г. Краснодар |
|
25 декабря 2018 г. |
Дело N А61-1638/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1505006052, ОГРН 1021500823706), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Мастер-Прайм.Березка"" (ИНН 1506005750, ОГРН 1021500858642), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.07.2018 (судья Бекоева С.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Луговая Ю.Б., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А61-1638/2018, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Агропромышленный холдинг "Мастер-Прайм.Березка"" (далее - общество), в котором просила:
- взыскать 952 938 рублей долга по арендной плате и 22 738 рублей неустойки за период с 01.07.2017 по 31.12.2017;
- расторгнуть договор от 27.08.2007 N 101 аренды земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018, в удовлетворении требований о взыскании долга по арендной плате и неустойки отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.02.2018 по делу N 3а-77/18 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 21 330 тыс. рублей. При расчете арендных платежей данная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2017; размер годовой арендной платы составляет 639 925 рублей. Поскольку общество внесло арендную плату в большем размере, судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 16.07.2018 и постановление от 24.09.2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о взыскании задолженности по арендной плате. Податель жалобы указывает, что кадастровая стоимость, установленная решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.02.2018 по делу N 3а-77/18, подлежит применению со дня вступления судебного акта в законную силу. Поскольку расчет задолженности произведен за третий и четвертый кварталы 2017 года, следует руководствоваться кадастровой стоимостью участка в размере 61 020 594 рублей.
Отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) 27.08.2007 заключили договор N 101 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 597,07 га (кадастровый номер 15:07:020102:0049), расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский район, с. Хаталдон (л. д. 10 - 14). Срок аренды земельного участка установлен с 01.07.2007 по 01.07.2056 (пункт 2.1 договора).
В материалы дела представлен акт приема-передачи от 27.08.2007 (л. д. 16).
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы составляет 119 414 рубля за 2007 год (из расчета 238 828 рублей в год). Согласно приложению к договору арендная плата рассчитана как произведение базовой ставки арендной платы, площади участка и поправочного коэффициента (л. д. 15). Внесение арендной платы осуществляется ежеквартально равными частями (пункт 3.2).
В пункте 5.2 стороны согласовали неустойку за просрочку внесения арендной платы из расчета одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки.
Администрация в адрес общества направила претензию от 02.02.2018 N 268 о необходимости устранения допущенных нарушений в части своевременного внесения арендной платы (л. д. 18). Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Администрация, полагая, что общество ненадлежащим образом исполнило принятые на себя по договору обязательства, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т. п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку спорный земельный участок относится к публичной собственности, арендная плата по договору, заключенному с ответчиком, носит регулируемый характер. При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
Как видно из текста искового заявления, истец производил расчет арендной платы на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 15.03.2016 N 79 и постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.04.2017 N 183 (л. д. 6, 8, 9). Данные нормативные правовые акты предусматривают в качестве одного из элементов формулы расчета арендной платы кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, при расчете арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и неустойки, начисленной на сумму долга, необходимо учитывать кадастровую стоимость спорного земельного участка, установленную вступившим в законную силу судебным актом, с даты, указанной в этом судебном акте, а не с даты внесения сведений об этой стоимости в государственный кадастр недвижимости
В соответствии с абзацем третьим статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения абзаца пятого названной статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено следующее. Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, с учетом решения Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.02.2018 по делу N 3а-77/18, которым установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 21 330 тыс. рублей, суды пришли к выводу о наличии оснований для применения названой кадастровой стоимости при расчете арендных платежей за период с 01.07.2017 по 31.12.2017. При этом данная кадастровая стоимость при расчете арендных платежей подлежит применению с 01.01.2017, поскольку в резолютивной части решения Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.02.2018 по делу N 3а-77/18 указано, что датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка следует считать 07.11.2017. Суд первой инстанции отметил, что размер годовой арендной платы составляет 639 925 рублей. Суды установили, что общество в полном объеме оплатило заявленный администрацией долг, поэтому отказали в удовлетворении соответствующих требований. Выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах, правилах статей 424, 606, 614 Гражданского кодекса, статей 24.18, 24.20 Закона N 135-ФЗ и согласуются с правовой позицией, сформулированной в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
Доводы жалобы администрации не учитывают положения приведенных нормативных правовых актов и разъяснений, поэтому отклоняются судом округа.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 16.07.2018 и апелляционного постановления от 24.09.2018 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А61-1638/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем третьим статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения абзаца пятого названной статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено следующее. Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2018 г. N Ф08-10986/18 по делу N А61-1638/2018