г. Краснодар |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А32-46208/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Бондаренко Николая Юрьевича - Мартемьяновой А.М. (доверенность от 08.02.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края - Зуб Т.В. (доверенность от 26.09.2018), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования Крыловского района, третьего лица - управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-46208/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бондаренко Н.Ю. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края (далее - администрация поселения) и администрации муниципального образования Крыловского района (далее - администрация района) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в уклонении от заключения договоров аренды в отношении земельного участка площадью 155 662 кв. м с кадастровым номером 23:14:0511006:218, земельного участка площадью 233 997 кв. м с кадастровым номером 23:14:0511006:217, земельного участка площадью 110 950 кв. м с кадастровым номером 23:14:0511006:215, земельного участка площадью 73 576 кв. м с кадастровым номером 23:14:0511000:1512, земельного участка площадью 150 089 кв. м с кадастровым номером 23:14:0511002:94;
- возложить на администрацию поселения обязанность совершить действия по заключению договоров аренды в отношении указанных земельных участков, а именно подготовить и направить в адрес предпринимателя подписанные администрацией поселения договоры аренды названных земельных участков и представить документы, необходимые для государственной регистрации договоров в регистрирующем органе;
- признать недействительными распоряжения администрации поселения от 19.12.2016 N 383-р - 394-р об отмене распоряжений о заключении договоров аренды;
- признать недействительными решения администрации поселения о расторжении договора аренды от 26.10.2016 N 4 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511002:98), договора аренды от 26.10.2016 N 5 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511006:210), договора аренды от 26.10.2016 N 6 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511000:1511), договора аренды от 26.10.2016 N 7 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511002:96), договора аренды от 26.10.2016 N 8 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511007:39), договора аренды от 26.10.2016 N 10 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511000:1513), договора аренды от 26.10.2016 N 11 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511006:214) и договора аренды от 26.10.2016 N 12 (земельный участок с кадастровым номером 23:14:0511002:97);
- возложить на администрацию поселения обязанность совершить действия по государственной регистрации договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:210, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511002:96, 23:14:0511007:39, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511006:214, 23:14:0511002:97 и предоставить документы, необходимые для государственной регистрации договоров аренды в регистрирующий орган.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением от 29.06.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 17.10.2018, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель, в числе дополнительных видов деятельности которого значится выращивание сельскохозяйственной продукции, вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка в особом порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в указанных в опубликованном сообщении целях. Администрация поселения нарушила порядок расторжения договоров аренды (доказательства расторжения договоров по основаниям и в порядке, предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), администрация не представила). Администрация поселения является органом, которое обладает полномочиями по распоряжению спорными земельными участками (решения о предоставлении участка в аренду обществу приняты администрацией поселения).
В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что предприниматель не относится к кругу лиц, которые имеют право на получение в аренду земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса, даже если он осуществляет сельскохозяйственную деятельность. Отменив распоряжения о заключении договоров аренды, администрация поселения выполняла протест прокурора. На момент рассмотрения спора земельные участки не прошли государственный кадастровый учет, то есть не существуют в натуре. Таким образом, решение суда не исполнимо. Администрация поселения не является уполномоченным органом по распоряжению спорными земельными участками.
В судебном заседании представитель администрации поселения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель предпринимателя указал на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в марте 2016 года предприниматель обратился в администрацию поселения с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных относительно ЗАО "Агрофирма "Павловская"" по процедуре предварительного согласования, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса.
С учетом отсутствия проекта межевания территории, в границах которого предстояло образовать земельные участки, предприниматель в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса, обеспечил подготовку схемы расположения земельных участков в целях их образования для предоставления без проведения торгов.
Распоряжением администрации поселения от 16.03.2016 N 100-р утверждены границы, площади и схемы расположения двадцати одного земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием номеров кадастровых кварталов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса представил в администрацию поселения документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельных участков без проведения торгов.
На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369, с учетом суммарной площади участков и одного арендатора, в газете "Кубанские новости" от 22.03.2016 N 42 (6006), а также в сети "Интернет" (на официальном сайте администрации) размещено извещение о предоставлении земельных участков. В сообщениях указаны кадастровые номера земельных участков, а также срок принятия заявлений о приобретении земельных участков (в течение тридцати дней со дня опубликования настоящей информации).
В связи с отсутствием иных заявок, администрация поселения совершила действия, предусмотренные пунктами 5, 6 статьи 39.18 Земельного Кодекса.
Протоколами заседания комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков от 26.04.2016 N 6 и от 18.05.2016 N 7 приняты решения о предоставлении предпринимателю права на заключение договоров аренды сроком на 49 лет, а также рекомендовано предпринимателю сформировать земельный участок для заключения договоров аренды.
Предприниматель предпринял меры, направленные на формирование и постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:14:0511002:98, 23:14:0511006:210, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511002:96, 23:14:0511007:39, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511006:214, 23:14:0511002:97, 23:14:0511006:218, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:215, 23:14:0511000:1512 и 23:14:0511002:94.
На основании распоряжений администрации поселения от 26.10.2016 N 304-р - 312-р с предпринимателем заключены договоры аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:14:0511002:98, 23:14:0511000:1511, 23:14:0511006:210, 23:14:0511002:96, 23:14:0511007:39, 23:14:0511000:1513, 23:14:0511006:214, 23:14:0511002:97. Договоры подписаны сторонами, земельные участки переданы арендатору, документы сданы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
До регистрации права аренды администрация поселения в связи с поступившим протестом прокуратуры Крыловского района от 16.12.2016 приняла распоряжения от 19.12.2016 N 383-р - 394-р, которыми отменены распоряжения о предоставлении спорных участков и расторгнуты договоры аренды. Основанием для отмены распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду указана невозможность предоставления предпринимателю участков в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса.
Администрация поселения отозвала поданные в регистрирующий орган договоры в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:14:0511006:218, 23:14:0511006:217, 23:14:0511006:215, 23:14:0511000:1512 и 23:14:0511002:94.
Предприниматель, полагая, что действия администрации по отмене распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду и расторжению договоров являются незаконными, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу пунктов 1, 5 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктами 1, 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), пунктом 1 статьи 78, пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрена возможность предоставления фермерскому хозяйству для осуществления его деятельности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий в порядке, определенном Земельным кодексом. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Положениями главы V.1 Земельного кодекса допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса без проведения торгов в случаях его предоставления гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6). Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона, а его заявка соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом (пункт 6 статьи 39.6 данного Кодекса). Заявитель не допускается к участию в аукционе при подаче заявки лицом, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду. При признании аукциона несостоявшимся договор аренды может быть заключен с лицом, признанным единственным участником торгов или подавшим единственную заявку (пункты 1, 2, 8, 13, 14 статьи 39.12 Земельного кодекса). В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для названных целей. Правом на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе в этом случае обладают только граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства. При поступлении в установленный срок заявления только от одного из названных субъектов уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка, его подписание и направление заявителю, а при поступлении конкурирующих заявлений - принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды (пункты 1, 2, 4, 5, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции заключили, что законодатель ограничил круг участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Однако, названное ограничение не относится к гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Предприниматель, в числе дополнительных видов деятельности которого значатся выращивание сельскохозяйственной продукции, вправе претендовать на заключение договоров аренды спорных земельных участков в особом порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса, в указанных в опубликованном сообщении целях.
Вывод администрации поселения о том, что предприниматель не является лицом, имевшим право подавать заявку на участие в аукционе, отклоняется судом округа, поскольку не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 29.06.2018 и апелляционного постановления от 17.10.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А32-46208/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод администрации поселения о том, что предприниматель не является лицом, имевшим право подавать заявку на участие в аукционе, отклоняется судом округа, поскольку не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 29.06.2018 и апелляционного постановления от 17.10.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2019 г. N Ф08-11951/18 по делу N А32-46208/2016