г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А32-21898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" - Наумова И.Н. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 (судья Язвенко В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-21898/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение от 28.03.2018 N 23/153/002/600/2017-7078 об отказе в проведении действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации - Краснодарского края объекта незавершенного строительством газопровода низкого давления, протяженностью 31 406,92 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, пос. Красная Поляна;
- признать незаконным решение от 29.03.2018 N 23/153/002/602/2017-789 об отказе в проведении действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края объекта незавершенного строительством - газопровода низкого давления, протяженностью 1 771,75 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, пос. Дубравный;
- обязать осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на объекты незавершенного строительством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" (далее - учреждение).
Решением суда от 19.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя жалобы, суды не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу управление просит жалобу департамента оставить без удовлетворения, судебные акты - без изменений.
В судебном заседании представитель третьего лица не возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установили суды, департамент обратился в управление с заявлениями от 05.12.2017 N 23/153/002/600/2017-7079 и от 19.12.2017 N 23/153/002/600/2017-7078 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объектов незавершенных строительством (газопроводов низкого давления), расположенных: по адресам: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, пгт. Красная Поляна; Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, п. Дубравный.
По результатам рассмотрения указанных заявлений управление приостановило осуществление действий по регистрации права собственности субъекта Российской Федерации. Основанием для приостановления государственной регистрации по объекту, расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, пгт. Красная Поляна, явилось то, что в разделе "Характеристики объекта недвижимости" технического плана не указаны сведения о проектируемом назначении объекта незавершенного строительства, в соответствии с документами, на основании которых подготовлен технический план, в нарушение пунктов 51, 54 и 55 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования N 953), в разделе "Схема расположения объекта недвижимости на земельном участке" технического плана местоположение объекта незавершенного строительства отображено относительно границ кадастровых кварталов, а не границ земельных участков (при наличии в кадастре недвижимости описания местоположения границ земельных участков), на титульном листе проектной документации, включенной в состав приложения технического плана, отсутствуют подписи лиц, ответственных за разработку документа, заверяющий оттиск печати организации, подготовившей документ (Приложение "П" ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации").
Основанием для приостановления государственной регистрации по объекту, расположенному по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, п. Дубравный, послужили противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимся в представленных с заявлением в управление документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. С заявлением представлен технический план, в составе которого приложено разрешение на строительство от 18.07.2013 N RU23-217 сроком действия до 18.12.2014, при этом технический план подготовлен 27.11.2017. В представленном техническом плане в форме электронного документа отсутствовали сведения о проектируемом назначении объекта. При внесении в ЕГРН координат характерных точек контура сооружения, указанных в техническом плане в форме электронного документа, выявлено, что контур сооружения, отобразившийся в ЕГРН, отличается от контура сооружения, представленного в разделах графической части "Чертеж контура сооружения"; контур сооружения отразился частично за границами земельных участков, указанных в разделе "Характеристики сооружении" технического плана в качестве земельных участков, в границах которых расположено сооружение.
13 марта 2018 года департамент представил в управление технический план, по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе снятия приостановления в связи с не устранением вышеперечисленных замечаний, а также указаны вновь выявленные замечания к представленным документам, а именно несоответствие технического плана положениям пункта 43 Требований N 953, пункта 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок N 943) и части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в части отсутствия в техническом плане и кадастре недвижимости сведений обо всех земельных участках, в пределах которых расположен объект незавершенного строительства, либо документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения такого объекта недвижимости без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Управление также установило, что кроме земельных участков, указанных в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 29.11.2012 N 1116-р об установлении сервитутов для строительства объекта, в техническом плане указаны иные земельные участки, в пределах которых расположен объект недвижимости.
Сообщениями от 28.03.2018 N 23/153/002/600/2017-7078 и от 29.03.2018 N 23/153/002/602/2017-789 в государственной регистрации права.
Полагая, что решения об отказе в государственной регистрации права на объекты незавершенного строительством являются незаконными, департамент обратился в суд с заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 2 Требований N 953 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что представленный заявителем технический план не соответствует Требованиям N 953, а именно: отсутствуют сведения о проектируемом назначении объекта; контур сооружения, отобразившийся в ЕГРН, отличается от контура сооружения, представленного в разделах графической части "Чертеж контура сооружения" и отражается частично за границами земельных участков, указанных в разделе "Характеристики сооружении" технического плана в качестве земельных участков, в границах которых расположены объекты недвижимости, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что управление правомерно отказало в государственном кадастровом учете заявленных объектов недвижимости.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
В соответствии с положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 по делу N А32-21898/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-1384/19 по делу N А32-21898/2018