г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А32-24946/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М, при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Довлатов А.Н. (доверенность от 31.07.2018), Сафронова О.А. (доверенность от 24.08.2018), в отсутствие представителей администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910), Дорошенко А.Ф. и Рафаилова А.А., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-24946/2018, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация, организатор торгов) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 07.06.2018 N 151-Т/2018 и предписания от 07.06.2018 N 18-151-Т/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дорошенко А.Ф. и Рафаилов А.А.
Решением суда от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2018, требования администрации удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что администрацией не было допущено нарушений по публикации извещения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, поэтому жалоба Дорошенко А.Ф. не подлежала рассмотрению управлением, что является самостоятельным основанием для признания недействительными оспариваемых решения и предписания.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований администрации. По мнению подателя жалобы, Дорошенко А.Ф. имеет право подать жалобу на нарушение порядка размещения информации о проведении торгов. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов. Таким образом, указанные действия организатора торгов являются нарушением порядка проведения торгов по продаже прав на заключение договоров аренды и продажи земельных участков
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить, принять новый судебный акт, об отказе администрации в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, администрация на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также в газете "Черноморье Сегодня" от 21.04.2018 N 44(2377) извещением N 190418/3316156/04, 19.04.2018 объявила аукцион по продаже в собственность четырех земельных участков.
Предмет аукциона - продажа в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок пансионата "Гизельдере", общей площадью 348 кв. м с кадастровым номером 23:33:0202001:1087, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (лот N 1).
Организатор торгов: управление имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район.
Дата и время начала приема заявок - 23.04.2018, дата и время окончания приема заявок - 16.05.2018.
В результате рассмотрения по лоту N 1 поступило 13 заявлений о намерении участвовать в аукционе, заявление от Дорошенко А.Ф. не поступало
Дорошенко А.Ф., указывая на то, что в извещении полностью отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликований указанного извещения к сетям - на газ (или об отсутствии возможности подключения) обратился с жалобой в управление.
По результатам рассмотрения жалобы Дорошенко А.Ф. управление вынесло решение о признании жалобы обоснованной и выдало администрации предписание устранить нарушения порядка проведения торгов, а именно аннулировать открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
Не согласившись с решением и предписанием, администрация обратилась в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Основанием для подачи жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии может быть нарушенное право.
Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.
Правом обжалования обладают только лица, подавшие заявку на участие в торгах.
Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовки к проведению аукциона регламентирован частью 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе, сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Таким образом, информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение является требованием о представлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (в редакции Постановления правительства от 1906.2017N 727" "сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепловодоснабжения и водоотведения".
Ранее пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 предусматривал иное понятие: "сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения", но постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 из пункта 2 слова "сетевой газ" и "газо-" исключены.
Поскольку постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 сети газораспределения, газоснабжения не включены в понятие сети инженерно-техническое обеспечение, суды пришли к правомерному выводу о том, что запрос и последующее размещение информации о возможности подключения к сетям газораспределения при проведении аукциона не предусмотрен законодательством. С учетом изложенного суды обоснованно указали, что администрация нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов не допускала.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что Дорошенко А.Ф. не подавал заявку на участие в торгах, его законные права и интересы нарушены не были, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований администрации.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 по делу N А32-24946/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ранее пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 предусматривал иное понятие: "сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения", но постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 из пункта 2 слова "сетевой газ" и "газо-" исключены.
Поскольку постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 сети газораспределения, газоснабжения не включены в понятие сети инженерно-техническое обеспечение, суды пришли к правомерному выводу о том, что запрос и последующее размещение информации о возможности подключения к сетям газораспределения при проведении аукциона не предусмотрен законодательством. С учетом изложенного суды обоснованно указали, что администрация нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов не допускала."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-204/19 по делу N А32-24946/2018