г. Краснодар |
|
01 марта 2019 г. |
Дело N А20-1203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344) - Балкарова З.Х. (доверенность от 11.01.2019), в отсутствие иных участвующих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2018 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-1203/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания от 18.01.2018 по делу N 06/56-17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Рынок Стрелка".
Решением суда от 05.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что у поставщика газа (общества) не имелось законных оснований отказать потребителю (ООО "Рынок Стрелка") в принятии показаний узла учета газа и произведении расчетов за газ в соответствии с фактически потребленным объемом, а также требовать оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения при отсутствии фактического потребления газа в июле 2017 года.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, исходя из смысла положений статей 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), неисправность средства измерения презюмируется в период отсутствия проверки. Кроме того, последующая поверка не распространяется на время ее отсутствия. Узел учета газа был неисправен и общество не могло принять его показания к учету. После поверки корректора 30.07.2017 общество приняло его показания и прекратило дальнейшие начисления.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Рынок Стрелка" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, связанные с необоснованным отказом в принятии показаний исправного узла учета газа, а также направлением уведомления с требованием оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения газа.
В ходе проверки антимонопольный орган установил, что узел учета газа, который используется ООО "Рынок Стрелка"в качестве расчетного, принят поставщиком газа без каких-либо претензий. В июле 2017 года общество выставило счет ООО "Рынок Стрелка" за якобы потребленный газ, рассчитанный по проектной мощности газопотребляющего оборудования. При этом согласно пункту 2.2 договора поставки газа от 01.12.2016 N 15-2-07-4628/17д поставщик (общество) и ООО "Рынок Стрелка" договорились не производить поставку газа в мае, июне, июле, августе, сентябре, так как газ используется только для отопления помещений. По результатам проверки антимонопольный орган принял решение от 18.01.2018 по делу N 06/56-17, которым действия общества, выразившиеся злоупотреблении доминирующим положением путем отказа ООО "Рынок Стрелка" в принятии показаний исправного узла учета газа, а также направлением уведомления с требованием оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения газа, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 20.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, обществу выдано предписание от 18.01.2018 N 06/56-17 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым на общество возложена обязанность прекратить нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем отзыва письма от 11.09.2017 N 13/2723-ГС, направленного в адрес ООО "Рынок Стрелка" с требованием оплаты начисленной суммы под угрозой отключения; представления доказательства исполнения данного предписания в адрес антимонопольного органа в срок до 15.04.2018.
Общество, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Суды установили, что согласно письму N 37-06-17 Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, являющийся надзорным органом, в том числе в области газоснабжения; письму от 24.11.2017 N АЦ-04/1686 газораспределительной компании АО "Газпром газораспределение Нальчик", на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2017 год деятельность по поставке в Кабардино-Балкарскую Республику природного газа по газораспределительным сетям для промышленных предприятий, включая поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляет в единственном числе ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик". Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО "Газпром", доля которого составила 100 %.
В соответствии с аналитическим отчетом от 01.12.2017 единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является ООО "Газпром".
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 135-ФЗ хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
ООО "Рынок Стрелка" зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 0715000619) и занимается предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, следовательно, на отношения между поставщиком газа ООО "Газпром" и ООО "Рынок Стрелка" распространяется часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 8 определил правовые, экономические и организационные отношения в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставление услуг по газоснабжению.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 N 32168 (далее - Правила учета газа). В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор таза без учета его объема не допускаются (пункт 21 Правил поставки газа).
Суды установили, что ООО "Рынок Стрелка" и общество заключили договор поставки газа от 01.12.2016 N 15-2-07- 4628/17д (далее - договор поставки газа), согласно которому общество обязуется поставлять с 01.01.2017 по 31.12.2017 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а потребитель получать (выбирать) и оплачивать газ. Согласно технической документации ООО "Рынок Стрелка" использует газ для отопления помещений, в связи с чем, потребление газа в мае, июне, июле, августе, сентябре не производится, что подтверждается договором поставки газа.
Представитель ООО "Газпром" 20.04.2017 зафиксировал показания узла учета газа - 60586 м. куб, о чем расписался в журнале учета потребления, а 28.07.2017 при снятии пломбы с корректора составил акт о снятии пломбы, где также зафиксировал показания узла учета газа - 60586 м. куб. В результате поверки корректор ТС-2015 (зав. N 12513723) ФБУ "КабардиноБалкарский 1.ДСМ" признан годным, и выдано свидетельство о поверке от 30.07.2017 N 2-2817. Таким образом, потребитель (ООО "Рынок Стрелка") в период с 20.04.2017 (показания - 60586 м. куб.) по 28.07.2017 (показания - 60586 м. куб.) газ не потреблял. Однако ООО "Газпром" выставило счет ООО "Рынок Стрелка" за потребленный газ, рассчитанный по проектной мощности газопотребляющего оборудования, о чем свидетельствует счет-фактура от 31.07.2017 N15-23421 за июль 2017 года.
ООО "Рынок Стрелка" письмом от 14.08.2017 N 75 обратился к поставщику газа - ООО "Газпром" с просьбой прекратить начисление по мощности газопотребляющего оборудования за период с 03.07.2017 по 31.07.2017, так как газ за указанный период не потреблялся, а также учесть показания узла учета газа. ООО "Газпром" письмом от 23.08.2017 N 15/2608-ГС указало, что применение расчетного метода по проектной мощности в июле 2017 года в размере 16704 м. куб. произведено обосновано и отказало в принятии показаний узла учета газа. ООО "Рынок Стрелка" повторно письмом от 30.08.2017 N 80 обратился в ООО "Газпром" с просьбой принять во внимание показания узла учета газа (показания 60586 м. куб.), а также учесть отсутствие фактического потребления газа в июле 2017 года, так как газ используется только для отопления помещений. ООО "Газпром" письмом от 07.09.2017 N 15/2702-ГС отказало в принятии показаний узла учета газа (показания 60586 м. куб.). Кроме того, ООО "Газпром" направило в адрес ООО "Рынок Стрелка" письмо от 11.09.2017 N 13/2723-ГС с требованием оплаты начисленной суммы под угрозой отключения.
Из пункта 23 Правил поставки газа следует, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности опломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Исходя их указанных обстоятельств, является верным вывод судов о том, что у поставщика газа (ООО "Газпром") отсутствовали законные основания отказывать потребителю (ООО "Рынок Стрелка") в принятии показаний узла учета газа (за июль 2017 года) и произведении расчетов за газ в соответствии с фактически потребленным объемом, а также требовать оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения при отсутствии фактического потребления газа в июле 201 7 года.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу N А20-1203/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 N 32168 (далее - Правила учета газа). В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор таза без учета его объема не допускаются (пункт 21 Правил поставки газа).
...
Из пункта 23 Правил поставки газа следует, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности опломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2019 г. N Ф08-591/19 по делу N А20-1203/2018