г. Краснодар |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А63-3997/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью имени С.М. Кирова (ИНН 2617010570, ОГРН 1022600939954) - Андрющенко Н.В. (доверенность от 20.08.2018), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации Петровского городского округа Ставропольского края, (ИНН 2617014342, ОГРН 1172651026745), администрации муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края (ИНН 2617007232, ОГРН 1022600938029), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Петровского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2018 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-3997/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью имени С.М. Кирова (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края (далее - администрация села) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ от 08.12.2017 N 1374 в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 4 660 305 кв. м, кадастровый номер 26:08:000000:3719, адрес (местоположение): Ставропольский край, Петровский район, в границах муниципального образования с. Благодатное, секция 3, контуры 75,80, часть контура 22, секция 4, контуры 190, 178, секция 9, часть контура 1, секция 14, часть контура 1, секция 19, часть контура 7, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по цене не более 15% от его кадастровой стоимости;
- обязать администрацию села предоставить земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в собственность по цене не более 15 % от кадастровой стоимости (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 1, 10, 12, 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивировано следующим. Общество на протяжении длительного периода времени надлежаще использовало в хозяйственной деятельности земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719, образованный из невостребованных земельных долей. Отказ администрации села в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого участка по основанию, предусмотренному пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, не основан на законе и нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Кодекса).
Определением от 19.04.2018 в качестве второго органа, осуществляющего публичные полномочия, привлечена администрация Петровского городского округа (далее - администрация городского округа).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018, заявление удовлетворено. Признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) отказ администрации села от 08.12.2017 N 1374. Суд обязал администрацию городского округа в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 по цене не более 15 процентов его кадастровой стоимости в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания обществу.
Судебные инстанции установили, что постановлением главы администрации Петровского района Ставропольского края от 30.12.1992 N 398 "б" утверждено решение общего собрания уполномоченных колхозников колхоза-племзавода имени Кирова. В коллективно-долевую собственность предоставлено 21 370 га сельскохозяйственных угодий. Собственниками земельных долей с колхозом-племзаводом имени Кирова Петровского района Ставропольского края 28.08.1996 был заключен договор аренды при множественности лиц на стороне арендодателей в отношении земельных долей общей площадью сельскохозяйственных угодий 14 029 га. Договор заключен сроком на три года и зарегистрирован в комитет по земельным ресурсам и землеустройству Петровского района 28.08.1996 за N 260. Колхоз-племзавод имени Кирова реорганизован СПК имени Кирова, который 01.10.2001 по договору перенайма уступил обществу права и обязанности по договору аренды земельных долей от 28.08.1996. Впоследствии обществом с собственниками земельных долей земель бывшего колхоза-племзавода им. Кирова заключались новые договоры аренды, что подтверждается договорами аренды от 19.12.2002, 20.06.2006, 11.03.2008 и 25.03.2010. Заочным решением Петровского районного суда Ставропольского края от 21.11.2014 по делу N 2-1048 признано право собственности муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края на 79 невостребованных земельных долей примерной площадью 481,707 га или 25 619,7 баллогектаров в праве общей долевой собственности на участок с кадастровым номером 26:08:000000:584. Из содержания данного решения следует, что право собственности признано на доли из земельного участка коллективно-долевой собственности колхоза-племзавода имени Кирова. Во исполнение решения от 21.11.2014 зарегистрировано право муниципальной собственности на долю в праве общей долевой собственности, а в дальнейшем в счет нее выделен земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 площадью 4 660 305 кв. м, местоположение: Ставропольский край, Петровский район, в границах муниципального образования с. Благодатное, секция 3, контуры 75, 80, часть контура 22, секция 4, контуры 190, 178, секция 9, часть контура 1, секция 14, часть контура 1, секция 19, часть контура 7, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрировано 08.09.2015. Законом Ставропольского края от 14.04.2017 N 36-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Петровского района Ставровского края" муниципальные образования, входящие в состав Петровского муниципального района, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование - Петровский городской округ Ставропольского края. В связи с этим 13.03.2018 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 зарегистрировано за муниципальным образованием Петровский городской округ Ставропольского края (регистрационная запись в ЕГРН 26:08:000000:3719-26/017/2018-5). После получения свидетельства о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 администрация села потребовала от общества освободить его (письмо от 11.09.2015 исх. N 877). Общество 22.09.2015 обратилось в администрацию села с заявлением N 214 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 для сельскохозяйственного производства. Заявлением от 13.10.2015 исх. N 231 общество уточнило заявление от 22.09.2015, указав, что просит заключить договор аренды без торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 5.1 Закона N 101-ФЗ. В ответ на обращение общества администрация села письмом от 03.11.2015 N 1088 предложила заявителю рассмотреть вопрос о приобретении испрашиваемого участка в собственность в соответствии с подпунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по цене не более 15% его кадастровой стоимости. В письме от 05.11.2015 N 242 общество сослалось на недостаточность денежных средств для выкупа земельного участка. Однако 10.12.2015 общество сдало в администрацию села заявление от 08.12.2015 исх. N 286, в котором, ссылаясь на фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 и пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, просило продать его, заключив договор купли-продажи без проведения торгов по цене не более 15% кадастровой стоимости. Письмом от 19.02.2016 исх. N 194 администрация села сообщила о невозможности заключения договора купли-продажи в связи с определением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2016 о принятии обеспечительных мер о запрете ей совершать действия по заключению договора купли-продажи в отношении земельного участка. При этом 23.09.2015 администрацией села размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Распоряжением администрации села от 19.10.2015 N 28-р аукцион был отменен в связи с предписанием прокуратуры Петровского района Ставропольского края. Вместе с тем в январе 2016 года в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании бездействия администрации села по непроведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 обратилась глава КФХ Беда В.С. Определением от 16.02.2016 по делу N А63-236/2016 приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации села совершать действия по заключению договоров купли-продажи и аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А63-236/2016, требования удовлетворены. Во исполнение судебного акта администрацией села проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719, в котором общество участвовало и признано победителем. По результатам аукциона администрацией села с обществом заключен договор от 12.12.2016 N 1 аренды сроком по 11.12.2026 (договор зарегистрирован в ЕГРН 30.01.2017, запись 26:08:000000:3719-26/017/2017-2). Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 решение и апелляционное постановление по делу N А63-236/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку имеющимся в деле документам, представленным обществом в подтверждение факта законного и непрерывного использования исходного земельного участка с 2001 года. При новом рассмотрении решением от 05.05.2017 в удовлетворении требований главы КФХ Беда В.С. отказано. Суд пришел к выводу, что у общества имелось право на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Беда В.С. обжаловала указанное решение в апелляционный суд, при рассмотрении дела в котором заявила отказ от требований. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 производство по делу N А63-236/2016 прекращено. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2017 апелляционное постановление от 04.08.2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба общества - без удовлетворения. Общество 09.11.2017 обратилось в администрацию села с заявлением (поступило 09.11.2017) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. По результатам рассмотрения заявления администрацией села принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, о чем указано в постановлении от 06.12.2017 N 123 и сообщено обществу в уведомлении от 08.12.2017 N 1374. Отказ мотивирован тем, что заявителем земельный участок использовался ранее без правоустанавливающих документов, за что общество привлекалось к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагая отказ администрации села незаконным, нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.3 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Тот факт, что общество является сельскохозяйственной организацией, подтверждается материалами дела, соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета от 06.04.2015 N 16 (из которого видно, что субсидии предоставлены заявителю как сельскохозяйственному товаропроизводителю). Данное обстоятельство органами местного самоуправления не оспаривается. Доводы органов, осуществляющих публичные полномочия, о необходимости законного (на основании зарегистрированных сделок) использования спорного земельного участка, отклонены как не соответствующие закону. Из буквального содержания пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заинтересованное в предоставлении лицо должно доказать факт использования испрашиваемого им в собственность земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. В подтверждение использования земельного участка заявитель помимо договоров аренды с собственниками земельных долей представил: материалы агрохимического обследования почв и обоснования применения удобрений; акты апробации, отчеты агронома о севе и об уборке урожая; статистические сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур (форма N 29-СХ); оборотно-сальдовые ведомости; товарные накладные по приобретению семян и акты расхода семян и посадочного материала; путевые листы и учетные листы тракториста-машиниста; акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, карты полей за 2004 - 2016 годы с данными о структуре посевных площадей. При сопоставлении карт полей с местоположением спорного участка (по данным публичной кадастровой карты), подтверждается использование обществом сельскохозяйственных земель, за счет которых образован испрашиваемый земельный участок, на протяжении более 10 лет до даты регистрации права муниципальной собственности и до настоящего времени. Исходя из обстоятельств дела, в том числе длительности использования земель, а также отсутствия информации о нарушениях обществом земельного законодательством при осуществлении сельскохозяйственного производства (нарушений в отношении земли как природного объекта, в частности, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), суды пришли к выводу о добросовестности заявителя. Учитывая представленные в дело доказательства и тот факт, что администрации села было достоверно известно об использовании обществом земельного участка, суды отклонили довод администрации городского округа о том, что заявитель не приложил к своему обращению от 09.11.2017 документы, подтверждающие фактическое использование им земельного участка. Тем более, в этот период действовал заключенный администрацией села с обществом договор аренды от 12.12.2016 N 1. Из обращений общества, его переписки с администрацией села и обстоятельств дела видно, что общество первоначально выразило намерение на получение спорного земельного участка в аренду. Однако органом местного самоуправления данный вопрос не рассмотрен (ни положительно, ни отрицательно) по существу. Вместо этого земельный участок предложен обществу к выкупу, на что общество согласилось, направив 10.12.2015 заявление о предоставлении испрашиваемого участка в собственность. Однако администрацией села направлен промежуточный ответ (исх. N 194 от 19.02.2016) о принятии арбитражным судом обеспечительных мер в виде запрета на предоставление земельного участка. При этом в период первоначального обращения общества администрацией села проводилась организация аукциона для предоставления земельного участка в аренду (в дальнейшем отмененного), что привело к оспариванию ее действий (бездействия) в арбитражном суде с принятием обеспечительных мер. После завершения судебного спора общество обратилось в администрацию с заявлением от 09.11.2017. Таким образом, вопреки мнению администрации городского округа первоначальные обращения общества, поданные им в установленные законом сроки, не были рассмотрены органом местного самоуправления, а в дальнейшем не по вине заявителя возникли обстоятельства, препятствовавшие предоставлению обществу земельного участка в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. В связи с изложенным, подача обществом заявления от 09.11.2017 по существу представляет собой продолжение процедуры приватизации, начатой им в декабре 2015 года. Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву истечения шестимесячного срока с момента регистрации права муниципальной собственности не имеется. Участие общества в аукционе, организованном администрацией села во исполнение решения от 05.05.2016, и заключение им договора аренды от 12.12.2016 N 1, не является реализацией пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, а лишь позволило заявителю сохранить возможность использовать земельный участок, что нельзя квалифицировать как злоупотребление со стороны общества. Суд первой инстанции также отметил следующее. На момент подачи заявления о выкупе земельного участка пунктом 1 части 2 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз) допускалось приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. В настоящее время пункт 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз утратил силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 09.11.2017 N 114-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений"" (далее - Закон N 114-кз). Однако сложившаяся арбитражная практика исходит из применения правил о предоставлении земельных участков, действующих на момент обращения (подачи соответствующего заявления) в уполномоченный орган, а не на дату его рассмотрения и, тем более, не на дату рассмотрения дела в суде. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, требования общества признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с реорганизацией муниципальных образований обязанность по устранению нарушения закона возложена судом первой инстанции на администрацию городского округа (решение Совета депутатов Петровского городского округа Ставропольского края от 20.10.2017 N 17 "О вопросах правопреемства"). Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Администрация городского округа обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. К заявлению общества не были приложены документы, подтверждающие его право на льготное приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Общество было своевременно уведомлено о рассмотрении вопроса о купле-продаже испрашиваемого им земельного участка (письмо администрации села от 03.11.2015 N 1088). Договоры аренды, представленные обществом в обоснование заявленных требований, не имеют никакого отношения к невостребованным земельным долям, из которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:584 является многоконтурным, его площадь составляет 11 867 719 кв. м, в то время как площадь выделенного за счет невостребованных долей земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 составляет 4 660 305 кв. м. Все обращения общества были рассмотрены администрацией села, по ним давались ответы по существу, из содержания которых следует, что заявителю было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719. При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было должным образом проверено наличие оснований для признания общества лицом, обладающим правом на приобретение испрашиваемого им земельного участка на льготных условиях. Выводы, содержащиеся в судебных актах по ранее рассмотренному делу N А63-236/2016, не могли быть приняты во внимание судами в рамках разрешения спора по настоящему делу, так как производство по делу N А63-236/2016 прекращено в связи с отказом главы КФХ Беда В.С. от заявленных требований. При обращении общества в администрацию села с заявлением от 09.11.2017 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пропущен установленный данной статьей шестимесячный срок с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на данный участок. Восстановление данного шестимесячного срока не предусмотрено, так как указанный срок не является процессуальным. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 1 января 2052 года в соответствии с Законом N 36-кз. Согласно пункту 1 части 2 статьи 30 названного Закона в ранее действовавшей редакции, положения части 1 данной статьи не распространялись на случаи приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пунктах 4, 5.1 и 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. В соответствии с Законом N 114-кз пункт 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз, устанавливающий перечень лиц, которые вправе приватизировать земли сельскохозяйственного назначения ранее указанного выше срока, признан утратившим силу. Следовательно, в период обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 на территории Ставропольского края действовал мораторий на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, материалы дела подтверждают, что общество на основании договоров аренды на протяжении длительного периода времени использовало в сельскохозяйственной деятельности находящийся в общей долевой собственности земельный участок, включающий в себя часть, на которую зарегистрировано право собственности муниципального образования (участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719). В обоснование факта надлежащего использования испрашиваемого земельного участка общество представило суду первой инстанции (помимо договоров аренды с собственниками земельных долей) материалы агрохимического обследования почв и обоснования применения удобрений; акты апробации, отчеты агронома о севе и об уборке урожая; статистические сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур (форма N 29-СХ); оборотно-сальдовые ведомости; товарные накладные по приобретению семян и акты расхода семян и посадочного материала; путевые листы и учетные листы тракториста-машиниста; акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, карты полей за 2004 - 2016 годы с данными о структуре посевных площадей. Довод администрации городского округа о недобросовестности общества как землепользователя проверялся и обоснованно отклонен судом, указавшим на отсутствие информации о нарушениях им земельного законодательством при осуществлении сельскохозяйственного производства (нарушениях в отношении земли как природного объекта, в частности, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Судами первой и апелляционной инстанций по результатам исследования представленных обществом доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, установлены основания для признания его лицом, обладающим правом на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Возражения органов местного самоуправления о неиспользовании обществом спорного земельного участка документально не подтверждены (статьи 65, 200 Кодекса). Общество с 10.12.2015 пыталось приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Не по вине заявителя вопрос о приватизации данного земельного участка не был разрешен органом местного самоуправления в установленном законом порядке на протяжении длительного периода времени. Поэтому оснований утверждать, что обществом пропущен предусмотренный законом срок подачи заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на льготных условиях, у администрации городского округа не имеется. Несостоятелен и довод жалобы о наличии моратория на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края по основанию, предусмотренному пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, введенного Законом N 114-кз. Заявление о приватизации испрашиваемого земельного участка подано обществом в орган местного самоуправления в декабре 2015 года, то есть задолго по принятия указанного Закона. Повторное заявление также подано в уполномоченный орган до вступления в силу Закона N 114-кз. По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Действие Закона N 114-кз, признавшего утратившим силу перечень лиц, которые вправе приватизировать земли сельскохозяйственного назначения ранее 01.01.2052, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Поэтому судами правильно отмечено, что на момент подачи обществом заявления о выкупе испрашиваемого земельного участка пунктом 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз допускалось приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
От администрации села отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и имеющимся в деле доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации Петровского района Ставропольского края от 30.12.1992 N 398 "б" утверждено решение общего собрания уполномоченных колхозников колхоза-племзавода имени Кирова. В коллективно-долевую собственность предоставлено 21 370 га сельскохозяйственных угодий.
28 августа 1996 года собственниками земельных долей с колхозом-племзаводом имени Кирова Петровского района Ставропольского края заключен договор аренды при множественности лиц на стороне арендодателей земельных долей общей площадью сельскохозяйственных угодий 14 029 га. Договор заключен сроком на три года и зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Петровского района 28.08.1996 за N 260.
Колхоз-племзавод имени Кирова реорганизован в СПК имени Кирова, который на основании договора перенайма от 01.10.2001 передал обществу все права и обязанности по договору аренды земельных долей от 28.08.1996. Впоследствии обществом с собственниками земельных долей земель бывшего колхоза-племзавода им. Кирова заключались договоры аренды от 19.12.2002, от 20.06.2006, от 11.03.2008 и от 25.03.2010.
Заочным решением Петровского районного суда Ставропольского края от 21.11.2014 по делу N 2-1048 признано право собственности муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края на 79 невостребованных земельных долей примерной площадью 481,707 га или 25 619,7 баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:584. Из содержания данного решения следует, что признано право муниципальной собственности на доли из земельного участка коллективно-долевой собственности колхоза-племзавода имени Кирова.
На основании указанного решения зарегистрировано право муниципальной собственности на долю в праве общей долевой собственности. В дальнейшем в счет нее выделен земельный участок площадью 4 660 305 кв. м с кадастровым номером 26:08:000000:3719, местоположение: Ставропольский край, Петровский район, в границах муниципального образования с. Благодатное, секция 3, контуры 75, 80, часть контура 22, секция 4, контуры 190, 178, секция 9, часть контура 1, секция 14, часть контура 1, секция 19, часть контура 7, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Право собственности муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в ЕГРН зарегистрировано 08.09.2015.
Законом Ставропольского края от 14.04.2017 N 36-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Петровского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Петровского района Ставровского края" муниципальные образования, входящие в состав Петровского муниципального района, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Петровский городской округ Ставропольского края. В связи с этим право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 зарегистрировано 13.03.2018 в ЕГРН за муниципальным образованием Петровский городской округ Ставропольского края (запись 26:08:000000:3719-26/017/2018-5).
Письмом от 11.09.2015 исх. N 877 администрация села потребовала от общества освободить земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в связи с получением свидетельства о праве собственности на него.
22 сентября 2015 года общество обратилось в администрацию села с заявлением N 214 (входящий номер администрации - N 786 от 22.09.2015) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4 660 305 кв. м. с кадастровым номером 26:08:000000:3719 для сельскохозяйственного производства.
Впоследствии заявлением от 13.10.2015 исх. N 231 общество уточнило заявление от 22.09.2015, указав, что просит заключить договор аренды без торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 5.1 Закона N 101-ФЗ.
В ответ на обращение общества администрация села письмом от 03.11.2015 N 1088 предложила заявителю рассмотреть вопрос о приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по цене не более 15% кадастровой стоимости.
В письме от 05.11.2015 N 242 общество сослалось на недостаточность денежных средств для выкупа земельного участка. Однако 10.12.2015 общество сдало в администрацию села заявление от 08.12.2015 исх. N 286, в котором просило продать земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719, заключив договор купли-продажи без проведения торгов по цене в размере не более 15% его кадастровой стоимости. Заявление основано на пункте 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и мотивировано длительным фактическим использованием обществом испрашиваемого участка.
Письмом от 19.02.2016 исх. N 194 администрация села сообщила о невозможности заключения договора купли-продажи в связи с определением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2016 о принятии обеспечительных мер о запрете ей совершать действия по заключению договоров купли-продажи и аренды спорного земельного участка.
При этом 23.09.2015 администрацией села размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719.
Распоряжением администрации от 19.10.2015 N 28-р аукцион был отменен в связи с предписанием прокуратуры Петровского района Ставропольского края от 16.10.2015. Вместе с тем, в январе 2016 года в Арбитражный суд Ставропольского края обратилась глава КФХ Беда В.С. с заявлением об оспаривании бездействия администрации села по непроведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 (дело N А63-236/2016). Определением от 16.02.2016 приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации села совершать действия по заключению договоров купли-продажи и аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, требования главы КФХ Беда В.С. удовлетворены.
Во исполнение решения суда администрацией села проведен аукцион на право заключения договора аренду земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719, в котором общество участвовало и признано победителем. По результатам аукциона администрацией села с обществом заключен договор от 12.12.2016 N 1 аренды сроком по 11.12.2026, который зарегистрирован в ЕГРН 30.01.2017 (запись 26:08:000000:3719-26/017/2017-2).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 решение и апелляционное постановление по делу N А63-236/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку имеющимся в материалах дела документам, представленным обществом в подтверждение факта законного и непрерывного использования спорного земельного участка в период с 2001 года.
При новом рассмотрении решением от 05.05.2017 по делу N А63-236/2016 в удовлетворении требований главы КФХ Беда В.С. отказано. Суд пришел к выводу о том, что у общества имелось право на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, что исключало необходимость организации и проведения аукциона.
Глава КФХ Беда В.С. обжаловала указанное решение в суд апелляционной инстанции, при рассмотрении дела в котором заявила об отказе от заявленных требований на основании статьи 49 Кодекса. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 отказ главы КФХ Беда В.С. принят судом, производство по делу N А63-236/2016 прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2017 апелляционное постановление от 04.08.2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба общества - без удовлетворения.
Общество 09.11.2017 обратилось в администрацию села с заявлением (поступило 09.11.2017) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления администрация села приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка, о чем указано в постановлении от 06.12.2017 N 123 и сообщено обществу в уведомлении от 08.12.2017 N 1374. Отказ мотивирован тем, что заявителем земельный участок использовался ранее без правоустанавливающих документов, за что общество привлекалось к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая отказ администрации села незаконным, нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее оспорило е в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 указано следующее.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из буквального толкования пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования земельного участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ может учитываться могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Вместе с тем, разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным; применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно. При оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка судом также могут быть приняты длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что общество является сельскохозяйственной организацией, на протяжении длительного периода времени добросовестно осуществлявшей использование испрашиваемого земельного участка, выделенного в счет земельных долей, в целях сельскохозяйственного производства. С заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 общество обратилось в орган местного самоуправления 10.12.2015. Однако данный вопрос по существу администрацией села рассмотрен не был (какое-либо решение по нему уполномоченным муниципальным органом не принято). В последующем предоставление земельного участка заявителю было невозможным в связи с судебным спором по делу N А63-236/2016 и принятием арбитражным судом обеспечительных мер в виде в виде запрета администрации села заключать договоры купли-продажи в отношении участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 (определение от 16.02.2016). Повторное заявление (после завершения спора по делу N А63-236/2016), поданное обществом 09.11.2017, отклонено администрацией села неправомерно ввиду отсутствия доказательств выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных заявителем нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении им сельскохозяйственного производства. Подача обществом заявления от 09.11.2017 является по существу продолжением процедуры приватизации земельного участка, начатой им в декабре 2015 года. Поэтому оснований для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву истечения шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, не имеется. Исходя из обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности отказа администрации села от 08.12.2017 N 1374, нарушающего права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на администрацию городского округа (решение Совета депутатов Петровского городского округа Ставропольского края от 20.10.2017 N 17 "О вопросах правопреемства") обязанности по подготовке, подписанию и направлению обществу проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе администрация городского округа приводит доводы о том, что заявление общества от 09.11.2017 не подтверждалось документами о его праве на льготное приобретение испрашиваемого участка. Все обращения общества были рассмотрены администрацией села, по ним давались ответы по существу, из содержания которых следует, что заявителю было отказано в предоставлении земельного участка. Договоры аренды, представленные обществом, не имеют отношения к невостребованным земельным долям, из которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером 26:08:000000:3719. Судами надлежаще не проверены основания для признания общества лицом, обладающим правом на приобретение испрашиваемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения на льготных условиях, не доказавшим факт добросовестного владения таким участком.
Приведенные доводы подлежат отклонению окружным судом как не соответствующие содержанию обжалуемых судебных актов, противоречащие фактическим обстоятельствам спора, установленным судами первой и апелляционной инстанций при его разрешении, а также доказательствам, представленным сторонами в материалы дела. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора. Они получили надлежащую правовую оценку, основанную на нормах действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам, и мотивированно отклонены. Несогласие подателя жалобы с такой оценкой не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 Кодекса).
Проверялся и мотивированно отклонен судебными инстанциями довод администрации городского округа о пропуске обществом срока обращения за предоставлением в собственность испрашиваемого земельного участка, установленного пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в связи с тем, что поданное им заявление от 09.11.2017 является новым. Суды обосновано исходили из того, что процедура приватизации земельного участка, ранее выделенного в счет земельных долей, инициирована обществом (надлежаще использующей его сельскохозяйственной организацией) в декабре 2015 года. Право собственности муниципального образования села Благодатное Петровского района Ставропольского края на спорный земельный участок в ЕГРН зарегистрировано в сентябре 2015 года. Не по вине общества вопрос о приватизации данного участка не был разрешен органом местного самоуправления в установленном законом порядке на протяжении длительного периода времени (дело N А63-236/2016). Поэтому не имеется оснований утверждать, что обществом пропущен предусмотренный законом срок подачи заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на льготных условиях.
Правомерно не приняты во внимание судами и доводы администрации городского округа о том, что в период обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:3719 на территории Ставропольского края действовал мораторий на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 1 января 2052 года в соответствии с Законом N 36-кз.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса).
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами (пункты 1, 3 статьи 3 Земельного кодекса).
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявление о приватизации испрашиваемого земельного участка подано обществом в орган местного самоуправления в декабре 2015 года. В этот период мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края (часть 1 статьи 30 Закона N 36-кз), не распространялся, в частности, на приобретение земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз). Повторное заявление также подано обществом в уполномоченный муниципальный орган до вступления в силу Закона N 114-кз. Действие Закона N 114-кз, признавшего утратившим силу перечень лиц, которые вправе приватизировать земли сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края ранее 01.01.2052, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Поэтому судебные инстанции правомерно исходили из того, что на момент подачи обществом заявления о выкупе испрашиваемого земельного участка допускалось приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к спорным отношениям нормы материального права.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены судебных актов в любом случае, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе, приостановление исполнения судебных актов принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2018, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация городского округа от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А63-3997/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.