г. Краснодар |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А20-5268/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шевляковой И.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики (судья Браева Э.Х., серкетарь судебного заседания Алтуев Х.А.), от заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711026775, ОГРН 1020700001794) - Улыбашева А.Х. (доверенность от 04.02.2019), от заинтересованного лица - ООО "Инвитро-Нальчик" (ИНН 0725004235, ОГРН 1100725002498) - Чеченова М.К. (доверенность от 28.09.2018), Шибзухова М.М. (доверенность от 01.02.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.06.2018 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А20-5268/2017, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Инвитро-Нальчик" (далее - общество) о взыскании 656 166 рублей 46 копеек, из которых: 562 502 рубля 27 копеек - использованных не по целевому назначению, 56 250 рублей 23 копейки - штраф в размере 10% от средств, использованных не по целевому назначению, 17 792 рубля - штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа от оплаты медицинской помощи, 19 621 рубль 96 копеек - пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (уточенные требования).
Решением суда от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2018, заявленные требования удовлетворены на том основании, что представленные фондом в материалы дела доказательства подтверждают факт нецелевого использование обществом денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, указывая, что расходование денежных средств осуществлялось исключительно в рамках территориального задания по магнитно-резонансной и компьютерной томографии. По мнению подателя жалобы, законодательством в сфере ОМС не предусмотрена ответственность за отсутствие раздельного учета по операциям ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные..
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 10.07.2017 N 213 фондом проведена в отношении общества плановая комплексная проверка соблюдения законодательства об ОМС, целевого и рационального использования средств ОМС за период деятельности с 01.01.2016. по 31.03.2017, по результатам которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 562 502 рублей 27 копеек, не ведение раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами из иных источников. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 28.07.2017.
Фонд выставил обществу требование о возврате 562 502 рублей 27 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в бюджет ТФОМС КБР путем перечисления на расчетный счет в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Кроме того, обществу назначен 56 250 рублей 23 копейки штраф, 17 792 рублей штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи. При этом фонд уведомил общество о том, что при неисполнении требования о перечислении использованных по нецелевому назначению денежных средств в указанный срок, подлежит начислению пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств на каждый день просрочки.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения фонда с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции, руководствуясь статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Закон - 326-ФЗ), постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2015 N 318-ПП "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике медицинской помощи на 2016 год" (далее - постановление N 318-ПП), Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2016 N 236 ПП "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания 5 гражданам в Кабардино-Балкарской Республике медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - постановление N 236-ПП), Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - тарифное соглашение) и приложения 8 "Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)" к Приказу ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - приказ N 230), разъяснениями, изложенным в письма ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-й "По вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования", пришли к выводу о том, что заявление фонда обоснованно.
Суды установили, что общество с 0.01.2016 функционирует в системе ОМС на территории Кабардино-Балкарской Республики в пределах видов и объемов медицинской помощи в соответствии с государственным заданием по тарифам, установленным тарифными соглашениями.
Суды установили, что в 2016 - 2017 годах для общества установлено государственное задание по магнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии. Иные виды медицинской помощи государственным заданием не предусмотрены.
Решениями комиссии фонда от 27.01.2016, от 23.01.2017 для общества установлены плановые показатели (по государственному заданию по магнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии) по выполнению государственных гарантий оказания гражданам Кабардино-Балкарской Республики бесплатной медицинской помощи на 2016, 2017 годы.
Как установили суды на основе материалов дела, фонд при проверке целевого использования средств ОМС выявил расходы средств ОМС, произведенные обществом на цели, не предусмотренные тарифными соглашениями и Законом N 326- ФЗ на сумму 562 502 рубля 27 копеек, а именно, по оплате расходов, связанных с обязательствами проверяемой МО по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (частичная оплата приобретенного медицинского оборудования, стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу, используемого в коммерческих целях, оплата стоимости лабораторных анализов и исследований, оплаченных пациентами на коммерческой основе и пр.).
Согласно выписке, приложенной к акту проверки, подписанной главным бухгалтером общества, по счету 51 "расчетный счет" по операциям, связанным с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, произведены расходы средств ОМС на цели, не предусмотренные тарифными соглашениями и Законом N 326- ФЗ, а именно: 159 081 рубль 02 копейки - оплата основных средств, не связанных с магнитно-резонансной и компьютерной томографией; 20 888 рублей 23 копейки - оплата лабораторных исследований; 276 595 рублей 12 копеек - расходы по обязательствам третьих лиц по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 919 22 рубля 10 копеек - оплата рекламы коммерческой деятельности в 2016 году; 14 016 рублей оплата рекламы коммерческой деятельности в 2017 году.
Судебные инстанции установили, что общество заключили со страховыми медицинским организациями филиал ЗАО "Капитал Медицинское страхование" и ООО Страховая медицинская компания "РЕСОМЕД" договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 31.12.2015 N 0705564 КМС и от 11.01.2016 N 07005-070564-2016, по условиям которых общество обязалось использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС; вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС. Предметом указанных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС являлось оказание медицинской организацией необходимой медицинской помощи по ОМС застрахованному лицу и оплата оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС.
Суды установили, что в нарушение пункта 5.11 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденного приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н и аналогичных пунктов договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных обществом со страховыми медицинскими организациями, общество не вело раздельный учет по операциям со средствами ОМС Кабардино-Балкарской Республики и по операциям со средствами по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что способствовало совершению выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимания положения постановлений N 318-ПП, N 236-ПП, части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, которыми определена структура тарифа по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена обязанность медицинской организации вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, а также обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае расходование спорных денежных средств ОМС произведено на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе ОМС, и является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников.
Поскольку представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт нецелевого использования обществом денежных средств в размере 562 502 рублей 27 копеек, суды, руководствуясь положениями пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, подпунктов 2.1, 2.4.3, 2.4.4, приложения 8 к приказу N 230, подпунктов 2.1, 2.4.3, 2.4.4 приложения 28 к тарифному соглашению, правомерно удовлетворили требования фонда о взыскании с общества 19 621 рубля 96 копеек пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за период с 13.09.2017 по 17.01.2018; 56 250 рублей 23 копеек штраф (10 процентов от суммы нецелевого использования средств), 17 792 рублей штрафа в соответствии с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи, а именно: 8 896 рублей за отсутствие официального сайта общества в сети "Интернет"; 4 448 рублей за отсутствие информации о видах оказываемой медицинской помощи обществом в рамках государственного задания по ОМС; 4 448 рублей за отсутствие информации о показателях доступности и качества оказываемой медицинской помощи обществом в рамках государственного задания.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствие раздельного учета денежных средств по целевому финансированию и коммерческой деятельности не имеет правого значения, получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на неисследованные обстоятельства, не опровергают правильности выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2018 на основании статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство общества и приостановлено исполнение обжалуемых судебных актов до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена по существу, основания для приостановления судебных актов отпали, приостановление исполнения обжалуемых судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А20-5268/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А20-5268/2017, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2018 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт нецелевого использования обществом денежных средств в размере 562 502 рублей 27 копеек, суды, руководствуясь положениями пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, подпунктов 2.1, 2.4.3, 2.4.4, приложения 8 к приказу N 230, подпунктов 2.1, 2.4.3, 2.4.4 приложения 28 к тарифному соглашению, правомерно удовлетворили требования фонда о взыскании с общества 19 621 рубля 96 копеек пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за период с 13.09.2017 по 17.01.2018; 56 250 рублей 23 копеек штраф (10 процентов от суммы нецелевого использования средств), 17 792 рублей штрафа в соответствии с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи, а именно: 8 896 рублей за отсутствие официального сайта общества в сети "Интернет"; 4 448 рублей за отсутствие информации о видах оказываемой медицинской помощи обществом в рамках государственного задания по ОМС; 4 448 рублей за отсутствие информации о показателях доступности и качества оказываемой медицинской помощи обществом в рамках государственного задания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф08-11112/18 по делу N А20-5268/2017