г. Краснодар |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А53-14526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" (ИНН 6165104771, ОГРН 1036165004798), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальный ресурс" (ИНН 6163147522, ОГРН 1166196079477), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-14526/2018, установил следующее.
ООО "Производственно-коммерческая фирма "Юг-ТТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным приказа о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 23.03.2018 N 306-Л; обязании инспекции исключить из реестра лицензий Ростовской области сведения в отношении многоквартирного дома N 20/1 по ул. Тимошенко в г. Ростове-на-Дону, внесенные на основании решения общего собрания собственников помещений указанного дома, оформленного протоколом от 20.12.2017 N 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальный ресурс" (далее - ООО УК "Жилкомресурс").
Решением от 20.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2018, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общества, указав, что оспариваемый приказ инспекции является законным и обоснованным, принятым в пределах предоставленных инспекции полномочий.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности. При оформлении перехода спорного многоквартирного дома из управления общества в управление ООО УК "Жилкомресурс" допущены нарушения действующего законодательства, регулирующего данный переход, порядок отражения соответствующей информации и уведомления инспекции об изменениях сведений об управлении спорного многоквартирного дома.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06.02.2018 ООО УК "Жилкомресурс" обратилось в инспекцию с заявлением N 37/425 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 20/1 по ул. Тимошенко в г. Ростове-на-Дону (далее - спорный многоквартирный дом).
К заявлению ООО УК "Жилкомресурс" представлена копия протокола от 20.12.2017 общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 повестки дня собрания собственников спорного многоквартирного дома на рассмотрение поставлены следующие вопросы: принятие решения о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией (ООО ПКФ "ЮГ-ТТ"); принятие решения о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Жилкомресурс"; утверждение тарифов за содержание и ремонт общего имущества. По вопросу N 2 повестки общим собранием собственников помещений принято решение о расторжении договора управления с обществом в связи с неисполнением обязательств по договору ("за" проголосовало 100%). По вопросу N 3 повестки принято решение о выборе для управления многоквартирным домом управляющей организации ООО УК "Жилкомресурс" с 01.01.2018 ("за" проголосовало 100%). По вопросу N 5 принято решение об утверждении тарифов ООО УК "Жилкомресурс" за содержание и ремонт общего имущества ("за" проголосовало 100%).
ООО УК "Жилкомресурс" представило копии договора управления спорным многоквартирным домом от 01.01.2017, заключенного ООО УК "Жилкомресурс" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома.
Инспекция провела проверку заявления ООО УК "Жилкомсервис" и прилагаемых к нему документов, по результатам которой составила заключение от 20.02.2018 N 118-3, согласно которому заявление и представленные ООО УК "Жилкомресурс" документы соответствуют пунктам 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок); сведения, содержащиеся в заявлении и ООО УК "Жилкомресурс", являются достоверными; сведения, представленные ООО УК "Жилкомресурс", противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, поскольку реестр лицензий Ростовской области содержит информацию об управлении ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" спорным многоквартирным домом; информация о наличии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление спорным многоквартирным домом в инспекции отсутствует; информация, указанная в заявлении, размещена ООО УК "Жилкомресурс" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Должностным лицом инспекции в заключении от 20.02.2018 N 118-3 предложено приостановить рассмотрение заявления ООО УК "Жилкомресурс" о внесении изменения в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления спорным многоквартирным домом по основанию наличия сведений в реестре лицензий Ростовской области информации об управлении указанным домом ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" на 20 рабочих дней, - до 23.03.2018.
Для принятия решения в отношении каждого лицензиата инспекция запросила у ООО УК "Жилкомресурс" и ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" необходимые документы.
У общества запрошены следующие документы: протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении, по вопросу выбора управляющей организации и (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решений собственников помещений); договор управления, заключенный лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копию договора управления, подписанного обществом, технический паспорт многоквартирного дома.
У ООО УК "Жилкомресурс" инспекцией запрошены следующие документы: уведомление о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией; акта приёма-передачи технической документации; технического паспорта многоквартирного дома; договоров, заключенных между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями.
По факту получения от ООО УК "Жилкомресурс" запрошенных документов, инспекция приняла приказ от 23.03.2017 N 118-Л, которым внесла изменения в реестр лицензий в отношении спорного многоквартирного дома.
Полагая, что оспариваемый приказ инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определён победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключённого лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора: в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В силу пункта 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Судебные инстанции установили отсутствие доказательств осуществления обществом управления спорным многоквартирным домом после 01.01.2018. Общество не оспорило решение общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 20.12.2017, не инициировало судебное разбирательство по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление данным многоквартирным домом. Доказательства обратного общество не представило.
Судебные инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, сделали вывод о том, что на дату рассмотрения инспекцией заявления ООО УК "Жилкомресурс", указанная организация обеспечила соблюдение требований части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 5 Порядка.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Порядка при рассмотрении заявления ответственным специалистом проводится проверка на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, проверке подлежит именно факт наличия либо отсутствия в ГИС "ЖКХ" сведений о заключении/расторжении/прекращении договора управления, а не соблюдение срока направления (размещения) таких сведений.
Суды обоснованно не приняли довод общества о несоблюдении собственниками помещений спорного многоквартирного дома срока, установленного пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Обстоятельства направления инспекции уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения не влияют на оценку законности оспариваемого приказа, поскольку положениями Порядка N 938/пр возможность принятия решения о внесении изменении в реестр лицензий не обусловлена соблюдением лицензиатом порядка и сроков направления организации, ранее управлявшей таким домом, и в орган государственного жилищного надзора указанной информации.
Расторжение договора управления на основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (в данном случае - частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пункт 18 Правил N 416 (Раздел V "Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования") не определяет даты прекращения действия договора управления и не устанавливает правила о том, что в случае несоблюдения 5 дневного срока договор не считается расторгнутым либо, что собственниками помещений принятое решение о расторжении договора управления впоследствии не может быть реализовано (за истечением этого срока).
Пятидневный срок, предусмотренный пунктом 18 Правил N 416, устанавливает не срок реализации решения общего собрания собственников помещений о расторжении договора управления, а определяет порядок и сроки осуществления действий сторон (собственников, "старой" управляющей компании, "вновь" выбранной управляющей компании), связанных с передачей технической документации на многоквартирный дом при принятии решения о досрочном расторжении договора управления.
Пунктом 24 Правил N 416 установлено, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
При несоблюдении управляющей организацией срока размещения в ГИС ЖКХ сведений о заключении договора управления многоквартирным домом, предусмотренного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, при направлении собственниками помещений уведомления о принятом общим собранием решении о расторжении договора управления не в течение пяти дней, правовым последствием для таких лиц является более поздняя дата начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом той управляющей организацией, которая выбрана общим собранием собственников помещений (с учетом положений части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый приказ инспекции от 23.03.2018 N 306-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Документально данный вывод общество не опровергло.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А53-14526/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При несоблюдении управляющей организацией срока размещения в ГИС ЖКХ сведений о заключении договора управления многоквартирным домом, предусмотренного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, при направлении собственниками помещений уведомления о принятом общим собранием решении о расторжении договора управления не в течение пяти дней, правовым последствием для таких лиц является более поздняя дата начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом той управляющей организацией, которая выбрана общим собранием собственников помещений (с учетом положений части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый приказ инспекции от 23.03.2018 N 306-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Документально данный вывод общество не опровергло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф08-11417/18 по делу N А53-14526/2018