г. Краснодар |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А20-1498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Маджести" (ИНН 0711006112, ОГРН 1030700216282) - Жанокова А.К. (доверенность от 05.07.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 61001 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маджести" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семёнов М.У.) по делу N А20-1498/2018, установил следующее.
ООО "Маджести" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании недействительным уведомления от 14.03.2018 N 21-07-05/1032 об отказе в предоставлении государственной услуги;
обязании министерства предоставить обществу государственную услугу "Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства" на основании поданного 15.02.2018 заявления путем включения в реестр получателей субсидий за 2018 год (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2018, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы правомерностью отказа министерства в связи с представлением обществом сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме N 2-фермер, утвержденной утратившим силу нормативным правовым актом.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество соответствует требованиям, предъявляемым к сельхозпроизводителю, установленным пунктом 10 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП (далее - Правила). Представление сведений отчета по старой форме N 2-фермер не может быть поставлено в вину обществу, поскольку они выдана обществу Федеральным органом государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, приняты им и содержат все необходимые данные. Общество является микропредприятием. Отказ министерства носит формальный характер.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 16.02.2018 общество подало в министерство заявление о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, приложив к нему следующие документы: справку о площадях, подлежащих субсидированию, акт о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных площадей, копию сведений о сборе урожая сельхозкультур по состоянию на 01.10.2017, 01.11.2017 по форме N 2-фермер, утвержденной приказом Федеральной службой государственной статистики от 28.07.2015 N 344 (далее - приказ N 344), копию договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, справку о наличии расчетного счета, справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ о назначении директора общества и опись документов (л. д. 40 - 71 т. 1).
Уведомлением от 14.03.2018 N 21-07-05/1032 министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги в связи с несоответствием представленных документов требованиям Правил, а именно: не представлен оригинал акта о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных площадей; копии сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур предоставлены не по форме федерального статистического наблюдения N 2-фермер, утвержденной приказом Федеральной службой государственной статистики от 04.08.2016 N 387 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (далее - приказ N 387) (л. д. 12 т. 1).
Общество обжаловало отказ министерства в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства регулируется Правилами, согласно пунктам 3 и 4 которых уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство, субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в текущем финансовом году на указанные цели.
В пункте 10 Правил перечислены условия, при соблюдении которых предоставляются субсидии.
Согласно пункту 11 Правил для получения субсидий сельхозтоваропроизводитель в срок, устанавливаемый приказом министерства, подает в министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью сельхозтоваропроизводителя следующие документы: заявление на предоставление субсидий по форме согласно приложению N 1 к Правилам; справку о площадях, подлежащих субсидированию, по форме согласно приложению N 2 к Правилам;
акт о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных (посадочных) площадей, выданный в предыдущем или текущем годах, по форме согласно приложению N 3 к Правилам; копии сведений по формам федерального статистического наблюдения N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" или N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур", утвержденным приказом N 387; копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками, зарегистрированных в установленном законодательством порядке; уведомление о наличии расчетного счета с указанием банковских реквизитов сельхозтоваропроизводителя для перечисления субсидий, выданное российской кредитной организацией; опись представленных документов.
Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидий является непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 11 Правил, в установленные сроки (подпункт "б" пункта 18 Правил).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что при обращении в министерство с заявлением от 16.02.2018 общество представило в том числе и копию сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур на 2017 год по форме N 2-фермер, утвержденной приказом N 344 (утратил силу), тогда как подпункт "д" пункта 11 Правил предусматривает необходимость представления сведений по формам федерального статистического наблюдения N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (для юридических лиц, не отнесенных к субъектам малого предпринимательства) либо N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (для субъектов малого предпринимательства), утвержденным приказом N 387.
Суд отметил, что общество, относящееся к числу субъектов малого предпринимательства, обязано представить отчет по форме N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" за 2017 год, утвержденной приказом N 387, тогда как оно представило отчет по утратившей силу форме N 2-фермер, утвержденной приказом N 344 в связи с изданием приказа N 387.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у министерства оснований для отказа в предоставлении субсидий в связи с несоблюдением обществом требования подпункта "д" пункта 11 Правил основан на правильном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам.
Отклоняя довод общества о его соответствии требованиям к сельхозпроизводителю, предусмотренным пунктом 10 Правил, в связи с чем у министерства отсутствовали основания к отказу в предоставлении субсидии, суд отметил, что данный факт не оспаривается, признан министерством. Однако, отказ связан с нарушением подпункта "б" пункта 18 Правил, которое общество фактически не оспаривает. При этом соответствие общества требования пунктом 10 Правил правового значения в данном случае не имеет.
Суд отметил, что новая форма отчета N 2-фермер утверждена в августе 2016 года (приказ N 387), с заявлением общество обратилось в феврале 2018 года.
При должной степени осмотрительности и заботливости у общества имелась возможность узнать о действующей форме отчета и потребовать ее от органа, уполномоченного на ее составление.
Опровергая довод общества о том, что старая форма отчета N 2-фермер содержит всю необходимую информацию, суд отметил, что при сравнении указанных форм в недействующей и действующей на момент подачи заявления редакциях установлено, что существенное изменение претерпел раздел N 2: в новой форме наименование - "Производство продукции растениеводства в закрытом грунте", в прежней форме - "Производство овощей закрытого грунта"; изменены единицы измерения (раздел N 2); исключена обязанность вписывать вид продукции, произведенной для внутреннего потребления (раздел N 2).
Как отметил суд, раздел 2 требуемой формы касается производства продукции растениеводства, является необходимым для оценки деятельности в этом направлении.
Отклоняя довод общества о том, что министерство не сообщило заранее о необходимости представления новой формы отчетности, чтобы общество могло устранить нарушения, отклонен судом с указанием на то, что Правила не предусматривают обязанность министерства информировать заявителей о выявленных нарушениях в приложенных к заявлению документах.
Министерство представило перечень лиц, обратившихся в установленный срок за предоставлением субсидий, требования которых удовлетворены; лимиты, выделенные на эти цели, исчерпаны (л. д. 119 - 150 т. 1, л. д. 1 - 36 т. 2).
Доводам общества в отношении приказа министерства от 23.01.2018 N 6 дана надлежащая правовая оценка.
Из правового подхода, сформированного Верховным Судом Российской Федерации в определении от 08.12.2018 N 305-ЭС18-13693, следует. Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
Однако невозможность перечисления субсидии в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса) не означает, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правового образования, прекращается, а получатель субсидии лишается приобретенного права. Статья 242 Бюджетного кодекса не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования.
Проверяя наличие второго основания отказа в предоставлении субсидии (непредставление обществом оригинала акта о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных (посадочных) площадей), судебные инстанции обоснованно указали, что Правила не содержат требования о необходимости предоставления оригинала данного документа.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 по делу N А20-1498/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.