г. Краснодар |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А32-22676/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) - Щёголева Д.В. (доверенность от 27.12.2017), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) - Кузнецовой И.Ю. (доверенность от 27.12.2018), в отсутствие ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц: администрации г. Сочи, управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2018 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-22676/2014, установил следующее.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство финансов) о взыскании 22 910 852 рублей убытков в связи с изъятием для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое" (проектные и изыскательские работы, строительство) и прекращением права аренды на земельный участок площадью 1710 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402013:30, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 127 (возле железнодорожного вокзала "Адлер"), исходя из минимальной площади земельного участка (1745 кв. м), необходимой для использования (эксплуатации) АЗС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Сочи (далее - администрация), управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - министерство строительства), Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - министерство курортов) и Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (далее - агентство).
Решением от 15.01.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 14.10.2018, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Российской Федерации в лице министерства финансов не является надлежащим ответчиком по делу. Ранее лицом, обеспечивающим возмещение ущерба, причиненного изъятием земельных участков при проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи, являлось ГК "Олимпстрой", однако данная корпорация ликвидирована. В настоящее время надлежащий правопреемник ГК "Олимпстрой" не определен. ОАО "РЖД" не является выгодоприобретателем и причинителем ущерба, образовавшегося у общества в результате изъятия для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:30. В рамках дела N А32-28631/2012 для федеральных нужд путем выкупа изъято здание операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 127 (возле ж/д вокзала "Адлер"), принадлежащее на праве собственности обществу, посредством перечисления обществу на банковский счет 1 937 402 рублей 89 копеек компенсации. Основания для компенсации убытков, вызванных изъятием земельного участка, отсутствуют, поскольку договор от 09.02.2006 аренды земельного участка и дополнительные соглашения к нему в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:30, являются ничтожными сделками. Ввиду того, что на участке расположено только здание операторской площадью 121 кв. м, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не вступил во владение спорным земельным участком в полном объеме (земельный участок фактически не выбывал из публичной собственности). Приобретая в федеральную собственность спорный земельный участок, Российская Федерация не могла нанести и не нанесла какой-либо ущерб истцу.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дел N А32-30249/2012, А32-28631/2012 и А32-19888/2013 вопрос о выплате обществу компенсации за изъятие земельного участка не урегулирован. Решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30 выбыл из фактического владения Российской Федерации, поскольку на нем расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу. Согласно заключению от 25.09.2017 N 011/СЭ-2017 минимальная площадь земельного участка, необходимая для обслуживания (эксплуатации) имущественного комплекса АЗС составляет 1745 кв. м, размер убытков, связанный с изъятием и прекращением права аренды истца на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30 составляет 22 910 852 рубля. Обязанность по возмещению убытков возложена на Российскую Федерацию в лице министерства финансов. Суд первой инстанции ошибочно указал, что на спорном земельном участке расположено только здание операторской АЗС площадью 121 кв. м. Согласно данным бухгалтерской и технической документации на спорном участке были также размещены иные строения и сооружения, для обслуживания которых необходим земельный участок площадью 1745 кв. м. АЗС является сложной вещью, состоящей из главной вещи (объектов недвижимости) и принадлежностей (места для хранения, выдачи, отпуска и учета нефтепродуктов).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "РЖД" указал на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "АЗС "Завокзальная"" на праве собственности принадлежало здание операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402013:30, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 127 (возле ж/д вокзала "Адлер"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2006.
13 апреля 2012 года глава администрации (губернатор) Краснодарского края принял распоряжение N 295-р "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения". Согласно пункту 1 указанного распоряжения земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30 подлежит изъятию путем прекращения права аренды, а иные объекты недвижимости, расположенные на нем, подлежат изъятию в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная автомобильная и железная дороги Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
19 апреля 2012 года в адрес ООО "АЗС "Завокзальная"" направлено уведомление N 81-4182/12-05 об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В связи с предстоящим изъятием указанных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения департамент подготовил проект соглашения, который получен ответчиком 17.08.2012. Согласно данному проекту соглашения ООО "АЗС "Завокзальная"" обязано передать в собственность Российской Федерации здания операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м, расположенные по адресу:
г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 127 (возле ж/д вокзала "Адлер"), а департамент - принять данное имущество в федеральную собственность. ГК "Олимпстрой" обязано перечислить на банковский счет ООО "АЗС "Завокзальная"" 1 797 643 рубля рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и 139 759 рублей 89 копеек убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2012 по делу N А32-23444/2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2013, в удовлетворении исковых требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании отсутствующим обременения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30, в виде аренды в пользу ООО "АЗС "Завокзальная"" путем погашения в реестре записи о государственной регистрации от 21.09.2011 N 23-23/008/2006-464 отказано. Суды пришли к выводу о недействительности (ничтожности) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:30 и дополнительных соглашений к нему ввиду отсутствия у администрации на момент его заключения полномочий на распоряжение федеральной собственностью. Истец признан лицом, право которого не может быть защищено избранным способом судебной защиты в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402013:30 объекта недвижимости, принадлежащего ответчику на праве собственности. Суд апелляционной инстанции указал на пропуск срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик до вынесения решения.
ООО "АЗС "Завокзальная"" реорганизовано в форме присоединения к обществу.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А32-28631/2012 суд изъял для федеральных нужд путем выкупа здание операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м (литера А), расположенные по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 127 (возле ж/д вокзала "Адлер") и принадлежащие на праве собственности обществу, посредством перечисления Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта обществу 1 937 402 рублей 89 копеек компенсации. Судом прекращено право собственности общества на здание операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м (литера А). На общество возложена обязанность освободить указанные объекты. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30 включен в границы территории для размещения второго этапа "Реконструкция существующего вокзала ст. Адлер с сооружением нового пассажирского пригородного терминала и адаптация к использованию лицами с ограниченными возможностями" олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусмотренного пунктом 32 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991. Ответственным исполнителем по данному пункту являлась железная дорога.
11 октября 2013 года общество направило ГК "Олимпстрой" письмо N 04-8022 "О выплате компенсации за изъятие объектов недвижимого имуществ и земельного участка", в котором истец просил произвести расчет суммы компенсации, подлежащей выплате, исходя из минимальной площади земельного участка, занятого зданием АЗС и необходимым для его использования. Письмо получено ГК "Олимпстрой" 16.11.2013.
11 октября 2013 года общество направило в департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года письмо N 04-8023 "О произведении расчета и выплате компенсации за изъятие земельного участка". Письмо получено департаментом 16.10.2013.
На данное письмо департамент предоставил ответ, в котором указал, что вступившими в законную силу судебными актами договор от 09.02.2006 N 4900003763 аренды земельного участка признан недействительной (ничтожной) сделкой в связи с чем у департамента отсутствуют основания для подготовки соглашения о выплате компенсации за изъятие земельного участка.
Общество, полагая, что в результате изъятия земельного участка вправе претендовать на компенсацию, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из содержания норм статей 15, 393 и 1064 Гражданского кодекса следует, что для взыскания убытков истец должен доказать наличие: факта нарушения его прав, противоправность поведения лица, нарушившего права потерпевшего, факт причинения убытков, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Ущерб, о возмещении которого заявило общество в рамках настоящего дела, связан с последствиями изъятия для федеральных нужд (в целях размещения олимпийских объектов федерального значения) объекта недвижимости. Следовательно, к спорным отношениям, помимо норм Гражданского кодекса, подлежат применению положения Закона N 310-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях организации и проведения Олимпийских (Паралимпийских) игр урегулированы в статье 15 Закона N 310-ФЗ.
В данной статье предусмотрено, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов (пункт 2 части 1);
в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в частной собственности их изъятие является основанием одновременного прекращения таких прав (часть 3); решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края (пункт 2 части 6, часть 16); для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, администрация Краснодарского края совместно с государственной корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием (часть 21); размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, включается в качестве обязательного условия в соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и не может превышать размер, определенный в отчете об оценке (пункт 2 части 25, часть 26).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Кодекса).
Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом и противоречит общеправовому принципу определенности, а также упоминаемым в актах Конституционного Суда Российской Федерации принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А32-28631/2012 и А32-23444/2012, судебные инстанции установили отсутствие у общества права на получение компенсации (взыскания убытков) за земельный участок площадью 1710 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402013:30, на котором ранее находилось здание операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м (литера А). При этом суд первой инстанции отметил, что договор от 09.02.2006 аренды указанного земельного участка и дополнительные соглашения к нему являются ничтожными сделками, а право на компенсацию за изъятие здания операторской и АЗС реализовано обществом в рамках дела N А32-28631/2012. Принимая во внимание отсутствие в настоящее время на спорном земельном участке объектов недвижимости истца, а также ничтожность договора аренды и дополнительных соглашений к нему в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:30, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402013:30 выбыл из фактического владения Российской Федерации, поскольку на нем расположен объект недвижимости (здания операторской и АЗС), принадлежащий обществу, отклоняется судом округа. Судом установлено, что договор аренды, на основании которого общество разместило на спорном участке свое имущество, в рамках рассмотрения дела N А32-23444/2012 признан недействительной (ничтожной) сделкой (у администрации г. Сочи отсутствовали полномочия на предоставление земельного участка в аренду по причине его принадлежности на праве собственности Российской Федерации), что не породило у общества права на законность использования спорного участка. Констатацией факта ничтожности договора аренды земельного участка создаются условия для оценки возведенных на участке объектов в качестве самовольных построек (статья 222 Гражданского кодекса).
Ссылка общества на то, что согласно данным бухгалтерской и технической документации на спорном участке были также размещены иные строения и сооружения, для обслуживания которых необходим земельный участок площадью 1745 кв. м; АЗС является сложной вещью, состоящей из главной вещи (объектов недвижимости) и принадлежностей (места для хранения, выдачи, отпуска и учета нефтепродуктов), не принимается судом округа, поскольку в рамках рассмотрения дела N А32-28631/2012 установлено право общества только на компенсацию за изъятие здания операторской и АЗС площадью 121,3 кв. м.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и не опровергают выводы судов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 15.01.2018 и апелляционного постановления от 14.10.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2018 по делу N А32-22676/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.