г. Краснодар |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А53-12375/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего судьи Сапожонковым Н.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Каспирович Е.В.), от заявителя - главы крестьянского фермерского хозяйства Шулькина Андрея Александровича (ИНН 190106851700, ОГРНИП 310190121000091) - Сукало В.А. (доверенность от 04.04.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - комитета по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района Ростовской области (ИНН 6142006143, ОГРН 1026101888680), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Шулькина Андрея Александровича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2018 (судья Димитриев М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А53-12375/2018, установил следующее.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Шулькин Андрей Александрович (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к комитету по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района Ростовской области (далее - комитет) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение комитета от 06.03.2018 N 65.03.06/489 в части отказа в рассмотрении по существу заявления главы хозяйства от 06.02.2018 о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 тыс. кв. м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- обязать комитет повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы хозяйства в десятидневный срок.
Заявление обосновано ссылками на статьи 2, 15, 17, 18, 45 Конституции Российской Федерации, нормы статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано неправомерностью требования комитета о личной подаче заявлений для участия в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка. Установленное организатором торгов ограничение в части порядка подачи заинтересованными лицами заявок на участие в аукционе нарушает права (интересы) заявителя, а принятое им решение о возвращении без рассмотрения заявления главы хозяйства является незаконным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что 02.02.2018 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 тыс. кв. м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Глава хозяйства 06.02.2018 посредством почтовой связи направил в адрес органа местного самоуправления заявление о намерении участвовать в торгах. Комитет 06.03.2018 принял решение, оформленное уведомлением от 06.03.2018 N 65.03.06/489, об оставлении заявления о намерении главы хозяйства участвовать в аукционе без рассмотрения. Решение мотивировано следующим. В информационном сообщении, опубликованном в средствах массовой информации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 02.02.2018, указано, что заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков подаются лично на бумажном носителе. Заявления от заинтересованных лиц принимаются в комитете по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Космонавтов, 3, ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Главой хозяйства данные условия подачи заявления не выполнены. Ввиду несоблюдения способа подачи заявления организатору торгов комитет оставляет заявление главы хозяйства о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения. Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность решения комитета об отказе в рассмотрении по существу поданного им заявления о намерении участвовать в аукционе, оспорил его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.18 Земельного кодекса, нормами статей 4, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суды исходили из того, что установление комитетом способа подачи в форме личной явки по месту нахождения организатора торгов не соответствует требованиям земельного законодательства. Учитывая цель аукциона (выявить потенциальных участников будущих торгов), органу местного самоуправления достаточно получить заявления от любого заинтересованного лица в любой форме (в том числе, и путем посредством почтовой связи) для последующего принятия решения о проведении такого аукциона. Следовательно, решение комитета от 06.03.2018 N 65.03.06/489 об оставлении без рассмотрения заявления главы хозяйства, мотивированное несоблюдением способа подачи заявки на участие в торгах (личная явка для подачи заявления) не основано на требованиях статьи 39.18 Земельного кодекса. Судебные инстанции также отметили, что у комитета отсутствовала установленная законом обязанность принимать какое-либо решение в отношении заявления главы хозяйства и направлять ему ответ на данное заявление. Процедура организации и проведения аукциона не требует от органа местного самоуправления принятия каких-либо решений по заявлениям потенциальных претендентов, желающих принять участие в торгах до момента их объявления. Комитет обязан при поступлении соответствующего заявления от потенциального участника принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении такого участка. С учетом изложенного, оспариваемое главой хозяйства решение комитета по форме и содержанию не соответствовало требованиям Земельного кодекса. Однако принятие такого решения комитетом не затронуло прав и законных интересов главы хозяйства. Оно не могло повлиять на право заявителя участвовать в аукционе, который должен был быть объявлен в дальнейшем после принятия комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом в рамках настоящего дела глава хозяйства не оспаривает бездействие органа местного самоуправления по непроведению аукциона в отношении спорного земельного участка. Глава 24 Кодекса устанавливает правило о необходимости соблюдения двух условий (несоответствие оспариваемых решений закону и нарушение такими решениями прав и интересов заявителя) для удовлетворения требований главы хозяйства. Часть 1 статьи 4 Кодекса также предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При наличии только одного условия (несоответствие оспариваемого решения закону) удовлетворение требований главы хозяйства, заявленных им на основании статьи 198 Кодекса, исключается. Признание незаконным решения органа местного самоуправления по заявлению лица, чьи права (интересы) таким решением не затрагиваются, противоречит положениям процессуального закона. Установив, что оспариваемое решение комитета само по себе не нарушает прав и законных интересов главы хозяйства в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, судебные инстанции отказали ему в удовлетворении заявления.
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба (с учетом дополнения к ней) мотивирована следующим. Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что заявление главой хозяйства подано надлежащим способом. Оспариваемое решение комитета является незаконным и нарушает право заявителя на участие в аукционе по предоставлению спорного земельного участка. Однако орган местного самоуправления посчитал, что аукцион объявляться не будет, поскольку заявление главы хозяйства подано ненадлежащим способом, а иных заявлений о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка в комитет не поступило. Между тем, по итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган обязан был назначить проведение аукциона на право предоставления земельного участка на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса. Кроме того, суды при разрешении спора не учли правовые позиции арбитражных судов по аналогичным делам с участием главы хозяйства. Судебно-арбитражная практика при разрешении подобных споров исходит из того, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе. Нормы данной статьи Земельного кодекса не ограничивают предоставленное заинтересованным лицам конституционное право на обращение в органы власти (местного самоуправления) только путем непосредственного личного присутствия либо подачи заявки через представителя.
От комитета отзыв на жалобу не поступил.
На основании статьи 153.1 Кодекса судебное заседание суда кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Представитель главы хозяйства, присутствующий в арбитражном суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Комитет, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд, либо арбитражный суд, обеспечивающий организацию видеоконференц-связи, не обеспечил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы (с учетом дополнения), выслушав представителя главы хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 02.02.2018 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 тыс. кв. м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
6 февраля 2018 года глава хозяйства посредством почтовой связи направил в адрес комитета заявление о намерении участвовать в торгах.
6 марта 2018 года комитет принял решение от 06.03.2018 N 65.03.06/489 об оставлении заявления главы хозяйства о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения. Решение (оформленное уведомлением) мотивировано следующим. В информационном сообщении, опубликованном в средствах массовой информации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 02.02.2018, указано, что заявления о намерении участвовать в аукционе подаются лично на бумажном носителе и принимаются в комитете по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Космонавтов, 3, ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Главой хозяйства данные условия подачи заявления не выполнены. Ввиду несоблюдения заинтересованным лицом способа подачи заявления о намерении участвовать в аукционе, комитет оставляет его без рассмотрения.
Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность решения комитета об отказе в рассмотрении по существу направленного им заявления о намерении участвовать в аукционе, оспорил его в судебном порядке. Заявитель также просил арбитражный суд обязать комитет повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы хозяйства в десятидневный срок.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу норм статей 198 и 201 Кодекса основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действующей редакции).
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в действующей редакции).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в статье 39.11 Земельного кодекса. Решение о проведении такого аукциона принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1). Образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса. По общему правилу аукцион является открытым по составу участников (пункт 9). Участниками аукциона, проводимого в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности могут являться граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (пункт 10). Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа по правилам, установленным пунктом 14 статьи 39.11 Земельного кодекса. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20). Перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении аукциона, приведен в пункте 20 статьи 39.11 Земельного кодекса. К их числу относятся также сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора аренды земельного участка (пункт 22).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае предоставления его гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса).
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В извещении, в частности, указываются адрес и способ подачи заявлений граждан или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, заинтересованными в предоставлении земельного участка, указанного в опубликованном извещении (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исходя из содержания приведенных правовых норм, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, организуемого в соответствии с требованиями статьи 39.11 Земельного кодекса. Предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется уполномоченным органом без проведения торгов. Соблюдение публичной процедуры в этом случае требуется, если после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в уполномоченный орган поступили заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе. Порядок и способы подачи заинтересованными лицами заявлений о проведении торгов (лично, посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием сети "Интернет") определяются уполномоченным органом самостоятельно, но с учетом необходимости соблюдения принципов конкуренции, прозрачности организации торгов, а также равенства лиц, желающих принять в них участие. При этом в случае получения заявления от лица, указавшего на наличие у него намерения принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, уполномоченный орган не обязан принимать какое-либо решение непосредственно по такому заявлению и направлять лицу, от которого оно поступило, мотивированный ответ на него в определенный срок.
Проанализировав указанные правовые нормы применительно к установленным при разрешении спора фактическим обстоятельствам, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение комитета об оставлении без рассмотрения заявления главы хозяйства со ссылкой на несоблюдение им способа подачи заявки (лично) на участие в торгах не основано на требованиях земельного законодательства. Вместе с тем, из содержания заявления по настоящему делу следует, что нарушение своих прав (интересов) глава хозяйства связывает с нерассмотрением комитетом направленного им заявления и непринятием по нему решения. В данном случае у комитета отсутствовала установленная законом обязанность принимать какое-либо решение в отношении заявления главы хозяйства и направлять ему ответ на данное заявление. Процедура организации и проведения аукциона не требует от комитета принятия каких-либо решений по заявлениям потенциальных претендентов, желающих принять участие в торгах до момента объявления таких торгов. Последствия поступления (непоступления) в установленном порядке заявлений о намерении участвовать в аукционе является основанием для осуществления уполномоченным органом действий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса. Однако такие действия (бездействие) комитета главой хозяйства в рамках настоящего дела не оспариваются. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций, не установив совокупности предусмотренных статьями 198 и 201 Кодекса условий, отказали заявителю в удовлетворении требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе глава хозяйства приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, о наличии оснований для удовлетворения требований. Заявитель полагает, что его право на участие в аукционе по предоставлению спорного земельного участка нарушено, а уполномоченный орган по итогам рассмотрения заявления обязан был назначить проведение аукциона на право заключения договора аренды данного участка. Данные доводы судом округа не принимаются.
Обращение заинтересованного лица в арбитражный суд за защитой обусловлено нарушением его прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Пунктом 3 части 1 статьи 199 Кодекса установлена обязанность заявителя по указанию прав и законных интересов, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым ненормативным актом, решением, действием (бездействием) органа, осуществляющего публичные полномочия. При этом в силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По смыслу статей 198 и 201 Кодекса требования главы хозяйства могли быть удовлетворены судами при подтверждении не только незаконности решения комитета, оформленного уведомлением от 06.03.2018 N 65.03.06/489, но и при доказанности нарушения этим решением прав (интересов) заявителя. Удовлетворение требований главы хозяйства должно влечь восстановление нарушенного права или защите законного интереса указанного лица. Вместе с тем, как установлено судами и подтверждено материалами дела, оспаривание решения комитета об оставлении без рассмотрения заявления главы хозяйства само по себе не приведет к восстановлению его нарушенных прав. Последствия поступления (непоступления) в установленном порядке заявлений о намерении участвовать в аукционе является основанием для осуществления уполномоченным органом действий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса. Однако такие действия (бездействие) комитета заявителем в рамках настоящего дела не оспариваются. Следовательно, заявленное требование не может быть удовлетворено в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных законом (статьи 4, 198, 199 и 201 Кодекса).
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена главой хозяйства в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 20.11.2018).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А53-12375/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2019 г. N Ф08-11372/18 по делу N А53-12375/2018