г. Краснодар |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А63-3722/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ"" (ИНН 2610018683, ОГРН 1152651026351), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная компания N 7", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2018 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-3722/2018, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "ЖЭУ"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным приказа от 14.02.2018 N 91-ло "О внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края".
Определением от 10.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания N 7" (далее - ООО "РЭК N 7").
Решением суда от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2018, заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый приказ вынесен с нарушением требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.06.2018 и постановление апелляционной инстанции от 17.09.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 29.11.2017N 1 и от 14.01.2018 N 1/2018 не содержат аналогичных вопросов повестки дня. Отсутствуют основания для проведения проверки по основаниям, предусмотренным статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проведение проверки протокола общего собрания собственников помещений не входит в предмет рассмотрения управлением заявления и документов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 14.12.2017 в управление поступило заявление ООО "РЭК N 7" о включении в реестр лицензий Ставропольского края сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Невинномысск, ул. Водопроводная, 358 (далее - МКД N 358), рассмотрев которое управление на основании пунктов 4, 7 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938) приняло решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края, при включении сведений в реестр лицензий Ставропольского края об управлении ООО "РЭК N 7" МКД N 358 в связи с несоответствием предоставленных сведений требованиям подпункта "в" пункта 5 Порядка N 938, а именно: наличие в реестре лицензий Ставропольского края сведений об управлении МКД N 358 другим лицензиатом.
С учетом положений пункта 15 Порядка N 938 управление направило запрос от 26.12.2017 N 01-10/1558 ООО "РЭК N 7" о предоставлении в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса копии уведомления собственников МКД N 358 о расторжении договора управления с обществом.
Управлением сделан запрос от 26.12.2017 N 01-10/1559 директору общества о предоставлении в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса протокола общего собрания собственников помещений об избрании общества в качестве управляющей организации в многоквартирных домах, датированных позже 29.12.2017, а также копии уведомления собственников МКД N 358 о расторжении договора управления с обществом.
К указанному в запросе сроку документы от общества в управление не поступили. Однако в управление от общества поступило письмо от 24.01.2018 N 887/01-14 с протоколом от 14.01.2018 N 1/2018 общего собрания собственников помещений в МКД N 358, на котором приняты решения по вопросам:
- выбор председателя, секретаря собрания, членов сетной комиссии;
- перевод средств капитального ремонта на спец.счет многоквартирном доме;
- снятие задолженности по начислению целевого взноса и возврат оплаченных денежных средств на л/с собственников;
- утверждение плана работ по текущему ремонту на 2018 год;
- отмена решений собрания, инициированного собственником кв. 178 Быковым В.А. (бывшим старшим по дому).
Общим собранием собственников помещений в МКД N 358, оформленным протоколом от 29.11.2017 N 1, приняты решения по вопросам:
- выбор председателя, секретаря, счетной комиссии собрания;
- выбор способа управления многоквартирным домом с 01.01.2018;
- утверждение членов совета многоквартирного дома, выбор председателя совета многоквартирного дома из числа членов совета с 01.01.2018;
- предоставление председателю совета многоквартирного дома права принятия решений по вопросам, касающимся деятельности многоквартирного дома;
- наделение председателя совета и совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений, в том числе о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
- прекращение договора управления МКД N 358, заключенного с обществом с 31.12.2017;
- выбор управляющей организации по управлению многоквартирным домом с 01.01.2018;
- утверждение условий и заключение договора управления многоквартирным домом с 01.01.2018;
- определение порядка передачи неосвоенных денежных средств по статьям "Текущий ремонт" и "Целевой взнос" вновь избранной управляющей компании, а также наделение ее полномочиями на взыскание неосвоенных денежных средств по статьям "Текущий ремонт" и "Целевой взнос" в судах общей юрисдикции и арбитражных судах всех инстанций;
- принятия решения об установлении вознаграждения председателю совета МКД N 358 с 01.01.2018;
- определение размера, условий и порядка выплаты вознаграждения председателю совета МКД N 358 с 01.01.2018;
- наделение председателя совета МКД N 358 полномочиями по заключению с управляющей организацией агентского договора по начислению, сбору и выплате вознаграждения;
- утверждение и заключение с управляющей организацией агентского договора по начислению, сбору и выплате вознаграждения;
- утверждение перечня работ и услуг по содержанию жилого помещения МКД N 358 с 01.01.2018;
- утверждение стоимости работ и услуг по содержанию жилого помещения МКД N 358 с 01.01.2018;
- о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения;
- об исключении из статьи "Содержание жилья" составляющей "Вывоз твердых коммунальных отходов";
- порядок определения условий предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД N 358;
- определение способа доведения до собственников информации о предстоящих общих собраниях собственников и о принятых решениях;
- определение места (адреса) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.
По результатам рассмотрения документов управлением принято решение об исключении из реестра лицензий Ставропольского края информации об управлении МКД N 358 в отношении общества, а также о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края ООО "РЭК N 7" путем включения сведений об управлении указанным домом, о чем вынесен приказ от 14.02.2018 N 91-од.
Общество, не согласившись с вынесенным приказом, оспорило его в суде.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходили из того, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938).
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В силу части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в управление в течение трех месяцев поступило два протокола общего собрания жильцов МКД N 358: от 29.11.2017 N 1 и от 14.01.2018 N 1/2018, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня - по вопросу управления МКД N 358, в том числе по ключевому вопросу - выбору способа управления МКД N 358, в связи с чем управление обязано было провести внеплановую проверку по смыслу части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, предусмотренная частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации проверка, в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания собственников помещений в многоквартирном доме управлением не проведена, требования действующего законодательства Российской Федерации в указанной части административным органом не соблюдены.
Указывая на отсутствие обязанности для проведения проверки, поскольку представленные протоколы общего собрания от 29.11.2017 и 14.01.2018 не содержали аналогичных вопросов, управление не учло, что в протоколе общего собрания от 29.11.2017 N 1, проводимого по инициативе собственника кв. 178 Быкова В.А., содержатся, в том числе вопросы о выборе председателя, секретаря, счетной комиссии собрания; выборе способа управления многоквартирным домом с 01.01.2018; прекращение договора управления МКД N 358 с обществом с 31.12.2017; выборе управляющей организации по управлению многоквартирным домом с 01.01.2018; об утверждение условий и заключение договора управления многоквартирным домом с 01.01.2018.
При этом, согласно протоколу общего собрания от 14.01.2018 N 1/2018 на повестку дня общего собрания собственников помещений также поставлены вопросы о выборе председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии; об отмене решений собрания, инициированного собственником кв. 178 Быковым В.А. (бывшим старшим по дому).
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанций, что из правового смысла указанных протоколов следует, что между двумя решениями собраний имеются несовместимые противоречия по основным, аналогичным вопросам: выбору председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии и (изменение) способа управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что управление для установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания обязано было провести внеплановую проверку, однако в нарушение части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации управление указанную проверку не провело.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен с нарушением требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является недействительным.
Довод управления о том, что общее собрание не могло принять решение об отмене ранее состоявшегося решения, поскольку в силу статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации решение общего собрания может быть признано недействительным только по решению суда, в связи с чем до соответствующего решения суда оно является действующим, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку он противоречит основным целям проведения общего собрания жильцов, в том числе выбору управляющей компании. Сам факт неверного формулирования жильцами вопросов повестки дня не имеет правового значения, поскольку из протокола общего собрания от 14.01.2018 следует умысел и волеизъявление жильцов МКД N 358 на выбор (изменение) управляющей организации.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А63-3722/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указывая на отсутствие обязанности для проведения проверки, поскольку представленные протоколы общего собрания от 29.11.2017 и 14.01.2018 не содержали аналогичных вопросов, управление не учло, что в протоколе общего собрания от 29.11.2017 N 1, проводимого по инициативе собственника кв. 178 Быкова В.А., содержатся, в том числе вопросы о выборе председателя, секретаря, счетной комиссии собрания; выборе способа управления многоквартирным домом с 01.01.2018; прекращение договора управления МКД N 358 с обществом с 31.12.2017; выборе управляющей организации по управлению многоквартирным домом с 01.01.2018; об утверждение условий и заключение договора управления многоквартирным домом с 01.01.2018.
При этом, согласно протоколу общего собрания от 14.01.2018 N 1/2018 на повестку дня общего собрания собственников помещений также поставлены вопросы о выборе председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии; об отмене решений собрания, инициированного собственником кв. 178 Быковым В.А. (бывшим старшим по дому).
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанций, что из правового смысла указанных протоколов следует, что между двумя решениями собраний имеются несовместимые противоречия по основным, аналогичным вопросам: выбору председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии и (изменение) способа управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что управление для установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания обязано было провести внеплановую проверку, однако в нарушение части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации управление указанную проверку не провело.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен с нарушением требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является недействительным.
Довод управления о том, что общее собрание не могло принять решение об отмене ранее состоявшегося решения, поскольку в силу статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации решение общего собрания может быть признано недействительным только по решению суда, в связи с чем до соответствующего решения суда оно является действующим, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку он противоречит основным целям проведения общего собрания жильцов, в том числе выбору управляющей компании. Сам факт неверного формулирования жильцами вопросов повестки дня не имеет правового значения, поскольку из протокола общего собрания от 14.01.2018 следует умысел и волеизъявление жильцов МКД N 358 на выбор (изменение) управляющей организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2019 г. N Ф08-11401/18 по делу N А63-3722/2018