г. Краснодар |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А32-16211/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Гайворонской К.А. (доверенность от 10.12.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (ИНН 2368001679, ОГРН 1102368001416), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-16211/2018, установил следующее.
ООО "Виктория" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, административный орган) от 05.04.2018 N 1.18/36-3/4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением от 12.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2018, суд удовлетворил заявленное обществом требование в части признания недействительным и отмены оспариваемого постановления министерства в части назначения административного наказания в размере 100 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части заявленного обществом требования суд отказал.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме или изменении оспариваемого постановления министерства в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение. Податель кассационной жалобы полагает, что наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения документально не подтверждено, при этом суды нарушили принцип презумпции невиновности и исключили обязанность административного органа доказывать событие административного правонарушения. Выявленные в ходе проверки нарушения не повлекли негативного воздействия на окружающую среду, что является основанием для применения к обществу наказания в виде предупреждения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство в период с 01.02.2018 по 08.02.2018 провело плановую выездную проверку общества на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой выявило осуществление обществом пользования недрами без проведения регулярного наблюдения за уровнем подземных вод (конструкция скважин не предусматривает возможность проведения замера уровня воды, персонал не обеспечен необходимым приборами для производства измерения уровня воды в скважинах); по состоянию на 08.02.2018 при пользования недрами общество не разработало и не согласовало схему водопотребления и водоотведения в установленном порядке; общество не организовало надлежащим образом учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из подземного водного объекта по формам 1.1 - 1.2 приложения к Порядку ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205; непредоставление обществом ежеквартально в установленный срок в Кубанское бассейновое водное управление отчетов по форме 3.1 "Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; непредоставление обществом в Министерство природных ресурсов Краснодарского края в срок не позднее 30.01.2018 информационного отчета за 2017 год о результатах мониторинга состояния недр и иных сведений, связанных с пользованием недрами и выполнением условий пользования недрами.
По факту выявленных нарушений министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и постановлением от 05.04.2018 N 1.18/36-3/4 привлекло его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление министерства является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Суды установили, что общество является владельцем лицензии на право пользования недрами КРД 80611 ВЭ от 31.03.2017 с целевым назначением - добыча подземных вод с целью питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, уровень добычи подземных вод установлен в объеме не более 93 куб. м/сутки.
Обеспечение водой на территории общества осуществляется за счет эксплуатации куста из 3-х водозаборных скважин N 30408, 27710/5, 78871, которыми ярусно в интервалах глубин 211 - 529 метров каптированы верхнеплиоценовый, кульяницкий, мэотический и верхнесарматский водоносные комплексы. Допустимый уровень понижения воды в скважинах N 30408, 27710/5 и 78871 - 60 метров.
Вода из скважины N 30408 используется на питьевое, хозяйственно-бытовое и производственное 8 водоснабжение, скважина N 78871 находится в резерве, скважина N 27710/5 в 2017 году не использовалась, на момент осмотра территории (01.02.2018) также не используется, от системы водоснабжения отключена.
Согласно пункту 4.1 статьи 4 договора об условиях пользования недрами для добычи подземных вод с целью питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности (приложение N 1, являющееся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами КРД 80611 ВЭ), владелец лицензии при пользовании участком недр обязан осуществлять эксплуатацию водозаборных скважин с применением современной технологии, обеспечивающей рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения и истощение, осуществлять необходимую водоподготовку, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного проведения работ.
На основании пункта 4.3 статьи 4 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ владелец лицензии разрабатывает и согласовывает схему водопотребления и водоотведения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 4.7 статьи 4 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ владелец лицензии обязан осуществлять учет водоотбора в журналах учета по формам, утвержденным приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", а также регулярные наблюдения за уровнем подземных вод.
В соответствии с пунктом 4.8 статьи 4 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ конструкция и устье скважины должны обеспечивать производство замеров уровня ц отбор проб на проведение химических анализов. Замеры водоотбора подземных вод должны производиться приборами, прошедшими метрологическую экспертизу.
Согласно пункту 7.1 статьи 7 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ владелец лицензии обязан ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным периодом, представлять Распорядителю недр следующие сведения, связанные с пользованием недрами: информационные отчеты о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении условий пользования недрами; сведения по платежам и налогам за пользование недрами; отчетность по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2009 года N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества"; сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а также акты ликвидации (консервации) скважин (при их наличии).
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 7 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ владелец лицензии обязан обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти иной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, о результатах своей деятельности на участке недр.
Исследовав и оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением законодательства в сфере недропользования, выразившимся в том, что общество при добыче подземных вод осуществляло пользование недрами с нарушением условий лицензии (пунктов 4.1, 4.3, 4.7, 4.8 статьи 4 и пункта 7.2 статьи 7 приложения N 1 к лицензии КРД 80611 ВЭ) на пользовании недрами от 31.03.2017 КРД 80611 ВЭ, руководствуясь положениями статей 2, 2.3, 11, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 2 - 4, 7, 14 Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, статьями 12, 30 Закона Краснодарского края от 10.10.1997 N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края", суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
При этом суды обоснованно исходили из того, что общество не представило доказательства пользования недрами с соблюдением условий выданной ему лицензии. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно отклонил довод общества со ссылкой на письмо от 13.02.2018 N 06-14/645, согласно которому Кубанское бассейновое водное управление рассмотрело и согласовало схему систем водопотребления и водоотведения ООО "Виктория", поскольку на момент проведения проверки (с 01.02.2018 по 08.02.018) такое согласование отсутствовало.
Суды учли, что наличие состава правонарушения в действиях общества по непредставлению ежеквартально в установленный срок в Кубанское бассейновое водное управление отчетов по форме 3.1 "Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов", а также непредставление Министерству природных ресурсов Краснодарского края в срок не позднее 30.01.2018 информационного отчета за 2017 год о результатах мониторинга состояния недр и иных сведений, представитель заявителя не отрицал, указав при этом на истечение двухмесячного срока давности для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, с учетом изменений, внесенных в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Федеральным законом от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса, составляет один год.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим пользование недрами, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение министерством порядка производства по делу об административном правонарушении. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 по делу N А32-16211/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что наличие состава правонарушения в действиях общества по непредставлению ежеквартально в установленный срок в Кубанское бассейновое водное управление отчетов по форме 3.1 "Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов", а также непредставление Министерству природных ресурсов Краснодарского края в срок не позднее 30.01.2018 информационного отчета за 2017 год о результатах мониторинга состояния недр и иных сведений, представитель заявителя не отрицал, указав при этом на истечение двухмесячного срока давности для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, с учетом изменений, внесенных в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Федеральным законом от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса, составляет один год.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим пользование недрами, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
...
Суды установили соблюдение министерством порядка производства по делу об административном правонарушении. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2019 г. N Ф08-231/19 по делу N А32-16211/2018