г. Краснодар |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А32-36389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Элисбаровой Т.Н. (доверенность от 29.12.2018), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьих лиц: Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов, Министерства физкультуры и спорта Краснодарского края и государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-36389/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 22.05.2017 N 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158 (литера LII), общей площадью 7144 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49;
о возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство физкультуры и спорта Краснодарского края, ГБУ Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" (далее - учреждение), Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов.
Решением суда от 20.11.2017, с учетом определения от 28.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2018, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018 решение от 20.11.2017 и постановление от 06.03.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что, рассматривая дело, суды не исследовали вопрос о том, обладает ли спорный объект с учетом его технических характеристик, признаками присущими недвижимому имуществу, или же он относится к движимому объекту (в материалах дела отсутствуют технические документы на указанный объект).
Решением суда от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный объект (футбольное поле) представляет собой улучшение земельного участка на котором оно расположено и не является самостоятельным объектом недвижимого имущества.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, футбольное поле (литера LII) является самостоятельной недвижимой вещью, объектом капитального строительства и основным элементом объекта недвижимости "Стадион "Кубань"".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с исторической справкой ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013 N 2271 и материалами инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за N 71041-62, первоначальный спортивный объект недвижимости "Стадион "Кубань"", расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
В соответствии со справкой ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414 в состав объекта недвижимости "Стадион "Кубань"" входит, в том числе, футбольное поле с комплектом ворот (литера LII).
Согласно договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992 и свидетельству о государственной регистрации права от 31.01.2002 серии 23-А N 485392 право собственности на "Стадион "Кубань"" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань"" от 28.06.2007 N 25, заключенным администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов", исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта доля администрации Краснодарского края установлена в размере 21283/62500, доля Крайсовпрофа - 41217/62500; данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007 23-АД N 322239 и 322240.
В соответствии с пунктом 2 соглашения в состав объекта "Стадион "Кубань"" включается, в том числе, футбольное поле с комплектом ворот (литера LII).
Приказом департамента от 02.11.2007 N 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань"" закреплена на праве оперативного управления за Департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края и передана по акту приема-передачи от 02.11.2007 N 29.
Приказом департамента от 09.04.2008 N 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на долю в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань"" прекращено. Указанный объект закреплен на праве оперативного управления за учреждением и передан по акту приема-передачи от 09.04.2008 N 12. Право оперативного управления зарегистрировано 28.04.2008 (свидетельство 23-АД N 836486).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312).
Учреждением изготовлена техническая документация на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158 (литера LII): технический план от 16.10.2012 и кадастровый паспорт по состоянию на 26.12.2012.
Департамент обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158 (литера LII), общей площадью 7144 кв. м, расположенное по адресу:
г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49.
По результатам проведенной управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, государственная регистрация приостановлена до 22.05.2017, а в последующем уведомлением от 22.05.2017 департаменту отказано в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект.
Полагая, что отказ управления в государственной регистрации права собственности на спорный объект является незаконным, департамент обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 24.09.2013 N 1160/13 право собственности может быть зарегистрировано в реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12 разъяснено, что такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности.
Оценив представленную в материалы дела техническую и проектную документацию на футбольное поле, а также рабочую документацию по капитальному ремонту и реконструкции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный объект - футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158 (литера LII), расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 49, представляет собой улучшение земельного участка, на котором оно расположено, и не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, в связи с чем на него не может быть зарегистрировано право собственности.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А32-36389/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 24.09.2013 N 1160/13 право собственности может быть зарегистрировано в реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12 разъяснено, что такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2019 г. N Ф08-11574/18 по делу N А32-36389/2017