г. Краснодар |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А53-13818/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кайдаш Е.Н., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Хребтикова Р.Р. (доверенность от 23.11.2018) и Куцевол О.А. (доверенность от 23.04.2018), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская лаборатория медицинской электронной техники "ЛЭТ Медикал"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2018 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-13818/2018, установил следующее.
ООО "Научно-исследовательская лаборатория медицинской электронной техники "ЛЭТ Медикал"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) с заявлением признании недействительным решения от 14.02.2018; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 26.12.2017 о нарушении ЗАО "ОКБ "Ритм"" антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований не предмет спора, привлечено ЗАО "ОКБ "Ритм"".
Решением суда от 03.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, выводы судов о том, что данное высказывание является оценочным суждением, и о невозможности проверки информации на соответствие действительности является несостоятельным и не подтвержден материалами дела. Суды неверно распределили бремя доказывания имеющих для дела обстоятельств; не дали оценки нарушению управлением норм статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14.1, 14.3 и части 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); апелляционный суд вышел за пределы доводов, изложенных в оспариваемом решении административного органа.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 15.01.2018 обратилось в управление с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО "ОКБ "Ритм"".
По результатам рассмотрения заявления управление приняло решение от 14.02.2018 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании статьи 44 Закона о защите конкуренции, указывая, что отсутствуют доказательства ложности распространенных сведений.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения. В силу пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического лица (пункт 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции). Пунктом 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом - конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Суды установили наличие конкурентных отношений между обществом и ЗАО "ОКБ "Ритм"" на рынке по реализации приборов СКЭНАР и аналогичных ему по технологии воздействия и назначению. Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 5, 6 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.06.2016 (далее - Обзор), при рассмотрении дел о защите чести и достоинства одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, является характер распространенной информации, то есть установление того, является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением, мнением, убеждением. Содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, если только они не носят оскорбительный характер. Так, например, частное мнение, выраженное на форуме или в комментарии к статье, опубликованной в Интернете, в ходе широкого обсуждения - дискуссии, может быть оспорено в порядке полемики, то есть ответа, реплики или комментария, которые лицо, чьи интересы затронуты, может свободно и самостоятельно опубликовать на том же форуме, обосновав несостоятельность распространенных суждений, предложив иную оценку обстоятельств.
Суды, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, введения и словесно-смысловых конструкций текста публикаций, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые публикации не содержат сведений, позволяющих истолковать их как акт недобросовестной конкуренции (пункты 14.1, 14.3 Закона о защите конкуренции). Кроме того суды указали, что в данном случае субъективный характер оспариваемой информации подтверждает невозможность ее проверки на предмет соответствия действительности (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"), и следовательно, по существу подтверждает вывод управления о недоказанности ложности распространенных сведений. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела и не дана оценка доводам общества судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку все имеющие значение для правильного рассмотрения дела судами установлены, а доводы, приведенные в заявлении и апелляционной жалобе, судами обоснованно отклонены. Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, являющимися в соответствии со статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А53-13818/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, введения и словесно-смысловых конструкций текста публикаций, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые публикации не содержат сведений, позволяющих истолковать их как акт недобросовестной конкуренции (пункты 14.1, 14.3 Закона о защите конкуренции). Кроме того суды указали, что в данном случае субъективный характер оспариваемой информации подтверждает невозможность ее проверки на предмет соответствия действительности (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"), и следовательно, по существу подтверждает вывод управления о недоказанности ложности распространенных сведений. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф08-11405/18 по делу N А53-13818/2018