Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Касательно правового регулирования цифровых рублей, предлагаемого проектом положения Банка России "О платформе цифрового рубля" (далее - Положение).
1. Пунктом 2.5 Положения предусмотрена обязанность участника цифровой платформы предоставлять доступ к данной платформе пользователю только после проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
При этом Положение не содержит норм, регламентирующих порядок применения мер, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, в том числе в отношении операций по распоряжению цифровыми рублями.
В то же время статья 3 Закона N 115-ФЗ определяет операции с денежными средствами или иным имуществом как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
При этом не ясно, подпадают ли вышеописанные операции по распоряжению цифровыми рублями под данное определение.
В связи с этим представляется необходимым восполнить данный правовой пробел, прямо указав в нормативных документах о необходимости осуществления контроля операций с цифровыми рублями на предмет соблюдения требований Закона N 115-ФЗ, а также о субъектах, обязанных осуществлять такой контроль и порядок его осуществления с учётом особенностей операций по распоряжению цифровыми рублями.
2. Согласно абзацу второму пункта 5.2 Положения перевод цифровых рублей осуществляется также на основании распоряжения, составленного Банком России от имени получателя средств, взыскателя средств или на основании распоряжения на бумажном носителе.
При этом не возможно точно определить, как именно действует механизм списания цифровых рублей на основании распоряжения получателя соответствующих денежных средств (в частности, применяются ли к данному механизму положения Закона N 161-ФЗ относительно заранее данного акцепта (статья 6 данного закона)).
В связи с этим представляется необходимым в Положении урегулировать порядок списания цифровых рублей в рамках платформы цифрового рубля на основании распоряжения, составляемого получателем данных средств, а также прямо указать, применяются ли нормы о заранее данном акцепте к таким операциям.
В связи с этим представляется необходимым дать разъяснения о порядке списания цифровых рублей в рамках платформы цифрового рубля на основании распоряжения, составляемого получателем данных средств, прямо указав, применяются ли нормы о заранее данном акцепте к таким операциям.
3. Как следует из пункта 4.9 Положения под взыскателем денежных средств понимается лицо или орган, имеющее (-ий) право на основании законодательства Российской Федерации предъявлять распоряжения к счетам цифрового рубля плательщиков.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения перевод цифровых рублей может осуществляться в том числе и на основании распоряжения, составленного Банком России от имени взыскателя средств.
При этом и в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) (статья 46 НК РФ), и проекте федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" 3 (далее - Законопроект N 384598-8) применяется терминология, в рамках которой используется понятие "поручение налогового органа" (поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности/ поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей).
Таким образом, возникает вопрос: понимаются ли под распоряжениями, как они определяются пунктами 4.9 и 5.2 Положения, также и поручения налоговых органов?
В этой связи представляется необходимым обеспечить единообразие терминологии, используемой как в НК РФ/ в Законопроекте N 384598-8, так и в Положении.
При издании Положения с предложенной терминологией представляется необходимым дать соответствующие разъяснения по этому вопросу.
4. Согласно абзацу второму пункта 4.1 Положения доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы предоставляется через одного или нескольких участников платформы, осуществляющих ведение банковского счета данного пользователя платформы или формирование остатка ЭДС 4, распоряжение которым осуществляется с использованием персонифицированного или корпоративного ЭСП 5, по выбору пользователя платформы одновременно с открытием счета цифрового рубля или на основании обращения о предоставлении доступа к платформе цифрового рубля пользователя платформы.
Таким образом, возникает вопрос о том, каким образом пользователь платформы цифрового рубля будет осуществлять к ней доступ в ситуации, когда у него имеется банковский счет или счет ЭДС, открытые у нескольких участников платформы цифрового рубля. В частности, не установлено, должен ли доступ к цифровой платформе быть ограничен одной сессией в рамках приложения, предоставленного одним из участников платформы цифрового рубля, осуществляющих ведение банковского счета, или формирование остатка ЭДС соответствующего пользователя платформы.
Наряду с этим не урегулирован следующий вопрос: получает ли пользователь платформы автоматически доступ через участника платформы, договор об открытии банковского счета с которым был заключен уже после заключения договора цифрового рубля?
Кроме того, требует разъяснений формулировка "одновременно с открытием счета цифрового рубля или на основании обращения о предоставлении доступа к платформе цифрового рубля пользователя платформы", поскольку не представляется возможным понять смысл тезиса, определяемый союзом "или": доступ может быть предоставлен пользователю платформы без открытия счета (только на основании обращения о предоставлении доступа)?
В связи с этим представляется целесообразным указать в Положении, в каком порядке пользователю платформы цифрового рубля предоставляется доступ к ней через нескольких участников платформы цифрового рубля, осуществляющих ведение банковского счета данного пользователя или формирование остатка ЭДС (либо дать соответствующие разъяснения об указанном порядке).
Также представляется необходимым в Положении установить, вправе ли пользователь платформы цифрового рубля для осуществления доступа к ней использовать приложение, предоставленное одним из участников платформы цифрового рубля, либо доступ к платформе будет предоставлен лишь посредством приложения того участника платформы цифрового рубля, к которому пользователь направил обращение о доступе к платформе цифрового рубля (и/или дать соответствующие разъяснения об указанном порядке).
5. В Положении имеется неоднократное упоминание о совершении тех или иных действий (например, направление распоряжений оператору платформы цифрового рубля) через представителя пользователя платформы.
Вместе с тем правовое регулирование, касающееся предоставления полномочий на управление счетом цифрового рубля, отсутствует, в связи с чем представляется целесообразным устранить указанный правовой пробел путем внесения соответствующих изменений в Положение и/или выпуска соответствующих разъяснений.
Наряду с этим, учитывая общую негативную практику, связанную с фальсификацией письменных полномочий на управление банковским счетом, представляется обоснованным установление правила о нотариальном удостоверении доверенности, содержащей полномочие на управление счетом цифрового рубля.
6. В соответствии с пунктом 4.14 Положения доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы приостанавливается Банком России в случаях ограничения права распоряжения цифровыми рублями в соответствии с законодательством Российской Федерации путем прекращения исполнения распоряжений, поступающих от участника платформы:
при поступлении в Банк России документа об установлении ареста и (или) других ограничений в сумме, превышающей остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля пользователя платформы, при необходимости накопления суммы цифровых рублей, не меньшей, чем сумма ареста и (или) других ограничений;
при недостаточности суммы остатка цифровых рублей для исполнения требований взыскателя средств после перечисления доступного остатка цифровых рублей в целях исполнения предъявленного требования с учетом сумм ареста и (или) других ограничений, до окончания его исполнения в соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона N 229-ФЗ 6;
при поступлении в Банк России решения о приостановлении операций по счету цифрового рубля пользователя платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при поступлении в Банк России сведений о банкротстве пользователя платформы.
В связи с этим возникает вопрос: какие именно обстоятельства являются основанием для приостановления доступа к платформе цифрового рубля/ ограничения права распоряжения цифровыми рублями?
Во избежание споров между участниками гражданского оборота в будущем представляется необходимым в Положении прямо указать, какие именно сведения принимаются во внимание в целях принятия решения о приостановлении доступа к платформе цифрового рубля/ограничении права распоряжения цифровыми рублями (принятие арбитражным судом к производству заявления о признании пользователя платформы цифрового рубля несостоятельным, принятия арбитражным судом определения о введении в отношении него процедуры наблюдения в рамках рассмотрения дела о несостоятельности либо принятие арбитражным судом решения о признании пользователя платформы цифрового рубля несостоятельным) и/или дать соответствующие разъяснения по этому вопросу.
7. Согласно пункту 3.1 главы 3 Положения на платформе цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля пользователям платформы могут быть открыты такие виды счетов цифрового рубля, как счет цифрового рубля операторов по переводу денежных средств (счет цифрового рубля участника платформы), счет цифрового рубля физических лиц и счет цифрового рубля юридических лиц.
В связи с этим представляется необходимым в Положении указать, к какому виду должны быть отнесены счета цифрового рубля, открываемые индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (либо дать соответствующие разъяснения по этому вопросу).
<< Раздел II Раздел II |
||
Содержание Письмо Ассоциации российских банков от 4 августа 2023 г. N А23-02/5-360 "О регулировании цифрового рубля" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.