г. Краснодар |
|
04 марта 2019 г. |
Дело N А63-1897/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Оптрон-Ставрополь" (ИНН 2635078677, ОГРН 1052600264254) - Борового Д.Д. (доверенность от 14.01.2019) и Галкиной Д.А. (доверенность от 26.02.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 (судья Русанова В.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-1897/2018, установил следующее.
Акционерное общество "Оптрон-Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) от 25.08.2017 N 17-1140/п/10 о необходимости получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - предписание N 17-1140/п/10).
Решением суда от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2018, предписание N 17-1140/п/10 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Судебные акты мотивированы тем, что департамент не доказал осуществление обществом деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, вследствие чего общество не обязано получать лицензию на данный вид деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что деятельность общества по производству полупроводниковых приборов сопряжена с гальваническим производством, которое не может функционировать без очистных сооружений, т. к. является одним из наиболее опасных источников загрязнения окружающей среды. В этой связи общество эксплуатирует блочно-модульный комплекс горизонтального типа "Элион" (далее - БМВК "Элион") - станцию обезвреживания отходов сточных вод гальванического производства следующих категорий: отработанные и концентрированные растворы электролитов, кислотощелочные отходы, хромсодержащие отходы, медь и никельсодержащие отходы, фторсодержащие отходы. Как указывает общество, после обезвреживания жидких отходов гальванического производства на БМВК "Элион" образуются отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и гальванических производств III класса опасности. Однако такие отходы как отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и гальванических производств III класса опасности отсутствуют в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) (далее - ФККО). В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - постановление N 712), согласно которому на отходы, не включенные в ФККО, юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, общество не представило в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации паспорт на "отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств". По мнению департамента, в паспорте опасного отхода "отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств" общество подменило понятие "обезвреживание" (используемое в коде ФККО 363485 00 00 0) на понятие "нейтрализация" в целях уклонения от получения соответствующей лицензии, хотя фактически осуществляет обезвреживание отходов промывных вод гальванического производства, содержащих соединения меди, никеля, хрома, цинка (коды ФККО 363 484 51 10 4 и 363 484 52 10 3), которые отнесены к III классу опасности. Суды не учли, что фактически общество осуществляет лицензируемый вид деятельности без соответствующей лицензии, в связи с чем неправомерно удовлетворили требования общества, признав недействительным предписание N 17-1140/п/10.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент провел плановую выездную проверку общества, в ходе которой установил, что в процессе хозяйственной деятельности общество осуществляет очистку промывных вод гальванического производства на БМВК "Элион" в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению опасных отходов.
По результатам проверки департамент составил акт от 25.08.2017 N 17-1140/п/1 и выдал обществу предписание от 25.08.2017 N 17-1140/п/10 о необходимости получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание департамента в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам положений Закона N 89-ФЗ и Закона N 99-ФЗ суды сделали верный вывод о несоответствии оспариваемого обществом предписания требованиям действующего законодательства и обосновано удовлетворили требования общества.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
Обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, уменьшение их состава, физических или химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок N 721), который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходах.
Суды установили, что технологический процесс производства изготавливаемой обществом продукции включает операцию "Преддифузная обработка пластин", в ходе которой происходит очистка от стекла кремниевых пластин, в результате чего образуются отходы - растворы травильные обработанные (II класс опасности), на который составлен паспорт опасного отхода (код ФККО 363 331 00 00 0) и который по договору от 15.05.2017 N 01/17310-17 общество передает ООО "ЭкоАрхитектура" - специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Данное обстоятельство департамент документально не опроверг.
В силу пункта 4.6.10.2 стандарта СТО-12.ЖИАЕ 002-2015 "Безопасность труда на гальваническом участке" и согласно утвержденному технологическому процессу гальванического никелирования обработанные кислоты и травильные смеси по окончании процессов химической обработки разбавляются большим количеством воды, после чего сточные ВОДЫ с отработанными кислотами, промывные воды после травления, обезжиривания, никелирования поступают на станцию очистки сточных вод гальванического производства БМВК "Элион" для очистки и доведения состава канализационных вод для требуемых предельно допустимых концентраций (далее - ПДК).
Суды установили, и департамент документально не опроверг то обстоятельство, что БМВК "Элион" осуществляет лишь очистку сточных вод и не предназначен для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств, т. е. обезвреживания отходов.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, со ссылкой на пункт 7 статьи 1 Закона N 89-ФЗ, согласно которой под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, суды сделали верный вывод о том, что общество не осуществляет деятельность по обезвреживанию "отходов нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств", на который составлен паспорт опасного отхода и в состав которого входит вода (63%), железо (около 25%), сульфаты (около 7%), хром (около 2%), хлориды (около 2%), цинк (около 2%), нефтепродукты (около 0,2%), никель (около 0,13%), медь (около 0,03%).
В паспорте данного опасного отхода указан код ФККО 363 485 00 00 0, однако в ФККО под этим кодом значатся "отходы обезвреживания отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств", в то время как в производственной деятельности общества образовываются "отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств".
Согласно Толковому словарю русского языка (ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Москва, 1995) термин "обезвредить" означает сделать безвредным; термин "нейтральный" - не оказывающий ни вредного, ни полезного действия.
Суды мотивированно поддержали позицию общества относительного того, что в результате очистки сточных вод (нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств) на станции очистки сточных вод гальванического производства БМВК "Элион" образуется отход "Осадок механической очистки гальванических стоков никелирования, меднения, хромирования с преимущественным содержанием железа" (код ФККО 363 485 21 39 3), который по договорам от 11.12.2015 N 46 и от 24.08.2017 N 111 общество передает для обезвреживания и утилизации ООО "СтавЭко-сервис" - специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в процессе производственной деятельности общества образовываются отходы, накопление и движение которых общество фиксирует в соответствующих журналах и передает отходы специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Суды также учли, что для подтверждения состава канализационных вод требуемым ПДК на основании договора с обществом от 01.01.2012 N 1294/15/12 МУП "Водоканал" отбирает пробы сточных вод, что подтверждено актами отбора проб и выписками из журнала контроля состава и свойств сточных вод, образующихся в процессе производственной деятельности общества.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод департамента об осуществлении обществом деятельности без соответствующей лицензии, обязательной в силу статьи 9 Закона N 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, основанный на применении кодов ФККО 363 484 51 10 4 (промывные воды гальванических производств, содержащие соединения меди, никеля и хрома) и 363 484 52 10 3 (промывные воды гальванических производств, содержащие соединения хрома и цинка), подлежит отклонению, поскольку коды ФККО 363 484 51 10 4 и 363 484 51 10 3 введены приказом Росприроднадзора от 02.11.2018 N 451, в то время как оспариваемое обществом предписание департамента (N 17-1140/п/10) датировано 25.08.2017.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы департамента отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу N А63-1897/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.