г. Краснодар |
|
01 марта 2019 г. |
Дело N А63-6901/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) - Быковой Е.С. (доверенность от 10.05.2017), в отсутствие представителей органов, осуществляющих публичные полномочия: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на с (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А63-6901/2018, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания -РусГидро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - территориальное управление, Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений от 26.07.2017 N 1099.ККЭС, 1100.ККГЭС, N 1101.ККГЭС в отношении земельных участков площадью 346 839 кв. м с кадастровым номером 26:17:000000:2149, расположенного по адресу (местоположение): Ставропольский край, Андроновский район, поселок Каскадный, 0 км по направлению на восток от поселка Каскадный, площадью 1 701 337 кв. м с кадастровым номером 26:15:000000:6513, площадью 239 843 кв. м с кадастровым номером 26:15:000000:6514, расположенных по адресу (местоположение): Ставропольский край, Кочубеевский район, село Дворцовское, участок находится примерно в 7859 м от центральной части села Дворцовского по направлению на юго-запад (далее - земельные участки), о понуждении управления к рассмотрению названных заявлений общества и принятию по ним решений (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Территориальное управление при наличии необходимых и достаточных документов не приняло соответствующие решения. Необходимость соблюдения территориальным управлением внутриведомственных процедур не может препятствовать своевременному рассмотрению заявлений и принятию по ним решений.
Управление обжаловало решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Территориальное управление не вправе принимать решение без согласования с Росимуществом. Им приняты все необходимые меры, направленные на своевременное рассмотрение заявлений общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании заявлений общества и во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2016 по делу N А63-11500/2015, распоряжениями территориального управления от 15.05.2016 N 421, 422 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий.
Земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью 3 148 331 кв. м с кадастровым номером 26:15:271001:1, расположенный по адресу (местоположение): Российская Федерация, Ставропольский край, Кочубеевский район, село Дворцовское, примерно в 7850 м от центральной части села Дворцовского по направлению на юго-запад, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, с разрешенным для производственной деятельности (далее - исходный земельный участок). Два из земельных участков (с кадастровыми номерами 26:15:000000:6513, 26:15:000000:6514) поставлены на государственный кадастровый учет 05.07.2017 и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на них произведена 05.07.2017 (записи с номерами регистрации 26:15:000000:6513-26/015/2017-1, 26:15:000000:6514-26/015/2017-1), а один (с кадастровым номером 26:17:000000:2149) - поставлен на государственный кадастровый учет 06.07.2017 и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него произведена 10.07.2017 (запись с номером регистрации 26:17:000000:2149-26/015/2017-1).
Обществу является собственником расположенных на земельных участках плотины выравнивающего водохранилища ГЭС-3, здания шлюза - распределителя N 6, здания водосброса, ЛАП 6 кВ от ГЭС-3 до ШР-6, проходной ГЭС-4, здания наружных бытовых блоков ГЭС-4, водоприемника ГЭС-4, мастерской ОРУ-330 ГЭС 4, бассейна суточного регулирования ГЭС-4 с дамбами, здания гаража с навесом, здания компрессорной ОРУ-330, шлюза-регулятора N 7, здания гидроэлектростанции N 4, автодороги N 5 от водоприемника ГЭС 4 до ШР 7, холостого водосброса ГЭС 4 с железобетонным лотком быстротока, напорных трубопроводов ГЭС 4, здания склада ГЭС 4, сооружения подстанции ОРУ 330/110 10 кВ ГЭС 4, отводящего канала ГЭС 4, автодороги N 1 к водоприемнику и холостому водосбросу ГЭС 4, плотины выравнивающего водохранилища ГЭС 4, здания ОПУ ОРУ-330 ГЭС 4, сооружений септиков ГЭС 4, нежилого здания, аварийного водосброса выравнивающего водохранилища ГЭС 4 с железобетонным лотком, канала выравнивающего водохранилища ГЭС 4 с сетками НГРЭС, плотины выравнивающего водохранилища ГЭС 4.
Общество обратилось в территориальное управление с заявлениями от 26.07.2017 N 1099.ККГЭС, 11000.ККГЭС, 11001.ККГЭС о предоставлении земельных участков в аренду. К заявлениям были приложены нотариально заверенные копии доверенности и паспорта лица, подписавшего заявления, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках и о расположенных на них объектах недвижимости, ранее заключенные договоры аренды земельных участков, сообщения о расположенных на земельных участках зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащих обществу на праве собственности.
Письмом от 29.08.2017 N 5919/04 территориальное управление проинформировало общество о пересечении границ земельных участков с границами земельных участков с кадастровыми номерами 26:15:271001:1, 26:17:031201:1, о возможности предоставления земельных участков в аренду после приведения их границ в соответствие с действующим законодательством. Письмом от 27.10.2017 N 1708.ККГЭС общество известило территориальное управление об устранении технической ошибки в сведениях о границах земельных участков и просило ускорить подготовку договоров аренды земельных участков по заявлениям от 26.07.2017 1099.ККЭС, 1100.ККГЭС, 1101.ККГЭС.
Письмом от 22.11.2017 N 8206/04 территориальное управление проинформировало общество о направлении пакета документов с сопроводительным письмом от 30.10.2017 N 7607/04 в Росимущество для дачи соответствующего поручения по оказанию государственной услуги. В направленном в территориальное управление поручении от 26.12.2017 N ЕГ-10/49056 Росимущество указало на отсутствие в заявлениях общества оснований предоставления земельных участков без проведения торгов, невозможность определения комплекта необходимых документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", необходимость возврата документов заявителю. Ссылаясь на подпункты 3.17, 3.18, 3.13 административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.10.2011 N 598, Росимущество поручило территориальному управлению провести внеплановую проверку фактического использования земельных участков.
На основании распоряжения от 10.01.2018 N 6 территориальное управление провело в период с 12.01.2018 по 16.01.2018 внеплановую проверку фактического использования земельных участков. По результатам проверки составлен акт от 19.01.2018, в котором отражено расположение на земельных участках вышеперечисленных объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности и используемых им в производственной деятельности по целевому назначению. С сопроводительным письмом от 01.02.2018 N 725/03 территориальное управление направило в Росимущество распоряжение от 10.01.2018 N 6 и акт проверки от 19.01.2018 с приложенными к нему правоустанавливающими документами.
Письмом от 06.02.2018 N 810/04 территориальное управление проинформировало общество о направлении по поручению Росимущества N ЕГ-10/49056 в его Центральный аппарат акта проверки от 19.01.2018 и о дополнительном извещении общества о ходе рассмотрения заявлений. Письмом от 16.02.2018 N ЕГ-10/5088 Росимущество сообщило территориальному управлению о принятии к сведению поступившего акта проверки от 19.01.2018 и о неизменности позиция Росимущества, изложенной в письме от 26.12.2017 N ЕГ-10/49056.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к исключениям из общего правила о продаже, предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукционов, отнесены случаи продажи земельного участка, на котором расположено здание, его собственнику (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6). Право лица, являющегося собственником расположенного на земельном участке здания, на приобретение этого участка в собственность или в аренду является исключительным и может быть ограничено только федеральным законом (пункт 1 статьи 39.20). Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса). Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1. Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и либо осуществляет подготовку трех экземпляров проекта договора купли-продажи (аренды) и направляет их для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1, 3 пункта 5 статьи 39.17).
В утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество определено как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1). Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4). Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.35). Росимущество в нормативно определенных порядке и пределах осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункты 5.3, 5.6).
Пунктом 2.8 утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 572 административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - административный регламент) предписано осуществлять предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, в течение трех недель при наличии информации в Едином государственном реестре недвижимости.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Территориальное управление обладает полномочиями по распоряжению федеральным имуществом на территории Ставропольского края. Оно не исполнило обязанности по рассмотрению заявлений общества о предоставлении земельных участков в аренду и принятию по ним решений. Общество представило пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решений по вопросу о предоставлении земельных участков в аренду. Внутриведомственные отношения Росимущества и его территориальных органов не могут влиять на своевременное рассмотрение заявлений общества о предоставлении земельных участков в аренду. Допущенное территориальным управлением бездействие незаконно, нарушает права и интересы общества.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу N А63-6901/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.