г. Краснодар |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А61-6838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания, от заявителя - акционерного общества "Флебологический центр "Хирургия вен"" (ИНН 1503010173, ОГРН 1021500676438) - Даниловой И.В. (доверенность от 21.12.2022), от заинтересованного лица - администрации местного самоуправления г. Владикавказ (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087) - Гагиевой Н.В. (доверенность от 28.12.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления муниципального имущества и земельных ресурсов г. Владикавказа (ИНН 1502010822, ОГРН 1021500579088) и третьих лиц - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 1501003195, ОГРН 1021500581024), Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513056561, ОГРН 1151513004114), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Флебологический центр "Хирургия вен"" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А61-6838/2022, установил следующее.
АО "Флебологический центр "Хирургия вен"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - администрация) и Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов г. Владикавказа (далее - управление) с заявлением о признании незаконным формализованного в письме администрации от 09.12.2022 N 8438-4271 8177-4272 отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения площадью 150 кв. м с кадастровым номером 15:09:0020123:326, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Титова, дом 11 (далее - спорное помещение), без проведения торгов (далее - письмо от 09.12.2022) и возложении на администрацию обязанности направить в адрес общества проект договора купли-продажи спорного помещения в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - академия), Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания (далее - комитет).
Решением суда от 14.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2023, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на отсутствие оснований для приватизации обществом спорного помещения в соответствии с Федеральным ом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) с учетом статей 20, 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), которыми установлены особенности приватизации объектов культурного наследия и которые будут нарушены при реализации обществу спорного помещения. Поскольку спорное помещение является объектом культурного наследия, оно может быть приватизировано исключительно путем продажи на конкурсе или путем внесения указанного объекта в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. Суды также учли, что общество использует спорное помещение в отсутствие соответствующего договора. Заключенный в 1996 году между обществом (арендатор) и Первой городской клинической больницей г. Владикавказа (арендодатель; далее - горбольница N 1) договор аренды спорного помещения от 01.01.1996 (далее - договор от 01.01.1996) прекратил свое действие, поскольку 05.06.2017 горбольница N 1 ликвидирована без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам. Администрация в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации выразила отказ от дальнейшего исполнения юридически не оформленных, но фактически сложившихся арендных отношений, направив обществу уведомление от 21.10.2022 о прекращении арендных отношений с 31.01.2023 и необходимости освобождения спорного помещения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что правоотношения по использованию спорного помещения возникли на основании договора от 01.01.1996, который действовал на дату принятия администрацией решения, формализованного в письме от 09.12.2022. Спорное помещение включено в сводный список (перечень) выявленных объектов культурного наследия города Владикавказа, однако не включено в реестр таких объектов, его государственная историко-культурная экспертиза не проводилась, в реестр объектов культурного наследия в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) спорное помещение не включалось. Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 315-ФЗ) изменил формулировку пункта 1 статьи 29 Закона N 178-ФЗ, исключив из перечня "выявленные объекты культурного наследия". Документы, позволяющие рассматривать приватизацию спорного помещения как объекта культурного наследия, включенного в реестр, отсутствуют, в связи с чем к спорным правоотношениям не применяются предусмотренные пунктом 1 статьи 29 Закона N 178-ФЗ ограничения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация, управление, академия и комитет не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Совета Министров Северо-Осетинской АССР от 27.04.1993 "О передаче государственных предприятий бытового обслуживания населения, учреждений здравоохранения и культуры в муниципальную собственность" утвержден Перечень учреждений здравоохранения, передаваемых в муниципальную собственность города Владикавказа, в котором под номером 2 указана горбольница N 1, расположенная по ул. Титова, 11.
01 апреля 1994 года между горбольницей N 1 (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения, по условиям которого для создания республиканского Флебологического центра обществу в аренду сроком с 01.04.1994 по 01.02.2004 передан лечебный корпус N 3 общей площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Титова/Маркуса/Чкалова, 11/77/18; составлен акт приема-передачи от 01.04.1994.
01 января 1996 года между горбольницей N 1 (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения - лечебного корпуса N 3 на территории больницы (по улица Титова, 11 в г. Владикавказе) общей площадью 150 кв. м для создания республиканского Флебологического центра, сроком действия с 01.01.1991 по 31.12.2006 (договор от 01.01.1996).
Как предусмотрено пунктом 2.6 договора от 01.01.1996, арендатор обязан письменно сообщить арендодателю не позднее, чем за один месяц о предстоящем освобождении как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном освобождении и по акту сдать помещение арендодателю в исправном состоянии.
Как установлено в рамках дел N А61-113/2007 и A61-3165/2015, по истечении срока действия договора от 01.01.1996 ни одна из сторон договора не изъявила желания прервать договорные отношения; арендатор использовал спорное помещение при отсутствии возражений со стороны арендодателя, что в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации суды квалифицировали как признание договора возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
25 октября 2022 года общество обратилось в администрацию с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение спорного помещения в порядке части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, сославшись на то, что является субъектом малого или среднего предпринимательства, владеет спорным помещением на основании договора от 01.01.1996.
По результатам рассмотрения заявления администрация приняла решение от 09.12.2022 об отказе обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального объекта недвижимости в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, дополнительно сообщив о прекращении фактических договорных отношений с 31.01.2023, о чем общество извещалось в направленном в его адрес уведомлении от 21.10.2022 N 27/1709исх. (далее - уведомление N 27/1709исх.).
В соответствии со статями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило решение от 09.12.2022 в арбитражном суде, полагая, что формализованный в оспариваемом решении отказ администрации в реализации обществом преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества не соответствует положениям Закона N 159-ФЗ и нарушает интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании совокупной оценки установленных по делу обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали верный вывод о том, что администрация доказала соответствие закону оспариваемого обществом решения от 09.12.2022.
При этом суды правильно исходили из следующего.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон N 178-ФЗ регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом (пункт 1 статьи 3). Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом (пункт 5 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
Для реализации своего права на приобретение арендуемого имущества в собственность субъект малого и среднего предпринимательства по своей инициативе направляет в уполномоченный орган заявление о приобретении имущества в собственность.
Не урегулированные Законом N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом N 178-ФЗ (часть 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ).
Устанавливая для субъектов малого и среднего предпринимательства особенности условий и порядка приватизации арендуемого ими государственного и муниципального имущества, заключающиеся в обязательности его продажи публичными властями по желанию арендатора, Закон N 159-ФЗ не расширяет круг разрешенных к приватизации объектов недвижимости. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного Законом N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, возможна лишь в отношении имущества, приватизация которого допускается Законом N 178-ФЗ, и при соблюдении предусмотренных им ограничений.
Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения определены в статье 30 Закона N 178-ФЗ.
Как предусмотрено абзацем 3 пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ, объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П (далее - Постановление N 22-П), в силу Конституции Российской Федерации основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, - исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, - должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач.
Положения частей 2 и 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ не предполагают принудительное отчуждение из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности (пункт 4.3).
В Постановлении N 22-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал на необходимость установления баланса между интересами поддержки малого и среднего предпринимательства и самостоятельностью местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью, в том числе в целях сохранения соответствующей инфраструктуры для оказания тех или иных услуг, связанных с жизнеобеспечением населения конкретного муниципального образования.
Суды указали, что с 1996 года в помещении, расположенном по адресу: г. Владикавказ, ул. Титова, дом 11, медицинской организацией оказывались медицинские услуги гражданам города Владикавказа, то есть спорное помещение использовалось как объект здравоохранения, соответственно, оно необходимо для оказания медицинских услуг гражданам города Владикавказа и относилось к объектам здравоохранения в значении, используемом в пункте 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ, что согласуется с изложенной в Постановлении N 22-П правовой позицией.
Доказательства того, что орган местного самоуправления изменял функциональное назначение здания поликлиники, в том числе спорного помещения, в материалы дела не представлены.
Суды верно отметили, что организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии не только государственной, муниципальной, но и частной систем здравоохранения (пункты 10 и 11 статьи 2, части 2 и 5 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), соответственно, частная медицина входит в систему здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, спорное помещение (как минимум) с 1994 года относилось к объектам здравоохранения и использовалось для целей оказания медицинских услуг гражданам города Владикавказа, в том числе обществом.
Данные обстоятельства суды оценили как подтверждающие отсутствие законных оснований для передачи обществу в собственность спорного помещения на основании части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Суды обоснованно отклонили и довод общества о том, что на момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп спорного помещения оно не было включено в реестр объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 73-ФЗ ведение реестра включает регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия. Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Содержащиеся в реестре сведения, указанные в пункте 2 статьи 20 Закона N 73-ФЗ, подлежат размещению на официальных сайтах федерального органа охраны объектов культурного наследия и региональных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию (пункт 9 статьи 20 Закона N 73-ФЗ).
Суды отметили, что на официальном сайте комитета (https://okn.alania.gov.ru/) имеется опубликованный перечень объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания. Объект "Городская больница. Комплекс зданий 1901 года, расположенный по адресу: город Владикавказ, улица Титова, дом 11" включен в перечень выявленных объектов культурного наследия под учетным номером объекта 01-00476 "Городская больница. Комплекс зданий.1901 г.", что подтверждено представленными в материалы дела выпиской из приказа комитета от 26.01.2009 N 7 "Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания", выданным собственнику объекта - администрации Охранным обязательством от 24.11.2010 N 121/10 на пользование объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), сведениями о внесении соответствующей записи в ЕГРН от 10.02.2021 N 15:09:0020123:326-15/035/2021-2.
При таких обстоятельствах суды верно указали, что спорное помещение является объектом культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, в отношении которого Законом N 178-ФЗ установлены особенности приватизации, являющиеся специальными по отношению к положениям статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
Кроме того, суды установили, что в порядке реализации предусмотренного статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации права администрация известила общество о прекращении договора от 01.01.1996 ввиду ликвидации горбольницы N 1 (поименованной в договоре от 01.01.1996 арендодателем) без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам, и ввиду отсутствия намерений администрации (как собственника спорного помещения) сохранить за обществом права фактического арендного пользования спорным помещением, направив обществу уведомление N 27/1709исх., что подтверждено представленным в материалы дела почтовым отправлением с идентификатором 80099077730787.
Суды обоснованно отклонили довод общества о неполучении им уведомления N 27/1709исх., указав, что названное уведомление направлено по юридическому адресу общества и в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации риск неполучения юридически значимого сообщения лежит на обществе.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.06.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А61-6838/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили довод общества о неполучении им уведомления N 27/1709исх., указав, что названное уведомление направлено по юридическому адресу общества и в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации риск неполучения юридически значимого сообщения лежит на обществе.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2024 г. N Ф08-12990/23 по делу N А61-6838/2022