г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А53-13841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Высота" (ИНН 2318035224, ОГРН 1082318000489) - Гладышевой Г.В. (доверенность от 01.12.201), от заинтересованного лица - Южного таможенного управления (ИНН 6164027115, ОГРН 1026103296152) - Ананьева Ю.Е. (доверенность от 04.02.2019), Аксёновой Ю.С. (доверенность от 14.11.2018), Никитенко М.П. (доверенность от 11.01.2018), Сердюковой В.Н. (доверенность от 15.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высота" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2018 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (судьи Соловьёва М.В., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А53-13841/2018, установил следующее.
ООО "Высота" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному таможенному управлению (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным предварительного решения от 01.03.2018 N RU/10300/18/0013 по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и устранении допущенного нарушения путем обязания таможни выдать новое предварительное решение о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением суда от 30.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы верным определением таможней указанного в заявлении общества товара товарной подсубпозиции 7308 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает на применение судом утративших силу нормативных правовых актов, неприменение пунктов 5.4.2.1 - 5.4.2.5 ГОСТа Р 56943-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 01.06.2016 N 462-ст (далее - ГОСТ Р 56943-2016). На основании пояснений к товарной позиции 8428 ТН ВЭД ЕАЭС лифтовые направляющие рассчитываются исключительно для лифтов и являются основной составной частью лифта и подлежат классификации в товарной позиции 8431 ТН ВЭД ЕАЭС.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 09 час. 30 мин. 26.02.2019 до 17 час. 00 мин. 05.03.2019.
Общество заявило ходатайство об исключении из состава доказательств сведения таможни о данных по коду товара 8431310000, которое подлежит отклонению как не основанное на нормах процессуального права.
Арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает исключение каких-либо доказательств, подразумевая оценку их относимости и допустимости к рассматриваемому спору, но не отказ в принятии к исследованию и оценке.
У суда кассационной инстанция также отсутствуют полномочия по переоценке исследованных и оцененных судебными инстанциями доказательств, о чем разъяснено представителю общества в судебном заседании кассационной инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что письмом от 22.01.2018 N 07 общество обратилось в таможню с заявлением о принятии предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС - "направляющие 89 x 62 x 16 мм, количество 150 метров, в комплекте со стыковыми (сталь) и соединительными болтами с гайкой; направляющие 90 x 75 x 16 мм, количество 220 метров, в комплекте со стыковыми (сталь) и соединительными болтами с гайкой; направляющие 50 x 50 x 5 мм, количество 240 метров, в комплекте со стыковыми (сталь) и соединительными болтами с гайкой; изготовитель "MARAZZI (JIANGSU) ELEVATOR GUIDE RAIL CO., LTD", предназначены для движения кабины лифта, расположенных по боковым сторонам кабины (противовеса), которые гарантируют прямолинейное движение без поперечного раскачивания и обеспечивают постоянство безопасных зазоров между подвижными и неподвижными частями оборудования в шахте, упакованы в деревянные ящики, картонные коробки".
В заявлении общество отметило, что направляющие в комплекте со стыковыми являются составными частями лифтового оборудования и подлежат классификации в товарной подсубпозиции 8431 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как части лифта.
К заявлению декларант приложил сборочный (монтажный) чертеж (схема), описание продукции фирмы "MARAZZI (JIANGSU) ELEVATOR GUIDE RAIL CO., LTD", фотографии направляющих, общий вид лифта в шахте, контракт на поставку от 16.01.2013 N TR-01-RU и иные документы.
Рассмотрев заявление общества, таможня приняла предварительное решение о классификации товара от 01.03.2018 N RU/10300/18/0013, согласно которому установила, что спорный товар соответствует тексту товарной подсубпозиции 7308 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Общество обжаловало решение в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС регламентировано статьями 23 - 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) и осуществляется в соответствии с порядком, определенным административным регламентом Федеральной таможенной службы России и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 18.04.2012 N 760 (пункты 15, 16).
Единая ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики (часть 1 статьи 19 Кодекса).
Международной основой ТН ВЭД являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (часть 2 статьи 19 Кодекса).
Декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД (часть 1 статьи 20 Кодекса).
По заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (часть 1 статьи 21 Кодекса).
Предварительное решение о классификации товара принимается таможенным органом того государства-члена, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (часть 3 статьи 23 Кодекса).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым предусмотрены основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Порядок применения ОПИ ТН ВЭД регламентируется Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение).
ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения). При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ ТН ВЭД 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ ТН ВЭД 6).
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 - при невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 - при невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 - при необходимости после применения иного ОПИ, а ОПИ 6 - определения кода субпозиции.
Пунктом 7 Положения при классификации товара установлена следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что общество планировало ввезти в июне, июле 2018 года товар, представляющий собой направляющие в комплекте со стыковыми планками и соединительными болтами с гайкой. Изготовлены в виде стального Т-образного профиля, с обоих концов имеются отверстия для стыковых планок. Стыковые планки являются неотъемлемой частью направляющих, изготовлены из стальной пластины и имеют восемь отверстий для соединения (скрепления). Направляющие изготовлены путем металлургического литья, вытягивания, обработки, калибровки и шлифовки; устанавливаются в шахту лифта и предназначены для движения и улавливания кабины лифта и противовесов (размеры 50 x 50 x 5 мм, 70 x 65 x 9 мм, 89 x 62 x 16 мм, 90 x 75 x 16 мм).
В заявлении о принятии предварительного решения о классификации товара общество указало, что данный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8431 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430: лифтов, скриповых подъемников или эскалаторов", ставка ввозной таможенной пошлины 0%).
Таможня посчитала, что названный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 7308 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС ("металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части (например, мосты и их секции, ворота шлюзов, башни, решетчатые мачты, перекрытия для крыш, строительные фермы, двери и окна и их рамы, пороги для дверей, жалюзи, балюстрады, опоры и колонны); листы, прутки, уголки, фасонные профили, трубы и аналогичные изделия, из черных металлов, предназначенные для использования в металлоконструкциях; прочие; прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 6%).
В соответствии с текстом пояснений к единой ТН ВЭД ЕАЭС (том IV, раздел XIV, группа 84) в товарную позицию 8431 ТН ВЭД ЕАЭС включаются: (1) Подъемные грейферы, ковши, захваты и т.п., например, простые подъемные бадьи с присоединительными кольцами, крюками и т.д.; бадьи с откидным дном; грейферные ковши, состоящие из двух шарнирно соединенных частей, плотно смыкающихся одна с другой при подъеме сыпучих материалов; захваты, состоящие из двух или нескольких шарнирно соединенных частей (лап) для перемещения камней, осколков скальной породы и т.п.; (2) Барабаны лебедок и кабестанов; крановые стрелы; тележки, ковши, скипы и т.д. мостовых транспортирующих устройств; кабины, клети и платформы лифтов и т.п.; ступени эскалаторов; ковши и скребковые цепи элеваторов и конвейеров; опоры, барабаны или ролики (содержащие и не содержащие приводные двигатели) для конвейеров; приводные и тормозные головки качающихся конвейеров и столов; устройства для улавливания и плавной остановки лифтов, механизмы стопорения скиповых подъемников и т.д. (3) Бары, цепи и стрелы врубовых машин; рабочие органы для скреперов, струговых установок и т.д. (4) Роторы, вертлюги, ведущие бурильные трубы, вкладыши для вращения ведущей бурильной трубы, бурильные замки, утяжеленные бурильные трубы, втулки-переходники, направляющие бурильных труб, стопорные кольца, лафетные хомуты, скользящие клинья разрезных втулок, балансиры, замки вертлюгов, а также бурильные ясы машин для бурения скважин (вращательного или ударного бурения). (5) Экскаваторные ковши для земляных работ, ковшовые рамы для многоковшовых экскаваторов; стрелы для механических лопат; молоты для оборудования для забивки свай. (6) Гусеничные или колесные шасси, несамоходные, оборудованные механизмом поворота или другими вращающимися устройствами.
Согласно указанным пояснениям следует иметь в виду, что многие части не включаются в данную товарную позицию, поскольку они указаны где-нибудь еще в Номенклатуре, например, пружины подвески (товарная позиция 7320), двигатели (товарная позиция 8407 или 8408 и т.д.) и электрооборудование для зажигания или пуска (товарная позиция 8511).
Суд установил, что в рассматриваемом случае спорный товар поименован в другой товарной позиции.
Так, согласно пояснениям к единой ТН ВЭД ЕАЭС (том IV, раздел XIV, группа 73) в товарную позицию 7308 ТН ВЭД ЕАЭС включаются комплектные или некомплектные металлические конструкции, а также их части. Применительно к данной товарной позиции эти конструкции характеризуются тем, что установленные однажды в какое-то положение, они, как правило, остаются в этом положении. Обычно они собираются из прямоугольных и круглых стержней, прутков, труб, уголков, фасонных профилей, тонких и толстых листов, обручной стали, полосовой стали, кованых или литых деталей, с помощью клепки, болтовых соединений, сварки и т.п. Такие конструкции иногда включают изделия других товарных позиций, такие как проволочная сетка или просечно-вытяжные металлические листы товарной позиции 7314. В части конструкций включаются скрепляющие приспособления и другие устройства, специально предназначенные для сборки металлических конструкционных элементов круглого поперечного сечения (трубчатого или иной формы). Данные устройства обычно имеют выступы с нарезными отверстиями, в которые во время сборки вставляются винты для крепления хомутов к трубам.
В данную товарную позицию также включаются такие части, как плоские катаные изделия, "широкополосный прокат", в том числе так называемая универсальная широкополосная сталь, полосы, уголки, стержни, фасонные профили и трубы, которые были подвергнуты подготовительным операциям (например, просверлены, согнуты или надрезаны) для применения в конструкциях.
В данную товарную позицию не включаются: (в) конструкции, четко идентифицируемые как части машинного оборудования (раздел XVI);
Согласно пункту 175.3 Распоряжения Федеральной таможенной службы России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" листы, полосы, стержни, фасонные и специальные профили, трубы считаются предназначенными для металлоконструкций и классифицируются в соответствующих товарных позициях (например, 7308 или 7610 ТН ВЭД ТС) лишь при условии, что в их отношении выполнены определенные технологические операции (сверление, фрезеровка, гибка, формовка, надрезка, сварка и т.п.), позволяющие непосредственно использовать упомянутые изделия в качестве элементов металлоконструкций. В противном случае данные товары классифицируются в соответствии с материалом, из которого они изготовлены (например, уголки, фасонные и специальные профили из углеродистой стали классифицируются в товарной позиции 7216 ТН ВЭД ТС).
Судебные инстанции установили, что спорный товар соответствует указанным особенностям, подвергнут определенным технологическим операциям, представляет собой направляющие в виде стального Т-образного профиля, устанавливается в шахту лифта, с отверстиями на обоих концах для стыковых планок, в комплекте со стыковыми планками и соединительными болтами с гайкой и образуют металлоконструкцию в шахте лифта.
Предполагаемый обществом для ввоза товар не является исключительно или главным образом используемым с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции, поскольку к ввозу предполагается товар, не имеющий отношения к конкретному лифтовому оборудованию. Доказательства того, что указанные направляющие обладают признаками исключительности, какими-либо техническими характеристиками для установки их для определенного лифтового оборудования не представлены.
Таким образом, суд правильно установил, что направляющие в комплекте со стыковыми планками и соединительными болтами с гайкой соответствуют тексту товарной позиции 7308 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом суд учел представленные таможенным органом предварительные решения Федеральной таможенной службы N 06-12/33233, 06-43/21095 о классификации товаров "лифтовые направляющие в комплекте со стыковыми планками" и "направляющие кабины и противовеса лифта" в подсубпозициях 7308 90 990 0 и 7308 30 000 0 ТН ВЭД, а также сведения о классификации аналогичного товара участника внешнеэкономической деятельности, согласно которым ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется именно по коду 7308 ТН ВЭД.
Суд признал доводы общества основанными на неверной классификации предполагаемого к ввозу товара.
Не принимая возражения общества о необходимости применения пунктов 5.4.2.1 - 5.4.2.5 ГОСТа Р 56943-2016, суд, руководствуясь статьей 20 Кодекса, отметил, что данный спор является спором о классификации товара и, следовательно, только при отсутствии разъяснений в ТН ВЭД может быть использована справочная литература, в том числе и ГОСТы. При этом правильность указанного таможней классификационного кода установлена на основании анализа разъяснений ТН ВЭД.
Отклоняя довод общества со ссылкой на экспортную декларацию Турецкой Республики, суд правильно указал, что указанный в этом документе товар не ввезен на территорию Российской Федерации, соответственно, правильность классификации товара не проверялась таможенным органом Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Кодекса решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров являются обязательными при классификации товаров на территории государства - члена, таможенным органом которого они приняты.
Суд также обоснованно отклонил ссылку общества на судные акты по делу N А21-1612/2013 как принятые при иных фактических обстоятельствах.
Ссылки суда на утратившие силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" и Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Из Пояснений к товарной позиции ТН ВЭД 8428 - Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие усматривается, что статические элементы конструкций в случае представления отдельно включаются в товарную позицию 8431 при условии, что они оснащены или разработаны для оснащения механическими элементами, необходимыми для работы подвижных частей всей установки (колеса, ролики, блоки, ходовые или направляющие рельсы и другие детали. (1) Машины циклического действия. (А) Лифты _ обычно используются для поднятия и опускания пассажирской кабины_между вертикальными направляющими_ Оборудование управления, остановки, безопасности и прочее_также включается в данную товарную позицию при условии, что оно поставляется вместе с лифтом.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не опровергают выводов судебных инстанций и фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А53-13841/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.