г. Краснодар |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А53-11078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокфьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" (ИНН 6165077729, ОГРН 1026103717298) - Криченко С.В. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие в судебном заседании ответчика - Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (ИНН 6164065015, ОГРН 1026103284393), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743), Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 54109 7, 54108 0, 54107 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2018 (судья Лебедева Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А53-11078/2018, установил следующее.
ООО "Янтарь 1" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (далее - департамент) об обязании заключить с обществом договор от 19.01.2018 N 907/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки, изложив пункт 1.2 в следующей редакции: "Финансирование расходов за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных органами социальной защиты населения города единых проездных талонов: по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" - 43 444 748 рублей; по Областному закону Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" - 14 986 070 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла" - 1 804 702 рубля; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" - 2 044 702 рубля.
Определением суда от 20.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация) и Департамент транспорта города Ростова-на-Дону (далее - департамент транспорта).
Решением суда от 21.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2018, спорный пункт 1.2 договора от 19.01.2018 N 907/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки принят в следующей редакции: "Финансирование расходов за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных органами социальной защиты населения города единых проездных талонов: по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" - 19 000 943 рубля; по Областному закону Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" - 4 349 886 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла" - 1 078 605 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" - 340 394 рубля.
Судебные акты мотивированы тем, что общество, настаивая на заключении договора в редакции 2016 года, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило иные сведения о количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, что исключало возможность изложить спорный пункт договора в редакции общества.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворить исковые требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что при заключении договора от 19.01.2018 N 907/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки подлежат применению результаты обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения в 2016 году, поскольку такое обследование в осенне-зимний период 2017 года произведено с нарушением действующего законодательства. Так, постановление администрации от 21.09.2017 N 920 "О проведении обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2017 году" (далее - постановление N 920) в нарушение Порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 23.08.2012 N 783 (далее - Порядок N 783), а также Методических указаний по проведению обследования пассажирских перевозок и пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда по категориям льгот, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации от 01.09.1996 N 1/35-478, не содержит указаний на необходимость представления результатов обследования пассажирского потока на утверждение главе либо заместителю главы администрации, и не утверждает никаких форм для результатов обследования пассажирского потока.
Кроме того, названное обследование в 2017 году проведено с нарушением пункта 6 раздела 1, пунктов 1.1, 1.2, 1.3 раздела 2, пункта 1.7 раздела 3 Методологических рекомендаций по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденных постановлением Госкомстата России от 19.12.2001 N ОР-09-23/692 (далее - Методологические рекомендации), статей 1.4, 3 раздела 1, статьи 5 раздела 2 приложения N 1 (Техническое задание) к муниципальному контракту от 25.09.2017. Вывод эксперта о том, что представленные исполнителем результаты обследования пассажирского потока соответствуют условиям муниципального контракта, является незаконным. Наделение исполнителя услуг и департамента транспорта властными полномочиями по утверждению результатов обследования пассажирского потока противоречит нормативному порядку, изложенному в Порядке и в приложении N 1 к Порядку проведения обследования пассажиропотока, утвержденному постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 06.05.2003 N 918 "О проведении обследования пассажирского потока на маршрутах городского транспорта общего пользования в г. Ростове-на-Дону в 2003 году" (далее - Порядок N 918).
В отзывах на кассационную жалобу департамент и администрация просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами на маршрутах городского общественного транспорта на платной основе.
24 января 2018 года департамент как главный распорядитель бюджетных средств, распределяющий плановые ассигнования на 2018 год, по данным обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, проведенного в осенне-зимний период 2017 года, направил в обществу договор от 19.01.2018 N 907/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки, в соответствии с пунктом 1.2 которого финансирование расходов за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных органами социальной защиты населения города единых проездных талонов: по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" - 19 000 943 рубля; по Областному закону Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" - 4 349 886 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла" - 1 078 605 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" - 340 394 рубля.
31 января 2018 года общество направило ответчику письмо N 12, предложив внести в пункт 1.2 договора изменения, изложив его в следующей редакции: "Финансирование расходов за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных органами социальной защиты населения города единых проездных талонов: по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" - 43 444 748 рублей; по Областному закону Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" - 14 986 070 рублей; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла" - 1 804 702 рубля; по Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" - 2 044 702 рубля".
Письмом от 02.03.2018 N 46 департамент отклонил предложенные обществом изменения.
Считая необоснованным применение ответчиком результатов обследования пассажиропотока в осенне-зимний период 2017 года, общество обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции установил, что между сторонами возник преддоговорной спор, урегулирование которого передано на рассмотрение суда.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В соответствии с данным Законом администрация приняла постановление от 31.08.2006 N 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Администрация также приняла постановление от 31.12.2004 N 534 о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки.
Постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение N 232).
Пунктом 6.1.3 приложения N 1 к Положению N 232 предусмотрено, что льготный проезд осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единый проездной талон, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Суд отметил, что Порядок N 918 определяет действия сотрудников департамента транспорта и администрации при проведении обследования пассажирского потока, выполняемого собственными силами сотрудниками без привлечения сторонней организации на оказание услуг. Поэтому по итогам выполненных сотрудниками муниципальных органов работ, их результаты были возможны для утверждения мэром города Ростове-на-Дону. В тех случаях, когда услуги по проведению обследования пассажиропотока являются предметом закупки, порядок обследования устанавливается техническим заданием муниципального контракта. 27.03.2006 в Порядок N 918 внесены изменения, которыми упразднены формы приложения N 3.
Суд также указал, что в 2017 году обследование пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения проводилось на основании постановления N 920, которым определен порядок утверждения результатов обследования исполнителем услуг.
Указанное обследование проводилось ИП Денисовым М.В. в рамках муниципального контракта от 25.09.2017. Согласно техническому заданию на оказание услуг по проведению обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения в 2017 году (приложение N 1 к муниципальному контракту от 25.09.2017) основанием для закупки услуг по проведению обследования пассажиропотока в г. Ростове-на-Дону являются: Порядок N 783, постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 15.02.2017 N 107 "Об организации регулярных перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону", решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.11.2016 N 238 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), согласно письму Ростовстата от 16.09.2015 N МС-52-05/354-ГС.
Суд установил, что данные обследования проведены, его результаты письмом от 17.01.2018 N 59-36/74 представлены в департамент. Для оказания услуги по проведению экспертизы результатов проведения обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения в 2017 году исполнитель выбрал ООО "Новая Судебная Экспертиза". В ходе экспертизы исследовались учетные бланки обследования пассажиропотока по всем маршрутам общественного транспорта городского сообщения, правильность занесения количественных данных пассажиров по категориям из учетных бланков в таблицы в формах согласно техническому заданию, проверка составления таблиц, цифровых данных таблиц в формах согласно техническому заданию, соответствие результатов и объема работ техническому заданию. Согласно результату независимого экспертного строительно-технического исследования от 11.12.2017 N 59-17 представленные исполнителем результаты обследования пассажирского потока соответствуют условиям муниципального контракта от 25.09.2017.
Распоряжением от 29.12.2017 N 123 департамент транспорта утвердил анализ результатов обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2017 году.
Согласно бюджетной росписи департаменту на 2018 год выделено 268 043 100 рублей на возмещение транспортным предприятиям города расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте. В настоящее время бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте предоставляют 11 транспортных предприятий.
Суд установил, что департамент как главный распорядитель бюджетных средств распределил плановые ассигнования на 2018 год между всеми транспортными предприятиями исходя из данных обследования пассажиропотока льготных категорий граждан, проведенного в осенне-зимний период 2017 года и представленного департаментом транспорта (письмо от 17.01.2018 N 59-36/74).
На основании указанных актов Ростовской области и администрации проведено обследование пассажиропотока и определена методика компенсации затрат транспортных организаций, осуществляющих перевозки жителей города.
Судебные инстанции отметили, что общество, настаивая на заключении договора в редакции 2016 года, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило иных сведений о количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, что исключало возможность изложить спорный пункт договора в предложенной им редакции.
Кроме того, выражая несогласие с результатами независимого экспертного строительно-технического исследования от 11.12.2017 N 59-17, и ссылаясь на несоответствие законодательству постановления N 920, общество указанные документы в установленном законодательством порядке не обжаловало, контррасчеты в ходе рассмотрения дела в суде не представило, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявляло.
При таких обстоятельствах выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А53-11078/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд отметил, что Порядок N 918 определяет действия сотрудников департамента транспорта и администрации при проведении обследования пассажирского потока, выполняемого собственными силами сотрудниками без привлечения сторонней организации на оказание услуг. Поэтому по итогам выполненных сотрудниками муниципальных органов работ, их результаты были возможны для утверждения мэром города Ростове-на-Дону. В тех случаях, когда услуги по проведению обследования пассажиропотока являются предметом закупки, порядок обследования устанавливается техническим заданием муниципального контракта. 27.03.2006 в Порядок N 918 внесены изменения, которыми упразднены формы приложения N 3.
Суд также указал, что в 2017 году обследование пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения проводилось на основании постановления N 920, которым определен порядок утверждения результатов обследования исполнителем услуг.
Указанное обследование проводилось ИП Денисовым М.В. в рамках муниципального контракта от 25.09.2017. Согласно техническому заданию на оказание услуг по проведению обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения в 2017 году (приложение N 1 к муниципальному контракту от 25.09.2017) основанием для закупки услуг по проведению обследования пассажиропотока в г. Ростове-на-Дону являются: Порядок N 783, постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 15.02.2017 N 107 "Об организации регулярных перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону", решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.11.2016 N 238 "Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), согласно письму Ростовстата от 16.09.2015 N МС-52-05/354-ГС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2019 г. N Ф08-11200/18 по делу N А53-11078/2018