольной подменой одних идей другими.

Б. Ответы на поставленные вопросы невпопад, не по существу, возникающие у больных с кататоническими расстройствами.

B. Ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия, впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом.

Г. Извращение волевой активности, проявляющееся неадекватным поведением в виде негативизма, импульсивности, вычурности движений.

Д. Аффект качественно и количественно не соответствующий его причине.

Правильный ответ: Г

2. Парэйдолии представляют собой:

A. Зрительные иллюзии фантастического содержания.

Б. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.

B. Расстройство мышления, сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.

Г. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.

Д. Крайнее обеднение запаса слов.

Правильный ответ: А

3. Персеверация - это:

A. Застревание в сознании какой-либо мысли или представления с монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы, не имеющие отношения к первоначальному.

Б. Мимоговорение, во время которого больной на заданный вопрос отвечает неправильно, хотя по содержанию ответа можно заключить, что вопрос был понят верно.

B. Убежденность больного, что окружающие, родные и знакомые являются совершенно посторонними, неизвестными ему людьми, но загримированными под близких и знакомых.

Г. Расстройство мышления, сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.

Д. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.

Правильный ответ: А

4. Резонерством обозначают:

A. Затруднение ассоциативного процесса, проявляющееся в нечетком оформлении мыслей, непоследовательности, соскальзываниях.

Б. Употребление больным им созданных отдельных слов, языка или особого шифра (криптография).

B. Тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, формальным аналогиям.

Г. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.

Д. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.

Правильный ответ: В

5. Сенестопатиями обозначают:

A. Усиление ощущений кожного чувства.

Б. Разнообразные нарушения со стороны моторной сферы, имеющие субъективный характер и не получающие отражения в данных объективного исследования: чувство потери равновесия, шаткости походки и так далее.

B. Нарушение восприятия "схемы тела" - искаженное восприятие собственного тела, физического (телесного) "Я".

Г. Разнообразные, крайне неприятные тягостные ощущения, исходящие из разных областей тела, отдельных внутренних органов, без реальных сомтгосик причин.

Д. Ощущения ползания по телу насекомых, появления на поверхности тела или под кожей посторонних предметов.

Правильный ответ: Г

8.4. Пример ситуационной задачи:

 

Ситуация

 

Врач-психиатр был вызван на дом для осмотра мужчины 65 лет.

 

Жалобы

 

Самостоятельно жалоб не предъявляет.

 

Анамнез заболевания

 

Анамнестические сведения собраны со слов пациента и его супруги.

Два месяца назад стал жертвой мошенников, отдал злоумышленникам большую сумму денег. Вскоре после этого стал подозрительным, тревожным, плохо спал по ночам. Говорил жене, что все их имущество достанется мошенникам, а они вскоре станут бездомными. Стал выключать электроприборы, считал, что холодильник специально испорчен таким образом, чтобы "накручивать миллионные счета". Возвращаясь домой, по следам от пыли замечал, что холодильник кто-то двигал, отмечал перебои в работе электричества. Старался реже выходить из дома, чтобы "поймать преступников на месте". Заявлял жене, что они давно уже живут в долг и никогда не смогут расплатиться. Неделю назад после просмотра телепередачи о гангрене, стал заявлять, что у него гангрена ног и ему их вскоре ампутируют. Не спал последние три дня, разговаривал с женой в грубой манере. Заявлял, что у него также заберут кожу из-за того, что жена подписала "какие-то документы".

 

Анамнез жизни

 

-

Из ближайших родственников к психиатру никто не обращался.

-

Перинатальный анамнез, раннее развитие без патологии.

-

По характеру с детства был требовательным к окружающим, настойчивым, конфликтным, злопамятным. Всегда стремился занимать руководящие должности. Не терпел возражений от подчиненных, жены и детей.

-

В школьные годы значительных трудностей в адаптации не отмечал, учился хорошо.

-

В 20 лет женился, от брака имеет двоих взрослых детей.

-

Имеет высшее образование, работал инженером до выхода на пенсию в 60 лет.

-

В возрасте 50 лет диагностирован сахарный диабет 2-го типа. В 64 года перенес инсульт.

-

Эпизодически употребляет алкоголь, до 0,5 литров пива в день.

 

Объективный статус

 

Соглашается на беседу только после уговоров. С трудом удерживается на месте, периодически вскакивает, начинает расхаживать по квартире, выглядывать в окна. Напряжен, взгляд испуганный. Ориентирован в месте и времени. В беседе насторожен, на вопросы отвечает уклончиво. Считает, что в ближайшие несколько часов за ним приедут врачи, которые насильно доставят его на операцию. Не прислушивается к попыткам его переубедить, становится раздражительным, повышает голос. Заявляет, что "не дастся без боя". Наличие галлюцинаций отрицает, поведением не обнаруживает. Неожиданно прерывает беседу со словами "вы и так все знаете", целью беседы считает желание "поиздеваться над ним напоследок".

 

Задания

 

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАНИЕ N 1

Во время проведения психиатрического освидетельствования в данном случае представляться врачом-психиатром

Количество верных ответов

1

Верный ответ

не обязательно

Обоснование

В качестве объективного критерия, опираясь на который следует решать вопрос о допустимости не представляться пациенту, Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливает тяжелое психическое расстройство, обусловливающее непосредственную опасность лица для себя или для окружающих (пункт "а" части 4 статьи 23).

Дистрактор 1

обязательно в любом случае

Дистрактор 2

обязательно, если результаты беседы будут фиксироваться в медицинской документации

Дистрактор 3

обязательно, если планируется госпитализация

ЗАДАНИЕ N 2

Госпитализация данного пациента проводится

Количество верных ответов

1

Верный ответ 1

даже при отсутствии согласия, недобровольно

Обоснование

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи.

Дистрактор 1

только после получения добровольного информированного согласия

Дистрактор 2

после получения письменного согласия жены

Дистрактор 3

только после положительного решения суда

ДИАГНОЗ

ЗАДАНИЕ N 3

Имевшиеся у больного идеи о специально испорченных электроприборах следует расценивать как

Количество верных ответов

1

Верный ответ

бред ущерба

Обоснование

Эти идеи не соответствуют действительности и не поддавались коррекции. Идеи воровства ограничивались бытовыми обстоятельствами. Отмечается бредовая трактовка нейтральных событий (перебои в работе электричества, следы от пыли).

Дистрактор 1

сверхценные убеждения у параноидного психопата

Дистрактор 2

реакцию на тяжелый стресс

Дистрактор 3

проявление энцефалопатического синдрома

ЗАДАНИЕ N 4

Продуктивная психопатологическая симптоматика на момент обследования у данного больного представлена

Количество верных ответов

1

Верный ответ

острым чувственным бредом

Обоснование

Продуктивные расстройства представлены острым, быстро развившимся, несистематизированным бредом преследования. Бредовые идеи фрагментарны, непоследовательны и эмоционально насыщены. Больной правильно ориентирован в месте и времени, что позволяет исключить помрачение сознания.

Дистрактор 1

сумеречным помрачением сознания

Дистрактор 2

онейроидным помрачением сознания

Дистрактор 3

систематизированным бредом

ЗАДАНИЕ N 5

В соответствии с критериями МКБ-10 наиболее обоснованным будет диагноз

Количество верных ответов

1

Верный ответ

F06.2 Органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство

Обоснование

В клинической картине присутствуют симптомы, похожие на шизофренические, такие как вычурный бред, расстройства мышления. В анамнезе имеются указания на связь возникшего расстройства с цереброваскулярной патологией и метаболическими нарушениями (инсульт, сахарный диабет 2 типа). Кроме того, фабула бреда (бред ущерба) также указывает на экзогенно-органическую этиологию состояния.

Отсутствие помрачения сознания и расстройств ориентировки позволяют исключить делирий.

Нет указаний на снижение когнитивных функций, необходимых для диагностики деменции.

Дистрактор 1

F05.0 Делирий не на фоне деменции

Дистрактор 2

F01.0 Сосудистая деменция с острым началом

Дистрактор 3

F20.0 Параноидная шизофрения с поздним началом

ЛЕЧЕНИЕ

ЗАДАНИЕ N 6

Пациенту необходимо в первую очередь назначить препарат

Количество верных ответов

1

Верный ответ

антипсихотический

Обоснование

Для лечения органических бредовых расстройств используют широкий круг антипсихотиков, выбор которых определяют индивидуально с учетом их лечебного эффекта и переносимости.

Дистрактор 1

антидементный

Дистрактор 2

седативный

Дистрактор 3

ноотропный

ЗАДАНИЕ N 7

Учитывая наличие у пациента сахарного диабета 2 типа, среди антипсихотических препаратов второго поколения предпочтительно назначение

Количество верных ответов

1

Верный ответ

зипрасидона

Обоснование

Среди перечисленных антипсихотиков зипрасидон обладает наиболее благоприятным действием на метаболизм глюкозы, липидный обмен.

Дистрактор 1

оланзапина

Дистрактор 2

кветиапина

Дистрактор 3

рисперидона

ЗАДАНИЕ N 8

При назначении зипрасидона следует опасаться

Количество верных ответов

1

Верный ответ

удлинения интервала QT

Обоснование

Зипрасидон вызывает дозозависимое удлинение интервала QT. Официальная инструкция к препарату.

Дистрактор 1

развития синдрома Стивенса-Джонсона

Дистрактор 2

развития агранулоцитоза, лейкопении

Дистрактор 3

развития судорожного синдрома

ЗАДАНИЕ N 9

В связи с приемом зипрасидона и возможным риском удлинения интервала QT пациенту нежелательно назначать

Количество верных ответов

1

Верный ответ

индапамид

Обоснование

Зипрасидон нельзя применять совместно с препаратами, которые вызывают удлинение интервала QT.

Официальная инструкция к препарату.

Сочетание зипрасидона и индапамида относится к комбинациям, требующим предосторожности, поскольку может привести к возникновению полиморфной желудочковой тахикардии типа "пируэт".

Официальная инструкция к препарату индапамид.

Дистрактор 1

аспирин

Дистрактор 2

валсартан

Дистрактор 3

аторвастатин

ЗАДАНИЕ N 10

Через несколько дней лечения у больного редуцировалась бредовая симптоматика. По сообщениям медицинского персонала пациент почти все время ходит по коридору, общается с другими больными. Во время беседы не переставая жестикулирует, переставляет ноги, требует выписки. Получив отказ, вскакивает с места и начинает расхаживать по кабинету. В данном случае в первую очередь следует

Количество верных ответов

1

Верный ответ

добавить к лекарственной схеме бипериден

Обоснование

Вероятнее всего у больного развилась акатизия. Препаратами выбора в таком случае будут пропранолол 10-20 мг, бипериден 5-10 мг.

При назначении высоких доз нейролептиков на фоне выраженной резидуально-органической симптоматики следует одновременно применять холинолитические средства (бипериден, тригексифенидал и другие).

Дистрактор 1

увеличить дозу нейролептика

Дистрактор 2

добавить к лекарственной схеме диазепам

Дистрактор 3

добавить к лекарственной схеме витамины группы С, Е

ЗАДАНИЕ N 11

Для оценки когнитивных функций у пациента предпочтительно использовать

Количество верных ответов

1

Верный ответ

Монреальскую шкалу оценки когнитивных функций

Обоснование

У пациентов с недементными КР наибольшей диагностической точностью обладают шкалы: Адденбрукская когнитивная шкала и Монреальская шкала оценки когнитивных функций, в то время как Краткая шкала оценки психического статуса, разрабатывавшаяся для диагностики когнитивных расстройств, связанных с болезнью Альцгеймера, проигрывает им в чувствительности. Тест свободного и ассоциированного селективного припоминания также обладает специфичностью и диагностической точностью для нарушений отсроченного воспроизведения и дефектов эпизодической памяти, характерных для болезни Альцгеймера.

Для быстрой диагностики когнитивных расстройств можно использовать шкалу Мини-ког, однако следует учитывать, что даииая методика нечувствительна к недементным когнитивным расстройствам.

Дистрактор 1

методику Мини-ког

Дистрактор 2

краткую шкалу оценки психического статуса

Дистрактор 3

тест свободного и ассоциированного селективного припоминания

 

ВАРИАТИВ

ЗАДАНИЕ N 12

При патопсихологическом исследовании выявлены нарушения мышления по типу резонерства, разноплановости, соскальзывания, актуализации латентных малозначимых признаков. Больному следует

Количество верных ответов

1

Верный ответ

оставить диагноз без изменений

Обоснование

Клиническая картина может отвечать симптоматическим критериям шизофрении, хронического бредового расстройства (F22-) или острого и транзиторного психотических расстройств (F23). Тем не менее, состояние следует классифицировать в рубрике органического бредового расстройства, если оно отвечает также критериям предположительно органической этиологии.

Дистрактор 1

изменить диагноз на параноидную шизофрению

Дистрактор 2

изменить диагноз на хроническое бредовое расстройство

Дистрактор 3

добавить параноидную шизофрению в качестве второго диагноза

 

------------------------------

1Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499).

3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1062 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2014 г., регистрационный N 34491).

4Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499.

5Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

6Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.

7Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.

8Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

9 Семинарские занятия.

10 Практические занятия.

11 Обучающий симуляционный курс.

12 Стажировка.

13 Текущий контроль..

14 Промежуточная аттестация.

15 Экзамен.

16Пункты 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.

17Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г. регистрационный N 72453).

18Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".