г. Краснодар |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А32-26171/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шевляковой И.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Бутенко З.П., секретарь судебного заседания Чрелашвили Е.В.), от заявителя - департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (ИНН 6167019112, ОГРН 1026104150951) - Пентисова П.А. (доверенность от 11.12.2018), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Тесленко Романа Владимировича (ИНН 230802387029, ОГРНИП 309230804900011), рассмотрев кассационную жалобу департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2018 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.,) по делу N А32-26171/2018, установил следующее.
Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тесленко Романа Владимировича (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 06.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2018, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях предпринимателя вмененного ему состава правонарушения.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения, поскольку деятельность предпринимателя в рамках договора по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям от 13.08.2018 N 382-ИИ подлежит лицензированию.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.06.2018 департамент установил, что предприниматель в рамках договора по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям от 13.08.2018 N 382-ИИ, заключенного с ООО "Ильиский НПЗ" (заказчик), выполнил работы по определению гидрологических характеристик окружающей среды - рек Иль и Балки для разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, по результатам которых составил технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, содержащий аналитическую и расчетную информацию о состоянии окружающей среды.
Департамент, полагая, что осуществление данного вида деятельности возможно только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней отраслях, пришел к выводу о нарушении предпринимателем пункта 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), подпункта "б" пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежный ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 121 (далее - Положение о лицензировании), части 2 статьи 14.1 Кодекса, поскольку данная деятельность велась предпринимателем в отсутствие необходимой лицензии.
По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 22.06.2018 N 16/1/2018 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя вменяемого состава правонарушения, поскольку его деятельность, осуществляемая в рамках договора от 13.03.2018 N 382-ИИ, по изготовлению Технического отчета по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям и Гидрогеологических данных водотоков для разработки нормативно допустимого сброса очищенных вод с территории ООО "Ильский НПЗ", в рамках инженерных изысканий по подготовке нормативно-допустимого сброса очищенных вод с территории ООО "Ильский НПЗ", не преследовала целей долгосрочного наблюдения за состоянием водного объекта и происходящими в нем природными явлениями, оценки и прогноза состояния окружающей среды, в связи с чем, не относится к деятельности по мониторингу состояния окружающей среды и не подлежит лицензированию в рамках Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216.
Вместе с тем, указанный вывод судов является ошибочным на основании следующего.
Согласно пункту 45 статьи 12 Закона 99-ФЗ деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства); подлежит лицензирования в соответствии с указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях относится определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства; подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное).
В материалы дела представлено техническое задание на производство изысканий, в котором имеется ссылка на свод правил СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". В названном своде правил указано: "Требование настоящего свода правил распространяется на архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, снос (демонтаж) зданий и сооружений, а также на территориальное планирование и планировку территорий"
Кроме того, в техническом задании имеется ссылка на свод правил СП 11-103-97 "Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства", в котором указано, что свод правил предназначен для применения лицами, выполняющими инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства.
Судебные инстанции также сослались на свод правил СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". В разделе 1 названного свода правил указано, что данные правила распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Порядок проведения инженерных изысканий установлен Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 (далее - Положение).
В соответствии с разделом I Положения "Перечень видов инженерных изысканий", к основным видам инженерных изысканий относятся: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания.
Положение устанавливает порядок выполнения инженерных изысканий для изучения природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и расположенных на них земельных участков, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для подготовки обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системы территориального планирования (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 3 Положения инженерные изыскания и (или) отдельные их виды могут выполняться физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, выполняющим инженерные изыскания.
В соответствии с пунктом 4 Положения основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий.
Вместе с тем в проекте нормативов допустимых сбросов веществ в водный объект, разработанном предпринимателем для ООО "Ильиский НПЗ", отсутствуют сведения о проведении исследований именно в целях строительства, реконструкции, проектирования объектов капитального строительства, либо освоения территории.
В техническом задании и техническом отчете проводимые предпринимателем работы именовались "Гидрологические данные водотоков для разработки нормативов допустимого сброса очищенных вод с территории ООО "Ильиский НПЗ".
Предприниматель пояснил, что он не несет ответственности за дальнейшее использование составленной им аналитической информации потребителем, поэтому не видит необходимости в предоставлении доказательств ведения заказчиком строительной деятельности.
Из содержания пункта 45 статьи 12 Закона 99-ФЗ следует, что по общему правилу любая деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях подлежит лицензированию. Исключение из общего правила, содержащееся в данной норме для указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), требует подтверждения в каждом конкретном случае.
Ссылка в подготовленном предпринимателем проекте нормативов на своды строительных правил сама по себе в отсутствие доказательств осуществления им деятельности в области гидрометеорологии в целях проведения строительства, реконструкции, проектирования объектов капитального строительства, либо освоения территории, не подтверждает соблюдение требований лицензионного законодательства.
Разработка нормативов допустимых сбросов в водные объекты для водопользователей регламентируется нормами Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, исходя указанных норм осуществление деятельности по определению гидрологических характеристик окружающей среды возможно только при наличии соответствующей лицензии, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в установленном порядке.
Учитывая изложенное, судебными инстанциями сделан неверный вывод об отсутствии события административного правонарушения.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает возможным оставить судебные акты без изменения, учитывая то, что на дату рассмотрения кассационной жалобы истек, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, что исключает возможность принятия нового решения об удовлетворении заявленных департаментом требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу N А32-26171/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.