г. Краснодар |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А53-14180/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от акционерного общества "163 бронетанковый ремонтный завод" (ИНН 2340020470, ОГРН 1092340000356) - Чага О.С. (доверенность от 29.12.2018), от Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Рудаенко С.П. (доверенность от 04.06.2018), от Министерства обороны Российской Федерации - Терещенкова Л.Р. (доверенность от 05.12.2018), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "ТехПриборСистема", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "163 бронетанковый ремонтный завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2018 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Стрекачёв А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-14180/2018, установил следующее.
АО "163 бронетанковый ремонтный завод" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области (далее - управление) от 22.03.2018 по делу N 1755/06 и предписания от 22.03.2018 N 165/06.
Решением суда от 07.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.10.2018, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие поставку обществу приборов, которые были подвергнуты капитальному ремонту, документы, подтверждающие происхождение таких приборов и легитимность их поставки, а также наличия заключений о возможности использования спорных приборов, при ремонте техники после проведенной перепроверки (переконсервации). Кроме того, гарантийные обязательства ООО "ТехПриборСистема" на спорные приборы не могут подменять собой требования государственных контрактов о том, что гарантийные обязательства должны предоставляться изготовителем или ремонтным предприятием. При рассмотрении дела общество не представило доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "ТехПриборСистема" имеет разрешение на выполнение работ по ремонту спорной техники.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не дали оценку статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200, а также не приняты во внимание доводы заявителя о том, что доказательством понесенных расходов являются первичные документы, а именно: договор поставки, протокол согласования цены, товарная накладная, счет фактура. Заключения военного представительства о цене продукции носят рекомендательный характер и не являются обязательными для применения исполнителями государственного оборонного заказа.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Министерство обороны РФ в отзыве свою позицию относительно принятых судебных актов не выразило, просило рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просила судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ и обществом заключены государственные контракты на капитальный ремонт боевых машин. Во исполнение части обязательств по государственным контрактам общество и ООО "ТехПриборСистема" заключили контракты на капитальный ремонт техники: от 11.08.2016 года N 161618731690143241004261/68з; от 11.07.2016 года N 1416187118232030119004245/62з; от 15.09.2016 года N 1416187118232030119004245/74з; от 04.02.2016 года N 1416187118232030119004245/2з; от 01.04.2016 года N 1616187316901432241004261/25з; от 04.07.2016 года N 1616187316901432241004261/657-16тп.
Как следует из материалов дела условиями государственных контрактов на ремонт военной техники установлено, что при выполнении работ допускается использование как новых, так и капитально отремонтированные приборов.
Общество и ООО "ТехПриборСистема" заключили дополнительные соглашения к указанным договорам, согласно которым: к поставке требовались изделия, не бывшие в использовании или капитально отремонтированные после перепроверки и переконсервации на заводе изготовителе; изделия и приборы должны соответствовать определённым требованиям; в паспортах поставляемых изделий должны быть отметки ОТК и ВП МО РФ завода изготовителя, подтверждающие соответствие изделий определённым техническим требованиям.
ООО "ТехПриборСистема" поставило обществу изделия, которые были в последующем использованы при выполнении государственных контрактов по ремонту боевых машин.
По результатам рассмотрения обращения о наличии возможных нарушениях Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) управление приняло решение от 06.03.2018 по делу N 1755/06 о нарушении обществом части 3 статьи 8 Закона N 275-ФЗ, выразившееся в приобретении у ООО "ТехПриборСистема" приборов, не соответствующих требованиям контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа.
На основании решения управление выдало обществу предписание от 06.03.2018 N 165/06 о перечислении им в федеральный бюджет в срок до 15.05.2018 4 402 620 рублей по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Общество, не согласившись с решением и предписанием управления обратилось в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержден Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее - Порядок N 200).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 200, несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Так, особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу определены в статье 5 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с указанной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1036 утверждено "Положение об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения - особенностями оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг) является обязательное применение и исполнение документов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг). Государственным стандартом, устанавливающим основные положения по организации, проведению и оформлению результатов входного контроля покупных изделий является ГОСТ РВ 0015-308-2011 "Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения".
Ссылка на вышеуказанный ГОСТ также имеется в государственных контрактах, а также в договорах на поставку спорных приборов
В соответствии с пунктом 4.2 вышеуказанного ГОСТа основными задачами входного контроля являются:
- проверка наличия сопроводительной (эксплуатационной) документации на изделия (руководства по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, сертификаты и т.д.) установленной требованиям ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ 0002-601;
- контроль соответствия комплектности, содержания и качества изделий требованиям ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ 002-601.
Согласно пункту 7.21.3 ГОСТа 2.610 в паспорте (формуляре) на приборы, после проведенного ремонта, должна проставляться отметка о годности изделия для дальнейшей эксплуатации.
Из ответов на запросы ПАО "Приборный завод "Сигнал"" следует, что по результатам перепроверки, на каждый прибор оформлялась этикетка с заключением о результатах выполненных проверок в соответствии с договором, поскольку формуляры на указанные приборы отсутствовали, и отметка в них не проставлялась. Кроме того, оформление такой этикетки на спорные изделия не является заключением о годности (пригодности) использования таких приборов при их эксплуатации. Изложенное свидетельствует о том, что никаких официальных заключений и пояснений по вопросу о возможности использования изделий по назначению после проведенных работ в "Приборный завод "Сигнал"" не давалось.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку общество приняло и запустило в производство приборы, эксплуатационные документы в отношении которых не соответствовали требованиям ГОСТ 2.610-2006, а также приборы с истекшими гарантийными сроками, что следует из анализа эксплуатационной документации.
Суды верно исходили из того, что само по себе проведение перепроверки и переконсервации приборов в ПАО "Приборный завод "Сигнал"" не может подменить требования государственных контрактов о том, что такие приборы должны быть либо новыми, либо капитально отремонтированными, что следует из требований законодательства. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия заключений о возможности использования спорных приборов, при ремонте техники после проведенной перепроверке (переконсервации). Доказательств проведения капитального ремонта суду представлено не было. Кроме того, заявителем не были соблюдены требования к содержанию, правилам заполнения, ведению формуляров на изделия, предусмотренные ГОСТом 2.610-2006.
Судебные инстанции правомерно отметили, что гарантийные обязательства ООО "ТехПриборСистема" на спорные приборы не могут подменять собой требования государственных контрактов о том, что гарантийные обязательства должны предоставляться изготовителем или ремонтным предприятием. В материалах дела отсутствуют доказательства того, свидетельствующие о том, что ООО "ТехПриборСистема" имеет разрешительные документы на выполнение работ по ремонту спорной техники.
Кроме того, учитывая, что денежные средства по договорам на поставку спорных приборов были списаны с отдельного счета общества и перечислены на отдельный счет ООО "ТехПриборСистема", суды правильно заключили, что это позволяет однозначно идентифицировать данные денежные средства, как бюджетные ассигнования, выделенные на выполнение государственного контракта. В свою очередь, закупка общества у ООО "ТехПриборСистема" за счет денежных средств, выделенных на выполнение государственного контракта, комплектующих, не соответствующих требованиям государственных контрактов, по сути, является расходованием денежных средств на цели, не связанные с выполнением государственного контракта.
Материалы дела содержат информацию о том, что отметка о проведении проверки (перепроверки) спорных приборов в ПАО "Приборный завод "Сигнал"" не является основанием для принятия решения о возможности использования данных изделий в вооружении и военной техники.
В ходе проведения контрольных мероприятий, рассмотрения дела в суде заявителем не представлены доказательства происхождения поставляемого товара, сведения о том на каких заводах данные приборы были изготовлены. Кроме того, обществом была осуществлена закупка приборов, в отношении которых ООО "ТехПриборСистема" не представило доказательств несения расходов, связанных с их приобретением. Материалами дела установлено, что приборы имеют установленный срок службы, решение о продлении которого может быть произведен только после проведения капитального ремонта приборов, тогда как в рассматриваемом случае ПАО ПЗ "Сигнал" капитальный ремонт изделий не проводил, а выполнял работы по переконсервации и частичной проверки, назначенный срок службы не продлевал. Из представлнных в материалы дела договоров на выполнение работ, заключенных между ООО "ТехПриборСистема" и ПАО ПЗ "Сигнал", следует, что капитальный ремонт в перечень работ не входил, перепроверка осуществлялась не по всем пунктам соответствующих технических условий.
Довод подателя жалобы об отсутствии у управления полномочий в части выдачи предписания о возмещении в федеральный бюджет денежных средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в размере 4 402 620 рублей был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка. Суды правомерно руководствовались положениями пункта 1 ст. 15.2 Закона N 275-ФЗ, введенного 29.06.2015 в действие, в связи с чем ссылка на судебную практику не обоснована, так как сформирована ранее.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 по делу N А53-14180/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Северо-Кавказского округа определением от 09.01.2019 по делу А53-14180/2018, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку общество приняло и запустило в производство приборы, эксплуатационные документы в отношении которых не соответствовали требованиям ГОСТ 2.610-2006, а также приборы с истекшими гарантийными сроками, что следует из анализа эксплуатационной документации.
...
Довод подателя жалобы об отсутствии у управления полномочий в части выдачи предписания о возмещении в федеральный бюджет денежных средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в размере 4 402 620 рублей был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка. Суды правомерно руководствовались положениями пункта 1 ст. 15.2 Закона N 275-ФЗ, введенного 29.06.2015 в действие, в связи с чем ссылка на судебную практику не обоснована, так как сформирована ранее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2019 г. N Ф08-11832/18 по делу N А53-14180/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11832/18
09.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15448/18
07.08.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14180/18
18.05.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14180/18