• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2019 г. N Ф08-11282/18 по делу N А32-6814/2018

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Изменяя решение от 05.07.2018 и признавая незаконным решение департамента от 12.12.2017 N 52-57104/17, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего. Департамент (представитель публичного собственника земельного участка с кадастровым номером 23:07:0106009:3) признал и официально сообщил главе хозяйства (письма от 09.10.2017 N 52-36014/17-32-20, от 12.12.2017 N 52-45418/17-32-20) о том, что по договору аренды от 16.10.1992 N 98 (в редакции дополнительного соглашения от 25.04.2008) он арендует земельный участок с кадастровым номером 23:07:0106009:3, а не участок с кадастровым номером 23:07:0106008:2 (ошибочно указан в дополнительном соглашении от 25.04.2008). Использование предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 23:07:0106009:3 подтверждается актом обследования от 06.10.2017 N 317 ГКУ Краснодарского Края "Кубаньземконтроль". Несоответствие кадастровых номеров земельного участка, фактически переданного заявителю в аренду по договору от 16.10.1992 N 98 и указанного в дополнительном соглашении от 25.04.2008, явилось результатом технической ошибки, допущенной прежним представителем собственника данного участка и арендодателем - администрацией. При таких обстоятельствах у департамента отсутствовали достаточные основания для отказа в удовлетворении заявления по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса, со ссылкой лишь на отсутствие в ЕГРН сведений о праве аренды предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0106009:3. Апелляционный суд отклонил доводы департамента о том, что после получения письма от 09.10.2017 N 52-36014/17-32-20 заявитель обязан был самостоятельно принять меры к внесению в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0106009:3 о лицах, в пользу которых установлены ограничения, и только после этого повторно обращаться за получением данного участка в аренду. Отсутствие в ЕГРН записи о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0106009:3 находится в аренде у главы хозяйства, является не кадастровой (либо реестровой) ошибкой, а результатом ошибки в правоустанавливающем документе на данный участок (в дополнительном соглашении от 25.04.2008 к договору от 16.10.1992 N 98). Поэтому у заявителя до изменения в дополнительном соглашении кадастрового номера земельного участка (с 23:07:0106008:2 на 23:07:0106009:3) отсутствует правовая возможность по обращению к государственному регистратору о внесении в ЕГРН записей в отношении участка с кадастровым номером 23:07:0106009:3. Таким правом обладает собственник данного участка - Краснодарский край, надлежащим представителем которого является департамент. Также внесению изменений в ЕГРН в отношении арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:07:0106009:3 должно предшествовать внесение изменений в дополнительное соглашение от 25.04.2008 к договору аренды от 16.10.1992 N 98. Дополнительное соглашение со стороны собственника земельного участка заключала администрация. В настоящее время права администрации по распоряжению земельным участком перешли к департаменту как уполномоченному органу Краснодарского края в сфере земельных правоотношений. Внесение соответствующих изменений также не находится в компетенции главы хозяйства. С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято департаментом с нарушением норм земельного законодательства, при отсутствии у него достаточных доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в удовлетворении заявления главы хозяйства от 13.11.2017. Данное решение нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя (как арендатора земельного участка) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, указанный предпринимателем в заявлении способ восстановления его нарушенных прав (законных интересов) признан апелляционным судом не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято без должной проверки уполномоченным органом вопроса о наличии у заявителя права на заключение договора аренды по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Департаментом не проверялись основания, подтверждающие наличие у главы хозяйства права, предусмотренного названной нормой. Из решения, оформленного письмом от 12.12.2017 N 52-45418/17-32-20, не следует, что уполномоченным органом проверялись прочие основания для отказа в удовлетворении заявления главы хозяйства, установленные статьей 39.16 Земельного кодекса. В такой ситуации возложение на департамент обязанности подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды испрашиваемого земельного участка сроком на 49 лет означало бы подмену судом функций административно-распорядительных и публичных функций административного органа, осуществляющего публичную деятельность. Поэтому суд апелляционной инстанции обязал департамент устранить допущенное нарушение прав (интересов) главы хозяйства путем повторного рассмотрения в установленном действующим законодательством порядке заявления в течение месяца с даты вступления в законную силу постановления."