г. Краснодар |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А53-17249/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека Круглосуточно" (ИНН 6168091915, ОГРН 1176196013608) - Гребеника А.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (ИНН 6163072411, ОГРН 1056163000926), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека Круглосуточно" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2018 (судья Твердой А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-17249/2018, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - служба) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека Круглосуточно" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2018, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.08.2018 и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что все необходимые требования и условия для осуществления фармацевтической деятельности им соблюдаются. Тот факт, что сотрудник нарушил локальные нормативные акты общества, в том числе должностную инструкцию продавца-консультанта, и нормы действующего законодательства, не может служить безусловным основанием для вывода о ненадлежащем выполнении обществом требований в области лицензируемого вида деятельности. Не дана оценка трудовому договору от 03.07.2017 между работником Маргарян А.А. и работодателем, должностной инструкции продавца-консультанта, приказу от 20.03.2018 N 31 "Об усилении мер контроля за соблюдением действующего законодательства", приказу от 14.05.2018 N 68, которым Маргарян А.А. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, а также правилам отпуска лекарственных средств. Приятие обществом всех зависящих мер свидетельствует об отсутствии его вины.
В отзыве на кассационную жалобу служба считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель службы в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя службы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения на основании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности от 14.12.2017 N ЛО-61-02-003165 с бессрочным сроком действия (далее - лицензия).
Согласно приложению N 1 к лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, пр. Королева, 4а.
18 мая 2018 года в службу из Отдела N 5 УКОН ГУ МВД России по Ростовской области поступили материалы по факту реализации продавцом-консультантом общества Маргарян А.А. лекарственного препарата для медицинского применения "Тропикамид" (МНН Тропикамид), капли глазные 1%, 5 мл, производитель Варшавский фармацевтический завод Польфа - Польша, в количестве 1 (одного) флакона (в потребительской упаковке флакон-капельницы полиэтиленовые (2) - пачки картонные) по цене 150 рублей, что является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами "г" и "л" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, служба составила протокол об административном правонарушении от 28.05.2018 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к статье 14.1 Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения.
В силу подпункта "л" пункта 5 Положения N 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям, в том числе: наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081 предусмотрено, что лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, должен соблюдать требования части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской федерации (далее - Правила установления размеров розничных надбавок).
В соответствии с пунктом 6 Правил установления размеров розничных надбавок реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно Приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Положениями пункта 5 Правил установления размеров розничных надбавок установлено, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов: на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил установления размеров розничных надбавок, формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Суды установили, что в Ростовской области предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты утверждены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - постановление N 2/1).
Суды учли, что лекарственный препарат "Тропикамид" (МНН Тропикамид) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р.
Согласно данным Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, размещенный на официальном сайте Минздрава России (http://grls.rosminzdrav.ru) для лекарственного препарата "Тропикамид" (МНН Тропикамид) зарегистрированы следующие варианты предельной отпускной цены производителя - Тропикамид, капли глазные 1%, 5 мл - флакон-капельницы полиэтиленовые (2) - пачки картонные, предельная цена руб. без НДС - 108 рублей 52 копейки, владелец РУ /производитель/упаковщик/ выпускающий контроль - Варшавский фармацевтический завод Польфа-Польша.
Согласно постановлению N 2/1 предельный размер оптовой надбавки для лекарственного препарата "Тропикамид" (МНН Тропикамид) капли глазные 1%, 5 мл, N 2 равен 12%, что составляет 13 рублей 02 копейки.
Соответственно, предельная оптовая цена данного лекарственного препарата равна сумме зарегистрированной предельной отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет 121 рубль 54 копейки.
Предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата "Тропикамид" (МНН Тропикамид) капли глазные 1%, 5 мл, флакон-капельницы полиэтиленовые (2) - пачки картонные, равен 20%, согласно постановлению N 2/1 составляет 21 рубль 70 копеек.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены; предельного размера оптовой надбавки; предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации, что составляет - 143 рубля 24 копейки.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, стоимость проданного обществом лекарственного препарата Тропикамид, капли глазные 1%, 5 мл, флакон-капельницы полиэтиленовые (2) - пачки картонные составила 150 рублей х 2 = 300 рублей, что превышает предельный размер розничной надбавки.
Факты нарушения обществом требований Правил установления размеров розничных надбавок при формировании отпускной цены на лекарственные препараты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществления розничной торговли и отпуска лекарственных препаратов сотрудником общества, не имеющим для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста установлен судом и подтверждается материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Продавец-консультант Маргарян А.А., находясь с обществом в трудовых отношениях, осуществляя реализацию лекарственных средств, действовала от имени и по поручению общества. При этом, как правильно указали судебные инстанции, издание приказа от 20.03.2018 N 31 "Об усилении мер контроля за соблюдением действующего законодательства" и приказа от 14.05.2018 N 68, которым Маргарян А.А. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, разработка правил отпуска лекарственных средств, журнала инструктажа по технике отпуска/реализации лекарственных средств и других медицинских изделий не свидетельствуют о принятии обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпунктов "г", "л" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов, согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 по делу N А53-17249/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской федерации (далее - Правила установления размеров розничных надбавок).
...
Суды учли, что лекарственный препарат "Тропикамид" (МНН Тропикамид) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпунктов "г", "л" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2019 г. N Ф08-11030/18 по делу N А53-17249/2018