г. Краснодар |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А32-7990/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Винодельня "Юбилейная" (ИНН 2352050617, ОГРН 1142352000438) - Писаревой Ю.В. (доверенность от 04.07.2016), от заинтересованного лица - Администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края (ИНН 2352037920, ОГРН 1052329075688) - Колодиной Н.Г. (глава поселения - паспорт) и Куцепаловой Е.В. (доверенность от 19.12.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Юбилейная" (ИНН 2352039564, ОГРН 1062352023370), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Винодельня "Юбилейная" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-7990/2018, установил следующее.
ООО Винодельня "Юбилейная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района (далее - администрация, уполномоченный орган) и обязании предоставить надлежащую альтернативную дорогу, соответствующую действующим градостроительным и строительным нормам и правилам, регламентированным СП 42.13330.2011, СП34.13330.2012, СНиП 2.05.02-85 или снять ограничение движения грузового автотранспорта и автотракторной технике по ул. Заводская в п. Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2018, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, в связи с законностью действий администрации, соблюдением порядка введения ограничения движения на спорном участке дороги.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
По мнению общества, у администрации отсутствовали правовые основания для введения режима ограничения движения на спорном участке автодороги на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района. Администрация не предоставила обществу равноценный объезд к территории общества. Срок ограничения движения на спорном участке автодороги, превышает установленный пунктом 21 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным автодорогам, утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, главе Темрюкского района, главе администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района, депутату Законодательного Собрания Краснодарского края Кинограевой И.Д., главе администрации (губернатору) Краснодарского края поступали коллективные обращения жителей Запорожского сельского поселения Темрюкского района о закрытии проезда либо ограничении движения большегрузных автомобилей и тракторной техники по ул. Железнодорожная, Кирова, Свердлова, Гагарина, Калинина, Заводская в п. Красноармейский.
В обращениях жителей Запорожского сельского поселения Темрюкского района о закрытии проезда либо ограничении движения большегрузных автомобилей и тракторной техники на спорном участке автодороги указывали на то, что большегрузная и тракторная техника без соблюдения скоростного режима двигается по спорному участку автодороги, что создает загрязнения различного рода отходами (в том числе химического происхождения), доставляет жильцам неудобства.
Учитывая многочисленные обращения граждан, Совет Запорожского сельского поселения Темрюкского района ХХ сессии III созыва решением от 22.10.2015 дал согласие на ограничение движения грузового транспорта и автотракторной техники в п. Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района по ул. Кирова, Свердлова, Гагарина, Пролетарская, Мира, Заводская, Восточная, Калинина (частично от ул. Свердлова до ул. Железнодорожная).
В соответствии с уставом Запорожского сельского поселения Темрюкского района, а также в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) и в целях сохранения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения на территории п. Красноармейский Запорожского сельского поселения Темрюкского района уполномоченный орган вынес постановление от 23.10.2015 N 489 "Об ограничении движения грузового автотранспорта и автотракторной техники в поселке Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района", в соответствии с которым постановил: 1. Запретить движение транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн по следующим улицам поселка: Кирова, Свердлова, Гагарина, Пролетарская, Мира, Заводская, Восточная, Калинина (частично от ул. Свердлова до улицы Железнодорожной); 2. В случае производственной и иной необходимости проезд разрешен грузовому и тракторному транспорту в п. Красноармейский Запорожского сельского поселения Темрюкского района по следующим улицам поселка: Широкая, Калинина (частично от пересечения с ул. Садовой до пересечения с ул. Железнодорожной), ул. Железнодорожная, пер. Заводской, пер. Железнодорожный (автомобильная дорога от ул. Железнодорожной до ул. Гагарина), пер. Новый, пер. Комсомольский; 3. Утвердить схему проезда в п. Красноармейский Запорожского сельского поселения Темрюкского района грузового и тракторного транспорта; 4. Проезд грузового транспорта возможен по индивидуальному разрешению администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района с указанием даты и маршрута следования транспорта.
Полагая, что бездействием администрации, выразившимся в непредоставлении надлежащей альтернативной дороги, соответствующей действующим градостроительным и строительным нормам и правилам, регламентированным СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, СНиП 2.05.02-85, в связи с введением ограничения движения грузового автотранспорта и автотракторной технике по ул. Заводская в п. Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района, нарушаются его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Законом N 257-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; 3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.01.2012 N 23 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения в Краснодарском крае" (далее - Порядок N 23). Данный порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств (далее - временные ограничения или прекращение движения) по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края (далее - автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения), и автомобильным дорогам общего пользования местного значения (далее - автомобильные дороги местного значения) на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 1.4, 1.5 Порядка N 23 временные ограничения или прекращение движения устанавливаются: - при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения; - в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, местного значения, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; - в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения; - в иных случаях, предусмотренных законами Краснодарского края в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности.
Временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.8 и 5.1 Порядка N 23.
В силу пункта 6.9 Порядка N 23 в случае если решение о необходимости введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам инициирует владелец автомобильной дороги, он принимает меры по устройству объезда, площадок-терминалов, организации дорожного движения и информирует пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности объезда.
Судебные инстанции установили, что постановление уполномоченного органа от 23.10.2015 N 489 "Об ограничении движения грузового автотранспорта и автотракторной техники в поселке Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района" доведено до неопределенного круга лиц путем опубликования на официальном сайте администрации, до руководителей заинтересованных предприятий путем дополнительного информирования по месту регистрации.
Администрацией в адрес общества направлено письмо от 20.11.2017 N 02-26/1887 (ответ на заявление общества от 04.10.2017 N 01-06/563), согласно которому разрешено движение большегрузного транспорта и тракторов для подъезда к территории ООО винодельне "Юбилейная" от въезда в поселок в районе ул. Заводская далее по ул. Железнодорожная или по ул. Садовая и по ул. Заводская. Движение по другим улицам поселка ограничено. Предложен альтернативный проезд по ул. Широкая.
Судебные инстанции оценили в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу акт экспертного исследования от 22.11.2017 N 134/16.1, изготовленный научно-производственным предприятием ООО "Стройтехэкспертиза" и пришли к выводу о том, что Порядком N 23, а также частью 3 статьи 30 Закона N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам не предусмотрена обязанность федерального органа исполнительной власти по представлению альтернативной дороги, которая соответствовала бы требованиям СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, СНиП 2.05.02-85.
При таких обстоятельствах, установив соблюдение уполномоченным органом порядка ограничения движения грузового автотранспорта и автотракторной техники в поселке Красноармейский на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района", а также законность установленных ограничений на спорном участке автодороги, предоставление для проезда альтернативной дороги, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы общества со ссылкой на положения Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным автодорогам, утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2018 по делу N А32-7990/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.