г. Краснодар |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А63-20877/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие заявителя - администрации г. Пятигорска (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьих лиц: муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска", Министерства имущественных отношений Ставропольского края, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, общества с ограниченной ответственностью "Стройавтосервис", Иванова Семена Павловича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2018 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-20877/2017, установил следующее.
Администрация г. Пятигорска" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - управление) о признании незаконным отказа от 13.09.2017 N 26/999/001/2017-26157 и возложении на управление обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности г. Пятигорска на земельный участок площадью 369 кв. м с кадастровым номером 26:33:070101:1039, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" (далее - учреждение), Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - теруправление), ООО "Стройавтосервис" (далее - общество) и Иванов С.П.
Решением от 21.08.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 08.11.2018, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок расположен в пределах округов санитарной охраны курорта Пятигорска и особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, созданного до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ). В силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельный участок отнесен к муниципальной собственности. Постановлением администрации от 07.08.2017 N 3313 спорный участок включен в реестр муниципального имущества на основании норм Закона N 244-ФЗ. Материалы дела не содержат доказательства расположения земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий и нахождения на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указал на законность оспариваемого отказа, поскольку согласно поступившему ответу из теруправления от 30.08.2017 N 5964/02 спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации. Данный факт препятствует проведению государственной регистрации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 07.08.2017 N 3313 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 369 кв. м с кадастровым номером 26:33:070101:1039, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 20, включен в реестр муниципального имущества г. Пятигорска.
09 августа 2017 года указанный участок предоставлен в аренду обществу по договору N 41/17ю аренды земельного участка.
22 августа 2017 года учреждение обратилось в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности г. Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:1039.
Уведомлением от 28.08.2017 N 26/99/001/2017-26157 государственная регистрация права приостановлена, поскольку заявитель не представил документы, свидетельствующие о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Управление в рамках межведомственного взаимодействия для выяснения указанных обстоятельств направило соответствующие запросы в теруправление и министерство.
Письмом от 06.09.2017 N 10576/04 министерство указало, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:1039 в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.
Теруправление в письме от 30.08.2017 N 5964/02 указало на отсутствие в реестре федерального имущества земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:1039, при этом пояснило, что спорный участок относится к федеральной собственности, поскольку находится в границах зоны санитарной охраны курорта федерального значения.
Письмом от 13.09.2017 N 26/999/001/2017-26157 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок.
Администрация, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок является незаконным, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно положениям части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьями 17 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный Закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков. В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу рассматриваемого Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 статьи. К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункты 1, 2 части 8 Закона N 244-ФЗ). К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ). Пунктом 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 данного Закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что спорный участок не относится к федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:1039 в ЕГРН отсутствуют, в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края участок не значится. Доказательства нахождения спорного участка в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), либо нахождения на нем зданий, строений, сооружений, относящихся к федеральной собственности либо к собственности субъекта Российской Федерации, не представлены; также не доказаны обстоятельства предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к верному выводу о том, что право муниципальной собственности на данный земельный участок возникло на основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Ссылаясь на письмо теруправления от 30.08.2017 N 5964/02 о принадлежности земельных участков, находящихся в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, к федеральной собственности в силу разграничения государственной собственности на землю, управление не учло требования Закона N 244-ФЗ, которыми мотивировал свое право заявитель.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 21.08.2018 и апелляционного постановления от 08.11.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А63-20877/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что спорный участок не относится к федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:1039 в ЕГРН отсутствуют, в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края участок не значится. Доказательства нахождения спорного участка в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (часть 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), либо нахождения на нем зданий, строений, сооружений, относящихся к федеральной собственности либо к собственности субъекта Российской Федерации, не представлены; также не доказаны обстоятельства предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к верному выводу о том, что право муниципальной собственности на данный земельный участок возникло на основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Ссылаясь на письмо теруправления от 30.08.2017 N 5964/02 о принадлежности земельных участков, находящихся в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, к федеральной собственности в силу разграничения государственной собственности на землю, управление не учло требования Закона N 244-ФЗ, которыми мотивировал свое право заявитель.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 21.08.2018 и апелляционного постановления от 08.11.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф08-11770/18 по делу N А63-20877/2017