г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А61-6231/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания (судья Коптева М.Б.) от заинтересованного лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Ольгинское" (ИНН 1511004448, ОГРН 1021500944761) - Циклаури М.Т. (доверенность от 14.01.2019), Сакиевой В.Э. (доверенность от 14.01.2019), в отсутствие заявителя - Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Ольгинское" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.06.2018 (судья Харченко С.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А61-6231/2017, установил следующее.
Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Ольгинское" (далее - предприятие) о взыскании части чистой прибыли за 2015 год в сумме 10 450 342 рублей 63 копеек.
Определением суда от 05.09.2018 произведена процессуальная замена истца по делу - Федерального агентства научных организаций на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2018, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С предприятия в доход федерального бюджета взысканы 10 450 342 рубля 63 копейки задолженности по перечислению части чистой прибыли за 2015 год и 75 253 рубля государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что предприятие не доказало отсутствие у него в 2015 году чистой прибыли.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.06.2018 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что в бухгалтерский баланс, из которого рассчитывается чистая прибыль, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, включена дебиторская задолженность в сумме более 14 млн. рублей. Однако, после сдачи бухгалтерского баланса в налоговый орган вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.2017 по делу N А61-3885/2016 в удовлетворении требований предприятия о взыскании данной дебиторской задолженности отказано, в связи с чем в 2015 году у предприятия отсутствовала чистая прибыль, а, следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Дополнение к кассационной жалобе не учитывается судом кассационной инстанции, поскольку оно направлено заявителем в срок, не позволяющим другим лицам ознакомиться с ними до начала судебного заседания, без направления его копии в адрес этих лиц, подано за пределами срока подачи кассационной жалобы и содержит только доводы по существу дела, которые не приводились в судах первой и апелляционной инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, агентство в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, а затем и министерство в соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, осуществляет функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за этими организациями, и в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении таких организаций.
Поскольку предприятие в силу пункта 123 раздела 2 Перечня организаций, подведомственных агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, включено в перечень организаций, подведомственных агентству в соответствии с приказом от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" на него возложена обязанность по перечислению в срок до 15.06.2016 в федеральный бюджет не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Протоколом комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных агентству, от 29.04.2016 N 3 утвержден реестр начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2016 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными агентству, в который предприятие не включено, поскольку отчетность оно представило позднее.
Согласно представленному предприятием отчету о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год и справке о величине чистой прибыли, полученной предприятием в 2015 году, подписанной директором и главным бухгалтером предприятия, чистая прибыль предприятия составила 10 825 342 рубля 63 копейки.
Протоколом заседания комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству, от 02.02.2017 N 2 (67) предприятие включено в вышеуказанный реестр с суммой к начислению в размере 10 450 342 рубля 63 копейки.
Агентством в адрес предприятия направлена претензия от 30.10.2017 N 007-18.1.2-11/СК350 об уплате чистой прибыли.
В ответном письме от 10.11.2017 N 178 предприятие отказалось от уплаты задолженности, сославшись на заключенный между предприятием и ООО "АИР" договор контрактации, а также на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.2017 по делу N А61-3885/2016 об отказе в удовлетворении требований предприятия о взыскании с ООО "АИР" дебиторской задолженности.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения агентства в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счёт чистой прибыли, но не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (пункт 6), перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8).
Аналогичные нормы закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", согласно подпункту "н" пункта 1 которого федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с приказом агентства от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" предприятиям, имеющим утвержденные программы деятельности на 2016 год, необходимо было перечислить в срок до 15.06.2016 часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на 2016 год, осуществляемых за счёт чистой прибыли, но не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
При этом суды учли, что согласно представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (номер корректировки 0) размер чистой прибыли предприятия составляет 11 046 тыс. рублей, в то время как из бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (номер корректировки 1) следует, что чистая прибыль предприятия в 2015 году составила 10 825 342 рубля 63 копейки.
Суды также установили, что предприятие в 2015 году не получало субсидий и не участвовало в программах целевого финансирования. Соответственно, денежные средства из бюджетов разных уровней на расчетный счет предприятия не поступали.
Во исполнение пункта 3 названного приказа агентства от 29.04.2016 N 211 протоколом Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных министерству, от 02.02.2017 N 2(67) утверждена бухгалтерская отчетность предприятия за 2015 год и откорректирован реестр начисления части прибыли, подлежащей перечислению федеральными государственными унитарными предприятиями в федеральный бюджет в 2016 году, в него включено предприятие с суммой к начислению 10 450 342 рубля 63 копейки.
Суды двух инстанций оценили в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, в том числе расчет чистой прибыли за 2015 год (расшифровка показателей отчета о финансовых результатах за 2015 год), бухгалтерскую (финансовая) отчетность за 2015 год, а также справку об отсутствии субсидий в 2015 году и с учетом вышеприведенных норм обоснованно констатировали обязанность предприятия перечислить определенную в них часть чистой прибыли (10 450 342 рубля 63 копейки, что составляет не менее 25%) в соответствующий бюджет.
Таким образом, задолженность ответчика по перечислению части чистой прибыли в федеральный бюджет за 2015 год составляет 10 450 342 рубля 63 копейки. Ответчиком чистая прибыль за 2015 год не перечислена.
При удовлетворении заявленных требований суды учли пояснения предприятия, из которых следует, что в расшифровке показателей отчета о финансовых результатах за 2015 год в строке 2110 "Выручка" на 57 522 тыс. рублей отражена стоимость отгруженной продукции на указанную сумму, то есть без учета действительной оплаты отгруженной продукции (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н). Данная сумма сложилась в результате отгрузки сельскохозяйственной продукции в отношении контрагентов, в том числе ООО "АИР" на 50 100 100 рублей по договору контрактации, согласно которому предприятие должно ООО "АИР" за переданные сырье и материалы 35 367 100 рублей, возникшая разница в сумме 14 733 тыс. рублей (50 100 100 рублей - 35 367 100 рублей) является дебиторской задолженностью, во взыскании которой отказано решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.2017 по делу N А61-3885/2016. По мнению предприятия, это фактически свидетельствует о не получении в 2015 году предприятием сумм прибыли, указанных в отчете, поскольку 14 733 тыс. рублей дебиторской задолженности попадает в резерв по сомнительным долгам в следующем 2016 году.
Судебные инстанции отклонили довод предприятия и правомерно указали, что согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Доводы предприятия не являются основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества с учетом соблюдения порядка расчета за 2015 год отчислений, предусмотренного действующим законодательством. Представленная по запросу суда апелляционной инстанции расшифровка показателей отчета предприятия о финансовых результатах за 2015 год также указывает на наличие у предприятия в 2015 году 10 825 тыс. рублей чистой прибыли.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела документов и пояснений предприятия, судебные инстанции правомерно указали, что предприятие не доказало, что у него в 2015 году отсутствовала чистая прибыль.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что поскольку расчет чистой прибыли за 2015 год произведен правильно, с применением метода начисления, в полном соответствии с требованиями составления бухгалтерской и налоговой отчетности, то отсутствуют основания для принятия довода предприятия об отсутствии у него чистой прибыли по причине невзыскания дебиторской задолженности с ООО "АИР".
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А61-6231/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При удовлетворении заявленных требований суды учли пояснения предприятия, из которых следует, что в расшифровке показателей отчета о финансовых результатах за 2015 год в строке 2110 "Выручка" на 57 522 тыс. рублей отражена стоимость отгруженной продукции на указанную сумму, то есть без учета действительной оплаты отгруженной продукции (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н). Данная сумма сложилась в результате отгрузки сельскохозяйственной продукции в отношении контрагентов, в том числе ООО "АИР" на 50 100 100 рублей по договору контрактации, согласно которому предприятие должно ООО "АИР" за переданные сырье и материалы 35 367 100 рублей, возникшая разница в сумме 14 733 тыс. рублей (50 100 100 рублей - 35 367 100 рублей) является дебиторской задолженностью, во взыскании которой отказано решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.06.2017 по делу N А61-3885/2016. По мнению предприятия, это фактически свидетельствует о не получении в 2015 году предприятием сумм прибыли, указанных в отчете, поскольку 14 733 тыс. рублей дебиторской задолженности попадает в резерв по сомнительным долгам в следующем 2016 году.
Судебные инстанции отклонили довод предприятия и правомерно указали, что согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-406/19 по делу N А61-6231/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10346/2022
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-406/19
24.10.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3108/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-6231/17