г. Краснодар |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А63-7459/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (ИНН 2631033675, ОГРН 1082648001810) - Манукова Ю.М. (доверенность от 05.02.2019), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) - Ткаченко К.В. (доверенность от 08.02.2019 N 01-19/752), Чубова В.В. (доверенность от 07.08.2018 N 05-02/10), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2018 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-7459/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, контролирующий орган) о признании незаконным решения министерства от 24.04.2015 N 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ.
Решением суда от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.02.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.06.2016 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При вынесении судебного акта суд пришел к выводу о том, что судами в полном объеме не установлены фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения спора.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.05.2017, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 15.09.2017 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд указал, что судами надлежащим образом не установлены фактически обстоятельства дела, имеющие значение для надлежащего разрешения спора.
Кроме того, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2015 N 35 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 450 тысяч рублей штрафа.
Делу присвоен номер N А63-4398/2015.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2015 по делу N А63-4398/2015 суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.02.2016 указанное решение суда изменено в части назначения обществу наказания, размер штрафа снижен до 300 тысяч рублей. Суд, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.06.2016 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении определением суда от 17.10.2017 дела N А63-7459/2015 и N А63-4398/2015 объединены в одно производство с присвоением делу N А63-7459/2015.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2018, заявленные обществом требования удовлетворены. Признаны незаконными решение министерства, выраженное в приказе от 24.04.2015 N 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ, и постановление от 16.04.2015 N 35 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для досрочного прекращения права пользования общества по спорной лицензии и привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно записи в ЕГРП от 26.09.2011 N 26-26-16/002/2011799 за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 387 963 м2, кадастровый номер N 26:15:041001:27, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, примерно в 1 тысяче метров по направлению на юго-восток от ориентира ст. Барсуковская, ул. Островная 11 (далее - земельный участок).
Министерством обществу выдана лицензия от 01.08.2011 на право пользования недрами СТВ N 00171 ТЭ сроком действия до 01.08.2031 со следующим целевым назначением и видами работ: разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси (далее - смесь) на участке недр Барсуковского-2 месторождения в Кочубеевском районе Ставропольского края (далее - месторождение).
Директором общества 14.10.2011 утвержден подготовленный ООО "НПП "Кавказпроект"" проект разработки и рекультивации участка Барсуковского-2 месторождения.
Распоряжением правительства Ставропольского края от 26.11.2012 N 499-рп "О переводе земельного участка площадью 387963 м2 в Кочубеевском районе из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую" земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Постановлением Администрации Кочубеевского района Ставропольского края от 04.12.2014 N 2227 "Об изменении разрешенного использования земельного участка" изменен вид разрешенного использования земельного участка на категорию "для производственной деятельности".
В дальнейшем обществом получено свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок от 12.12.2014 с назначением: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности - для производственной деятельности.
Участок недр Барсуковского-2 месторождения в Кочубеевском районе Ставропольского края 28.12.2012 зарегистрирован Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, составлена регистрационная карта работ по геологическому изучению недр.
Министерство 11.12.2013 утвердило заключение N 3-13 государственной экспертизы отчета "О результатах разведки на участке недр Барсуковского-2 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси в Кочубеевском районе Ставропольского края с подсчетом запасов", которым запасы смеси по категории С1-блок 1-С определены в количестве 4 400 000 м3. Кроме того, указанным заключением участок недр признан подготовленным для промышленного освоения.
В связи с невыполнением заявителем предусмотренного лицензионным соглашением комплекса действий в установленный срок министерство направило в адрес общества уведомление от 11.11.2014 N 03/1-7387 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при пользовании недрами, в котором указало на допущенные обществом нарушения, в том числе пункта 5.1 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии общества от 01.08.2011 на право пользования недрами СТВ N 00171 ТЭ (далее - лицензионное соглашение), согласно которому плановая годовая производительность по добыче должна была составлять 150 тысяч м3; пункта 7.14 лицензионного соглашения, в соответствии с которым пользователем недр должна представляться в министерство форма федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых". Кроме того, согласно уведомлению добыча смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки, согласованным и утвержденным в установленном порядке, в то время как, в нарушение пункта 5.2 лицензионного соглашения, указанный проект обществом не представлен.
Согласно указанному уведомлению обществу предписывалось в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения законодательства о недрах и условий лицензионного соглашения и представить в министерство соответствующую информацию. Данное уведомление направлено в адрес общества 11.11.2014.
В связи с неисполнением обществом требований уведомления от 11.11.2014 N 03/1-7387 приказом от 24.04.2015 N 151 министерство досрочно прекратило право пользования обществом недрами по лицензии, о чем уведомило общество письмом от 24.04.2015 N 02/1-2759.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно части 4 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2395-1 в случаях, предусмотренных, в том числе, пунктом 2 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Суды установили, что уведомление от 11.11.2014 N 03/1-7387 направлено в адрес общества 11.11.2014. Согласно почтовому уведомлению указанная корреспонденция вручена 18.11.2014 Канашеву Д.Н.
Вместе с тем надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что единственным работником общества, имевшим полномочия на получение поступающей корреспонденции, являлся директор Степанов В.А. При этом Канашев Д.Н. не являлся полномочным представителем общества и не состоял с ним в трудовых отношениях.
Согласно письму Невинномысского почтамта УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП "Почта России" от 14.06.2018 N 10.1.16.7.6-10/168 в ходе проведенной служебной проверки установлено, что по сведениям системы ОАСУ РПО спорная корреспонденция (заказное письмо N 35502580008163) вручена 04.12.2014. Вместе с тем дать документальное подтверждение вручения данного заказного письма, а также подтвердить полномочия Канашева Д.Н. на его получение не представилось возможным в связи с ошибочным уничтожением подтверждающих документов начальником ОПС. Начальник по результатам проведенной проверки уволен.
Спорное уведомление фактически получено обществом лишь 23.06.2015 по запросу о предоставлении его копии, направленному в министерство 03.06.2015. Доказательств более раннего получения обществом уведомления в деле не имеется.
Таким образом, образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае подтверждение надлежащего получения обществом уведомления от 11.11.2014 N 03/1-7387 отсутствует.
Соответственно, доводы министерства о невыполнении обществом в трехмесячный срок требований указанного уведомления обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Указанные технические проекты и изменения, вносимые в технические проекты, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 в редакции, действовавшей на момент получения заявителем лицензии, проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Надлежащим образом изучив представленные в материалы дела доказательства и соответствующие нормативные правовые акты, суды установили, что в связи с проводимой реорганизацией Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу и Управления по недропользованию по Ставропольскому краю, в период с ноября 2013 года по апрель 2015 года комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Ставропольского края, фактически отсутствовала.
При этом решение министерства N 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ также вынесено в апреле 2105 года.
Таким образом, выводы судов о том, что у общества фактически отсутствовала возможность согласования спорного проекта разработки и рекультивации, является обоснованным.
При вынесении судебных актов судами также учтено, что 27.03.2015 общество обратилось в министерство с заявлением о рассмотрении и согласовании проектно-технической документации на разработку и рекультивацию спорного участка с приложением соответствующего пакета документов.
В связи с отсутствием по состоянию на 23.03.2015 утвержденного в установленном законодательством порядке технического проекта разработки и рекультивации спорного участка министерством в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 09.04.2015 N 33 и выдано предписание от 09.04.2015 N 27 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования. Согласно указанному предписанию обществу необходимо в срок до 09.10.2015 разработать и утвердить в установленном порядке технический проект.
Таким образом, в данном случае решение министерства от 24.04.2015 N 151 о досрочном прекращении права пользования обществом недрами по лицензии фактически принято в период действия предписания, срок исполнения которого установлен до 09.10.2015, то есть на момент вынесения данного решения еще не истек.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 24.04.2015 N 151.
Относительно привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса суды указали следующее.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суды установили, что в связи с отсутствием у общества по состоянию на 23.03.2015 утвержденного в установленном законодательством порядке технического проекта разработки и рекультивации спорного участка, и, как следствие, осуществлением обществом пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, министерством в отношении общества также вынесено постановление от 16.04.2015 N 35 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 450 тысяч рублей штрафа.
Вместе с тем, поскольку судебные инстанции пришли к выводу о том, что у заявителя не имелось возможности согласования соответствующей документации в установленный срок (в том числе ввиду отсутствия комиссии), то основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В соответствии со статьей 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда кассационной инстанции от 18.12.2018 исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2018 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А63-7459/2015 приостанавливалось до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку жалоба рассмотрена 13.02.2019 (дата объявления резолютивной части постановления), необходимость в приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов по данному делу устранена.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А63-7459/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2018 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А63-7459/2015, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2018 по делу N А63-7459/2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.