г. Краснодар |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А32-15072/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Пучнева А.В. (доверенность от18.07.2018), от ответчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021545, ОГРН 1052329691732) - Дозорова С.П. (доверенность от 02.10.2018), от третьего лица - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Новиковой О.Ю. (доверенность от 15.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 (судья Цатурян Р.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Сулименко О.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-15072/2017, установил следующее.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (правопредшественник ПАО "ТНС энерго Кубань", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее - администрация) 2 792 865 рублей 70 копеек стоимости потерь электрической энергии в принадлежащих администрации на праве собственности ТП Т-5-18 и Т-5-30 за период с 01.03.2015 по 31.01.2017 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования; т. 5, л. д. 59 - 62).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО энергетики и электрификации Кубани (далее - сетевая организация).
Решением от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2018, уточненные исковые требования удовлетворены. Суды исходили из того, что на администрацию как на собственника и владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих ей сетях. Уточненный расчет фактических потерь проверен и признан верным, основанным на представленных документальных доказательствах.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, вывод судов об объеме электроэнергии, отпущенный потребителям из объектов электросетевого хозяйства ответчика, не подтверждается представленными истцом доказательствами, поскольку отсутствуют первичные документы об объемах электроэнергии, поставленной в сети, и об объемах электроэнергии, потребленной из сетей в каждом месяце искового периода. Сведения об объеме потребленной абонентами истца электроэнергии, указанные в реестре, занижены. Выводы судов о том, что ответчик не представил доказательств иного объема электроэнергии, отпущенной потребителям сетевого комплекса, являются необоснованными. Выводы апелляционного суда о том, что приборы учета устанавливались в присутствии представителя администрации, не соответствуют материалам дела, приборы учета в трансформаторных подстанциях отсутствуют. Суды оставили без исследования вопрос о том, что потери электроэнергии не разграничены в объектах, принадлежащих третьему лицу с учетом того, что эти объекты находятся в единой электрической сети с объектами ответчика.
В отзывах на кассационную жалобу общество и сетевая организация просят отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 25.12.2018, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После перерыва заседание продолжено с участием представителей общества, администрации и сетевой организации, поддержавших свои правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, администрация является собственником трансформаторных подстанций ТП Т-5-18/400 кВА и Т-5-30/160 кВА, расположенных по адресу: г. Тимашевск, ул. Цеховая, 1.
Принадлежность указанных объектов администрации подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. д 120 - 122).
Как следует из материалов дела и установили суды, общество является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет ее поставку (продажу) потребителям, присоединенным к названным объектам.
По расчету истца за период с 01.03.2015 по 31.01.2017 стоимость потерь электроэнергии в энергосетевых объектах администрации составила 2 792 865 рублей 70 копеек. Ссылаясь на то, что потери электроэнергии администрацией не оплачены, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В обоснование требований общество представило акты показаний приборов коммерческого учета, ведомости электропотребления, квитанции об оплате электроэнергии (мощности) конечными потребителями, реестры оплат (т. 2, 3). Объем потерь определен на основании показаний прибора учета, учитывающего электроэнергию, поступившую в сеть администрации за минусом подтвержденного объема электроэнергии, потребленной конечными потребителями общества.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации и такие владельцы выступают как потребители. Таким образом, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства должны приобретать электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу пункта 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями. Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X Основных положений для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
В соответствии с пунктом 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
При передаче электрической энергии потребителям по точкам поставки, территориально расположенным в зоне обслуживания общества и сетевой организации, используются объекты электросетевого хозяйства администрации, в которых в спорный период возникали потери.
Суды правомерно отметили, что у администрации как владельца сетевого хозяйства, в соответствии с названными нормами права существует законодательно установленная обязанность по оплате стоимости фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах сетевого комплекса в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
Из материалов дела и расчета, представленного обществом, следует, что тариф на электроэнергию для администрации определен гарантирующим поставщиком на основании пункта 88 Основных положений N 442 по первой ценовой категории с уровнем напряжения СН-2. С марта 2015 года по январь 2017 года (включительно) объем потерь электроэнергии в принадлежащих администрации ТП Т-5-18 и Т-5-30 составил 446 253 кВтч общей стоимостью 2 792 865 рублей 70 копеек.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что объемы электрической энергии, переданной в принадлежащую администрации сеть и отпущенной из ее сети, подтверждены имеющимися в материалах дела документами: актами показаний приборов коммерческого учета, ведомостями электропотребления, квитанциями об оплате электроэнергии (мощности) конечными потребителями, реестрами оплат и счетами-фактурами, расчетами потерь, сводными актами учета показаний средств измерения электроэнергии по точкам приема.
Суды установили, что при расчете размера фактических потерь в сетях администрации общество исходило из общего количества поставленной в трансформаторные подстанции Т-5-18 и Т-5-30 электроэнергии за вычетом энергии, потребленной энергопринимающими устройствами абонентов (юридических и физических лиц). При этом количество электрической энергии, полученной конечными потребителями (за исключением администрации), определено обществом на основании показаний приборов учета абонентов с применением коэффициентов потерь в трансформаторах и ЛЭП, предусмотренных приложениями к соответствующим договорам энергоснабжения, заключенным между конечными потребителями и обществом.
Уточненный истцом расчет фактических потерь проверен судами и признан правильным. Стоимость фактических потерь в сетях администрации определена обществом в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном порядке.
Доводы администрации о несоответствии расчета объема потребленной энергии и фактических потерь электроэнергии рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку администрацией данные общества об объеме принятой в сеть и отпущенной из сети электроэнергии не были опровергнуты. Сведений об ином объеме электроэнергии, отпущенной указанным потребителям, администрация также не представила.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды признали подтвержденными размер и стоимость фактических потерь и правомерно удовлетворили иск.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе касаются исследования фактических обстоятельств и оценкой доказательств судами, не связаны с нарушением ими норм материального и процессуального права, были предметом изучения и оценки судов, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Основания для изменения либо отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А32-15072/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.