г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А53-10460/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазуля Т.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заинтересованного лица - Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6164287579, ОГРН 1096164000019) - Платоновой М.Ш. (доверенность от 05.03.2019) и Важинской Е.В. (доверенность от 09.01.2019, в отсутствие заявителя - акционерного общества "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (ИНН 7710022410, ОГРН 1027700002660), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2018 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-10460/2018, установил следующее.
АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) о признании незаконным заключения от 05.02.2018 N 1322 об отказе в согласовании планируемой деятельности в рамках Программы выполнения инженерно-геологических изысканий в русле реки Воронеж по объекту "МН Куйбышев-Унеча-2, р. Воронеж, 810 км, основная, DN1200. Реконструкция" в части необходимости проведения оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, и понуждении управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, рассмотрев вопрос о согласовании названной Программы в отсутствие оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду обитания (уточненные требования).
Решением от 22.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о правомерности оспариваемого заключения, его соответствии требованиям действующего законодательства и об отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, представленная им управлению Программа содержит оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания с учетом всех инженерно-геологических изысканий. Требования, установленные пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и разделом V Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение N 372), не применимы к спорной Программе.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество обратилось в управление с заявкой о согласовании Программы выполнения инженерно-геологических изысканий в русле реки Воронеж по объекту "МН Куйбышев-Унеча-2, р. Воронеж, 810 км, основная, DN1200. Реконструкция".
По результатам рассмотрения заявки управление выдало заключение от 05.02.2018 N 1322 об отказе в согласовании планируемой деятельности в рамках указанной Программы. Управление указало на отсутствие в материалах оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, соответствующей требованиям Закона об охране окружающей среды и Положению N 372. В Программе отсутствует описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельностью, а также описание окружающей среды, которая может быть затронута такой деятельностью в результате ее реализации.
Общество полагает, что для согласования выполнения инженерно-геологических изысканий не требуется проведение оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы со ссылками на Закон об охране окружающей среды, Положение N 372, Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380), Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 (далее - Правила N 384), Методику исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденную приказом Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 N 1166 (далее - Методика N 1166).
В силу статей 1 и 3 Закона об охране окружающей среды оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 32 Закона об охране окружающей среды).
Порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, ее основные принципы, этапы и требования к материалам по оценке установлены Положением N 372.
Согласно пункту 2.2 Положения N 372 проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу.
Положение N 380 относит оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания (подпункт "б" пункта 2).
В соответствии с пунктом 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 данного Положения.
Пункт 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384, предусматривает необходимость предоставления при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 данных Правил копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду на всех этапах подготовки документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность.
Следовательно, довод общества об отсутствии у него необходимости проведения спорной оценки противоречит требованиям закона.
Суды обоснованно отклонили ссылку общества на отсутствие необходимости проведения оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания при выполнения инженерно-геологических изысканий в силу пункта 21 Методики N 1166. Данная Методика определяет процедуру исчисления размера вреда водным биологическим ресурсам, и не исключает необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемой обществом деятельности.
Суды приняли во внимание, что представленные обществом материалы не содержат исходных биологических данных, позволяющих установить факт отсутствия оказываемого воздействия на водные биологические ресурсы и окружающую их среду.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела, а доводы жалобы их не опровергают, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 по делу N А53-10460/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384, предусматривает необходимость предоставления при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 данных Правил копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
...
Суды обоснованно отклонили ссылку общества на отсутствие необходимости проведения оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания при выполнения инженерно-геологических изысканий в силу пункта 21 Методики N 1166. Данная Методика определяет процедуру исчисления размера вреда водным биологическим ресурсам, и не исключает необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемой обществом деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-1029/19 по делу N А53-10460/2018