г. Краснодар |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А53-8922/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Середовича Сергея Ивановича (ИНН 612104063107, ОГРН 316619600110082) - Маласая С.Б. (доверенность от 05.04.2018), от ответчика - Ростовской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Бойко О.А. (доверенность от 28.06.2018), Зеленкова А.П. (доверенность от 20.04.2018), в отсутствие третьих лиц: Управления ветеринарии Ростовской области, Министерства финансов Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Середовича Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-8922/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) Середович С.И. (далее - предприниматель) обратился в суд с иском о взыскании с Ростовской области за счет казны Ростовской области 568 958 рублей ущерба (уточненные требования).
Решением от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что суды пришли к неверному выводу о недоказанности состава отчуждаемых животных по состоянию на 19.10.2017, а также отсутствия у Ростовстата сведений о рыночной стоимости свиней по состоянию на 16.10.2017.Суды не оценили справку-выписку N 11 от 12.01.2018 из похозяйственной книги N 4 лицевой счет N 39, согласно которой на 13.10.2017 у истца имелись не только свиньи на откорме.
В отзывах на жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) и Управление ветеринарии Ростовской области указали на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, крестьянское фермерское хозяйство предпринимателя расположено на территории Морозовского района Ростовской области. В связи с выявлением заболевания африканской чумой свиней на территории названного района и введения режима чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Ростовской области от 18.10.2017 N 704 "Об организации и проведении отчуждения свиней и изъятия продукции свиноводства на отдельных территориях Морозовского района Ростовской области" проведено отчуждение живых свиней всех половозрастных групп на территории города Морозовск, хуторов Морозов, Веселовка, Скачки-Малюгин Морозовского района Ростовской области.
24 ноября 2017 года в силу постановления Правительства Ростовской области от 16.06.2014 N 439 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций" администрацией Морозовского района Ростовской области в министерство представлены документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (заявление предпринимателя; копии документов, удостоверяющих личность; акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 19.10.2017, подписанный предпринимателем и членами специальной комиссии органа местного самоуправления.
На основании распоряжения Правительства Ростовской области от 21.12.2017 N 754 "О выделении средств" предпринимателю предоставлено 1 332 370 рублей компенсации на возмещение ущерба, причиненного в результате отчуждения животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Полагая, что названная сумма значительно занижена, предприниматель обратился в суд.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
При взыскании убытков подлежит доказыванию факт противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер ущерба, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда. Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие перечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков.
Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 19 названного Закона при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 данного закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В случаях если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - постановление N 310). Согласно пункту 8 постановление N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Постановления N 310).
В утвержденной постановления N 310 форме акта (приложение N 2 к постановлению) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
На основании пункта 11 Постановления N 310 размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
В соответствии со статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Изъятие имущества у собственника в порядке статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации (реквизиция) производится с выплатой ему стоимости имущества, в том числе и при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Данный порядок также закреплен в Законе N 4979-1, постановлении N 310 и постановлении Правительства Ростовской области от 16.06.2014 N 439 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь изложенными нормами, суды установили, что в акте от 19.10.2017, подписанном предпринимателем без замечаний, указано, что отчуждаемыми животными являлись свиньи на откорме в количестве 100 голов общим весом 13 850 кг. При расчете компенсации министерство исходило из рыночной стоимости по категории свиньи на откорме, которая на 16.10.2017 составила 96 рублей 20 копеек (письмо Ростовстата от 24.10.2017 N МС-62-03/574-ГС). Факт получения 1 332 370 рублей компенсации предпринимателем не оспаривается.
Отклоняя ссылку предпринимателя на установленную в отчете об оценке ООО "Центр судебной экспертизы, оценки и защиты бизнеса" и указанную в письмах Ростовстата от 13.02.2018 N МС-62-03/290-ДР, ООО МП "Темп" от 03.05.2018 N 83, ООО "Колбасный завод "Донские традиции"" от 11.05.2018 N 11/05 и ООО "ЕВРОДОН" от 08.05.2018 N 1158 рыночную стоимость, суды указали, что в дело не представлены доказательства, подтверждающие наличие у истца 19.10.2017 аналогичного состава отчуждаемых животных.
Довод истца о том, что Ростовстат не располагал сведениями о рыночной стоимости свиней на откорме на 16.10.2017, документально не подтвержден.
Ссылка заявителя жалобы на справку-выписку N 11 от 12.01.2018 из похозяйственной книги N 4 (лицевой счет N 39), согласно которой на 13.10.2017 у истца имелись не только свиньи на откорме, подлежит отклонению, поскольку предприниматель в установленном порядке не опроверг сведения, указанные в подписанном им без замечаний акте об отчуждении от 19.10.2017 (статьи 9 и 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А53-8922/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.