ККМ теперь нужна всем
Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) вступил в силу 28 июня 2003 г.
Одновременно утратил силу Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Рассматриваемый Закон, в отличие от прежнего, взамен понятия "контрольно-кассовые машины" (ККМ) вводит более емкое понятие "контрольно-кассовая техника" (ККТ), которое охватывает и применявшиеся ранее контрольно-кассовые машины.
Когда применяется ККТ
Если Закон 1993 г. указывал на то, что контрольно-кассовые машины (далее - ККМ) должны применяться при осуществлении расчетов с населением, то в Законе 2003 г. слово "население" мы не найдем.
Новый Закон признает необходимым применение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт без всяких оговорок, а значит, между всеми субъектами. В том числе ККТ требуется при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт между организациями, между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между предпринимателями.
То, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККМ при расчетах друг с другом в наличной форме не означает, что им следует отказаться от применения счетов-фактур.
Положение п.7 ст.168 НК РФ, освобождающее от применения счетов-фактур лицо, выдавшее покупателю кассовый чек, адресовано только тем, кто продает товары (выполняет работы, оказывает услуги) непосредственно населению. Расчеты между организациями и предпринимателями п.7 ст.168 НК РФ не затрагивает.
Поясним, что в целях применения Закона понимается под "наличными денежными расчетами" и под расчетами "с использованием платежных карт".
Определение понятия "наличные денежные расчеты" дано в ст.1 Закона. Согласно этому определению наличные денежные расчеты - это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Под средствами наличного платежа надо понимать наличные деньги, реальные денежные знаки, которые передаются одним субъектом другому за товары, работы, услуги.
На наш взгляд, безразлично, оплачиваются уже переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или те, которые будут переданы (выполнены, оказаны) после платежа. И в том, и в другом случае, если имеет место наличный платеж, необходимо применять ККМ.
Под платежными картами следует понимать банковские карты, эмитированные кредитными организациями - резидентами РФ, а также карты и предоплаченные финансовые продукты иностранных эмитентов (American Express, Diners Club, Visa Travel Money, VISA CASH, Mondex и т.п.).
Указанные карты и финансовые продукты позволяют производить оплату товаров (работ, услуг) и/или получение наличных денежных средств. Отсюда название - платежные карты.
Следует сказать, что ЦБ РФ рассматривает расчеты с использованием банковских карт как безналичные, за исключением операций получения наличных денежных средств посредством банкомата.
Несмотря на это в силу положений рассматриваемого Закона организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) и принимающие оплату за них банковской картой, обязаны применять ККТ.
Порядок применения ККТ
Остановимся на некоторых вопросах порядка применения ККТ.
Закон предъявляет к ККТ определенные требования, которые по своему содержанию не выходят за рамки требований, предусмотренных ранее Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745. Это Положение продолжает действовать.
Согласно ст.4 Закона ККТ должна:
а) быть зарегистрирована в налоговых органах;
б) быть исправна, опломбирована;
в) иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В соответствии с п.8 Положения неисправной считается ККТ, которая:
а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке обязательные реквизиты;
б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ней и ее фискальной (контрольной) памяти;
в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ней и ее фискальной (контрольной) памяти;
г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
д) применяет прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) к использованию с конкретной моделью ККМ.
Следует также руководствоваться Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных заместителем Министра финансов РФ 30 августа 1993 г. N 104. В указанных Типовых правилах, в частности, содержатся требования к опломбированию ККМ.
В числе требований к ККТ прямо не назван допуск модели ККМ к использованию в соответствии с Государственным реестром. Однако в п.1 ст.3 Закона это условие четко оговорено: при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт на территории РФ применяются модели, включенные в Государственный реестр.
Вместе с тем Закон дает существенную поблажку в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей.
Если это произошло, то дальнейшая эксплуатация исключенных из реестра моделей ККМ может продолжаться до истечения нормативного срока амортизации.
Наличие фискальной памяти - важнейшее условие применения ККМ. Однако до настоящего времени допускались к применению ККМ без фискальной памяти. Закон не допускает дальнейшее применение таких ККМ, но со следующей оговоркой: применение ККТ без фискальной памяти станет незаконным только через шесть месяцев после вступления Закона в силу, т.е. после 28 декабря 2003 года (п.2 ст.10 Закона).
В соответствии с абз.6 ст.5 Закона введение в фискальную память ККТ информации и замена накопителей фискальной памяти осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими ККТ, с участием представителей налоговых органов.
Однако Порядок замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин (утвержден решением ГМЭК по контрольно-кассовым машинам, Протокол от 11 октября 2000 г. N 4/58-2000) предусматривает, что замена фискальной памяти ККМ проводится на основании разрешения налогового органа, в котором ККМ находится на учете.
Для получения такого разрешения пользователь обращался в налоговый орган с заявлением о замене фискальной памяти ККМ, к которому прилагалось заключение центра технического обслуживания. Разрешение выдавалось после прочтения и документального оформления по форме полного фискального отчета содержимого накопителя фискальной памяти ККМ. Сотрудники налоговой инспекции при замене фискальной памяти непосредственно не присутствовали.
Закон, как видим, меняет этот порядок и требует участия представителей налоговых органов при замене накопителей фискальной памяти. Одного лишь разрешения налогового органа на это по Закону теперь недостаточно.
В абзаце 6 ст.5 Закона оговаривается порядок введения в фискальную память информации и замены фискальной памяти при "первичной регистрации или перерегистрации".
Однако что представляет собой первичная регистрация и перерегистрация, Закон не поясняет. Если с первичной регистрацией более-менее ясно (первичная - при приобретении ККМ), то с перерегистрацией сложнее. Сам Закон не указывает, в каких случаях производится перерегистрация ККТ. Нет исчерпывающего перечня таких случаев и в действующих подзаконных актах. Некоторые из них, правда, указывали на необходимость перерегистрации в отдельных случаях, например при адаптации ККМ к новому масштабу цен в 1997 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 17.11.97 N ВК-6-16/799). Но этого явно недостаточно, поскольку в настоящее время тех обстоятельств, с которыми связывалась перерегистрация ККМ, нет.
Когда не применяется ККТ
Перечень случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе реализовывать населению товары, работы и услуги без контрольно-кассовой техники, установлен самим Законом (ст.2), и, следовательно, теперь этот перечень не может быть ограничен ни органами исполнительной власти России, ни региональными органами власти.
Что же касается самого перечня, приведенного в ст.2 Закона, то он практически полностью воспроизводит тот, который был утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745. В Законе даже нашел отражение тот пункт перечня, который Определением Верховного Суда РФ от 19.12.02 N КАС 02-624 был признан противоречащим федеральному законодательству, а именно пункт о приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.
Согласно п.2 ст.2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Полномочия по установлению порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядка их учета, хранения и уничтожения сохраняются за Правительством РФ.
Таким образом, бланки строгой отчетности будут продолжать действовать и в ограниченных случаях их применение освобождает от обязанности применять ККМ (но только при расчетах с населением).
Перечень, приведенный в ст.2 Закона, не содержит такого основания для осуществления расчетов без применения ККТ, как зарегистрированное отключение электроэнергии (как ранее было предусмотрено п.6 Перечня отдельных категорий организаций..., утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917)).
Следовательно, новый Закон фактически не разрешает вести торговлю или совершать иные операции, связанные с наличными расчетами во время отключения электроэнергии, без применения ККТ.
За неприменение ККМ в этих случаях грозит административный штраф.
А. Кузнецов,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 2 (8), август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16