г. Краснодар |
|
26 февраля 2019 г. |
Дело N А53-11541/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Август" (ИНН 6161052674, ОГРН 1086161001981) - Хренкова А.С. (доверенность от 23.04.2018), от заинтересованного лица - Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164078938, ОГРН 1026103294403) - Поляковой А.К. (доверенность от 29.12.2018) и Тамразяна Н.А. (доверенность от 01.02.2019, от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (ИНН 6161005900, ОГРН 1026102902363) - Павленко А.А. (доверенность от 09.01.2019), Администрации г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743) - Янина В.В. (доверенность от 13.11.2018), в отсутствие Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ростову-на-Дону (ИНН 6164046076, ОГРН 1026103266530), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" и Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-11541/2018, установил следующее.
ООО "Август" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о признании незаконными действий по согласованию с ООО "Торговая фирма "Донские зори" технических условий на переустройство светофорного объекта и изменение схемы организации дорожного движения по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Торговая фирма "Донские зори", Администрация г. Ростова-на-Дону и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ростову-на-Дону.
Решением от 26.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2018, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые действия департамента являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В кассационных жалобах департамент, ООО "Торговая фирма "Донские зори" и Администрация г. Ростова-на-Дону просят отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Департамент, ООО "Торговая фирма "Донские зори" и Администрация г. Ростова-на-Дону указывают, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Суд произвел проверку целесообразности оспариваемых действий департамента, что не входит в его компетенцию и предмет судебного контроля. Настоящий спор разрешен в интересах арендаторов торгового центра "Вавилон", а не в интересах неопределенного круга лиц, на защиту которых направлены положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ); решение о переносе светофорного объекта принято департаментом исходя из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Сведения об аварийности на спорном участке, требуют принятия мер по ее снижению. Ссылки судов на судебные акты по делу N А53-22091/2011 не могут быть приняты во внимание, поскольку трафик общественного транспорта на прилежащей к спорному участку автодороги увеличился.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные. Общество указывает, что оспариваемые действия департамента, направленные на переустройство существующей схемы организации дорожного движения на спорном участке автодороги, ведут к ухудшению дорожной ситуации на спорном участке, создают неудобства для пешеходов, входят в противоречие с судебными актами по делу N А53-22091/2011 и не направлены на повышение безопасности дорожного движения или увеличение пропускной способности спорного участка автодороги.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент в 2011 году изменил схему организации дорожного движения на кольцевом пересечении пр. Космонавтов - ул. Волкова в г. Ростов-на-Дону (далее - спорный участок автодороги) путем переноса располагавшихся до кольцевого пересечения пешеходных переходов через пр. Космонавтов и через ул. Волкова. На основании указанной схемы организовано движение "кольцо - главная дорога", отнесены светофорные объекты, прилегающие к кольцевому пересечению, перенесены пешеходные переходы, установлены пешеходные ограждения. Изменение схемы организации дорожного движения на указанном участке обусловлено необходимостью увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, увеличения безопасности дорожного движения на кольцевом пересечении и скорости транспортного сообщения по пр. Космонавтов и ул. Волкова. Перенос пешеходных переходов на безопасное расстояние от кольцевого пересечения произведен с целью недопущения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном месте и снижения риска дорожно-транспортных происшествий.
Необходимость изменения схемы движения и проведения вышеназванных мероприятий на спорном участке автодороги подтверждена справкой-анализом Госавтоинспекции ГУ МВД по Ростовской области об оперативной обстановке в г. Ростове-на-Дону за 12 месяцев 2010 и 2011 годов, сведениями ГИБДД о состоянии аварийности с участием пешеходов в зоне регулируемых перекрестков.
Полагая, что указанное изменение схемы организации движения нарушает его права, ООО "Торговая фирма "Донские зори" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту о признании незаконными действий по изменению схемы организации дорожного движения на спорном участке автодороги в части ликвидации располагавшихся до кольцевого пересечения пешеходных переходов через пр. Космонавтов и через ул. Волкова; обязании совершить действия по восстановлению указанных пешеходных переходов.
Законность действий департамента по изменению схемы организации дорожного движения на спорном участке автодороги в части ликвидации располагавшихся на кольцевом пересечении пешеходных переходов через пр. Космонавтов и через ул. Волкова проверена в судебном порядке в рамках дела N А53-22091/2011. Судебными актами по делу N А53-22091/2011 установлено, что изменение схемы организации движения путем переноса пешеходных переходов преследовало цель упорядочения движения транспорта и обусловлено большим его потоком и малой пропускной способностью проезжей части, направлено на безопасное равномерное прохождение транспортного потока, в связи с чем, суд отказал в удовлетворении заявленных ООО "Торговая фирма "Донские зори" требований.
Как видно из материалов дела, на основании договора от 01.06.2017 N ИП90-17 на разработку схемы дислокации средств организации дорожного движения на спорном участке автодороги в районе "Северного рынка" г. Ростова-на-Дону, ИП Прихоженко А.Ю. изготовил проектную документацию "отчет о моделировании транспортных и пешеходных потоков".
23 октября 2017 года ООО "Торговая фирма "Донские зори" обратилось в департамент с письмом N 119 о выдаче технических условий на переустройство светофорного объекта по пр. Космонавтов в районе остановки общественного транспорта "Северный рынок" в соответствии с ранее представленной схемой вариант N 1.
Департамент письмом от 01.11.2017 N АД-1863/5 сообщил ООО "Торговая фирма "Донские зори", что светосигнальное оборудование на существующем светофорном объекте по пр. Космонавтов, 2/2 с учётом даты установки (2008 год) имеет повреждения, в том числе нарушена целостность корпусов (транспортные светофоры - ламповые), имеется коррозия металлоконструкции, пешеходные светофоры имеют многочисленные ремонты, что является основанием для переустройства светофорного объекта и выданы технические условия на переустройство светофорного объекта на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2.
Письмом от 08.02.2018 N 12 ООО "Торговая фирма "Донские зори" сообщило департаменту об установке светофорного объекта согласно выданным техническим условиям (письмо от 01.11.2017 N АД-1763/5).
Должностные лица департамента провели натурный осмотр установленного по адресу: пр. Космонавтов, "Северный рынок" светофорного объекта. Заключением от 12.02.2018 N АД-309/5 департамент уведомил ООО "Торговая фирма "Донские зори" о соответствии оборудования светофорного объекта требованиям государственных стандартов и необходимости ООО "Торговая фирма "Донские зори" провести работы, в том числе по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки.
Письмом от 05.02.2018 N 22 общество обратилось в департамент с запросом о предоставлении информации о переустройстве светофорного объекта по адресу: пр. Космонавтов, 2/2, г. Ростов-на-Дону.
Департамент проинформировал общество о том, что ООО "Торговая фирма "Донские зори" выданы технические условия на переустройство светофорного объекта на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону по адресу: г. Ростов-наДону, пр. Космонавтов, 2/2.
Полагая, что оспариваемые действия департамента являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, сделали правильный вывод о том, что заявленное обществом требование подлежит удовлетворению. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах уличнодорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 21 Закона N 196-ФЗ установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (часть 2 статьи 21 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с Положением о департаменте, утверждённом решением Ростовской-на-Дону Городской думы от 21.06.2011 N 138 (далее - Положение о департаменте), департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами департамента, в том числе, являются осуществление управленческих и иных функций в области строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения в городе Ростове-на-Дону (пункта 2.1 Положения о департаменте).
К функциям Департамента относится организация разработок схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, эксплуатации технических средств организации дорожного движения, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог (пункт 2.3.26 Положения о департаменте).
Согласно Программе социально-экономического развития города на 2009 - 2012 годы, принятой решением городской Думы от 24.02.2009 N 519 основной целью развития дорожно-транспортной инфраструктуры является обеспечение устойчивого функционирования транспорта, в том числе, за счет увеличения пропускной способности перегруженных участков.
Аналогичное положение предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой приказом Минтранса России от 12.05.2005 N 45.
Судебные инстанции установили, что спорном участке автодороги имеется действующий светофорный объект, установленный в 2011 году в соответствии со схемой организации дорожного движения на кольцевом пересечении по пр. Космонавтов и ул. Волкова в результате изменения схемы организации дорожного движения, а именно: было организовано движение "кольцо-главная дорога", светофорные объекты, прилегающие к кольцевому пересечению отнесены дальше от кольца, перенесены пешеходные переходы, установлены пешеходные ограждения. Изменение схемы организации дорожного движения на указанном участке дороги Департамент обусловил необходимостью увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, увеличения безопасности дорожного движения на кольцевом пересечении и скорости транспортного сообщения по пр. Космонавтов и ул. Волкова.
Перенос пешеходных переходов на безопасное расстояние от кольцевого пересечения был произведен с целью недопущения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном месте и снижения риска дорожно-транспортных происшествий. Действия по изменению схемы дорожного движения на спорном участке, осуществлялись департаментом в соответствии с программой "Повышение безопасности дорожного движения и пропускной способности на кольцевых пересечениях в г. Ростове-на-Дону", утверждённой директором департамента 11.02.2010, которая учитывала характер пешеходного движения, пешеходные переходы проезжей части максимально приближены к местам притяжения в соответствии с потребностью жителей микрорайона (остановки общественного транспорта, школьных и дошкольных учреждений, медицинских учреждений, рынков, магазинов).
Оборудование пешеходного перехода в соответствии с названными действия департамента в 2011 году привело к тому, что количество домов, находящихся в пешеходной доступности, увеличилось, а пассажиры при выходе из общественного транспорта могли сразу перейти проезжую часть по пешеходному переходу.
Указанные обстоятельства, установлены судами при рассмотрении дела N А53-22091/2011.
Суды установили, что технические условия, выданные департаментом ООО "Торговая фирма "Донские зори" на переустройство светофорного объекта на спорном участке автодороги, предусматривают перенос уже существующего и функционирующего светофорного объекта, ближе к кольцевому пересечению пр. Космонавтов и ул. Волкова.
Судебными инстанциями по делу N А53-22091/2011 установлено, что до оборудования светофорного объекта на спорном участке автодороги, который функционировал на момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, в зоне пешеходной доступности находилось 14 многоквартирных домов, расстояние до остановок общественного транспорта составляло от 110 до 450 метров. На указанных доводах настаивал департамент при рассмотрении дела N А53-22091/2011.
При рассмотрении данного дела суды установили отсутствие в материалах дела доказательств изменения дорожной ситуации на указанном участке дорог, изменения расположения многоквартирных домов, изменение схемы размещений остановок общественного транспорта, в период с 2011 года по дату рассмотрения настоящего дела.
Согласно заключению от 29.03.2018 N 12-27-430 "О целесообразности и возможности переноса регулируемого пешеходного перехода по адресу: пр. Космонавтов, 2/2", выполненному академией строительства и архитектуры дорожно-транспортного факультета кафедры "Организации перевозок и дорожного движения" ФГБО УВО "Донской государственный технический университет", необходимость в переносе существующего светофорного объекта на спорном участке автодороги отсутствует (том 1, л. д. 23 -30). В рамках подготовки заключения от 29.03.2018 N 12-27-430 по данным видеосъемки произведен мониторинг характеристик транспортных потоков на спорном участке автодороги, исследованы параметры светофорной сигнализации на регулируемом пешеходном переходе, подготовлен прогноз изменения транспортной ситуации методами моделирования дорожного движения при переносе пешеходного перехода.
Согласно выводам, изложенным в заключении от 29.03.2018 N 12-27-430, существующий светофорный объект на спорном участке автодороги находится в работоспособном состоянии и работает эффективно; затраты на устройство нового светофора и демонтажа существующего нецелесообразны для бюджета города; перенос светофора ухудшит транспортную ситуацию на спорном участке автодороги, так как очередь из транспортных средств перед пешеходным переходом может распространяться и на кольцевую проезжую часть, блокируя движение на площади; ситуация будет усугубляться с течением времени ввиду постоянного роста количества автомобилей и интенсивности движения на улично-дорожной сети; с восточной стороны пр. Космонавтов невозможно обеспечить зону накопления пешеходов перед пешеходным переходом необходимой площади ввиду высокой интенсивности движения пешеходов (все подходы загромождены торговыми павильонами), что заставит пешеходов выходить на проезжую часть и увеличит риск возникновения ДТП с участием пешеходов; перенос пешеходного перехода потребует изменения местоположения остановочного пункта с устройством заездных карманов. Устройство остановочного пункта с площадью накопления пассажиров, оборудованными подходами и несколькими павильонами (в соответствии с фактическим пассажиропотоком - тремя) на восточной стороне пр. Космонавтов невозможно ввиду наличия торговых павильонов; наличие несанкционированной парковки на полосе для движения общественного транспорта блокирует движение транспортных средств общего пользования; перенос пешеходного перехода следует считать неэффективным и нецелесообразным.
Судебные инстанции установили, что во исполнение выданных 01.11.2017 департаментом технических условий на переустройство светофорного объекта на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону на спорном участке автодороги, ООО "Торговая фирма "Донские зори" произвело монтаж и установку светофорного объекта, дорожных знаков. Непосредственно работы по установке светофорного объекта на спорном участке автодороги осуществило ООО "Сигнал", действующее на основании договора на выполнение работ от 21.12.2017 N 71-12.21/2017, заключенного с ООО "Торговая фирма "Донские зори". Работы выполнялись на основании рабочей документации, предоставленной ООО "Торговая фирма "Донские зори".
На основании договора подряда от 21.03.2018 N 1-Р.18, заключенного ООО "Торговая фирма "Донские зори" (заказчик) и ООО "МОП КОМПЛЕКС 1" (подрядчик), подрядчик обязуется выполнить на светофорном объекте, установленном в соответствии с техническими условиями департамента от 01.11.2017 следующие работы: демаскировка термопластика; нанесение линий дорожной разметки термопластиком механическим способом нанесения; нанесение линий дорожной разметки термопластиком ручным способом нанесения; установка знака дорожного 5.19.1(2) на желто-зеленом флуоресцентном фоне; монтаж знака на существующую стойку.
Письмом от 01.11.2017 департамент уведомил ООО "Торговая фирма "Донские зори" о том, что установленный светофорный объект надлежит передать в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону. При этом доказательства наличия правовых отношений между департаментом и ООО "Торговая фирма "Донские зори", предусмотренных статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых осуществлялась установка светофорного объекта на спорном участке автодороги, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что оспариваемые действия департамента являются незаконными, поскольку департамент поручил выполнение возложенных на него пунктом 2.3.26 Положения о департаменте функций, а также обязал создать и безвозмездно передать в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону материальный объект, фактически удовлетворив запрос ООО "Торговая фирма "Донские зори" при отсутствии оснований, предусмотренных Законом N 196-ФЗ.
Доводы о том, что решение о переносе светофорного объекта принято департаментом исходя из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности общества, не нашли документального подтверждения.
Доказательства изменения департаментом утвержденной схемы организации дорожного движения в связи с переносом светофора на спорном участке автодороги материалы дела также не содержат.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суды первой и апелляционной инстанции правильно применили положения статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили обстоятельства, связанные с законностью оспариваемых действий департамента и влиянием их на права и законные интересы, как заявителя, так и участников дорожного движения на спорном участке автодороги.
Доводы департамента, ООО "Торговая фирма "Донские зори" и Администрации г. Ростова-на-Дону были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А53-11541/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские Зори" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 05.12.2018 N 1299 государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.